12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белевич Татьяна Анатольевна36
Учитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 26 лет. Почётный работник общего образования.
Россия, Томская обл., с.Новоколомино
0

Реализация традиционно-гуманистических ценностей образования на уроках общественных дисциплин в условиях внедрения ФГОС

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Белевич Т.А., Почетный работник образования РФ,

МБОУ "Новоколоминская СОШ" Чаинского района Томской области

В новых федеральных образовательных стандартах, формирование «национального воспитательного идеала» и духовно-нравственное развитие личности обучающегося становится одной из приоритетных целей и задач. В настоящее время педагогической общественностью обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Создание проекта «Организационно-педагогическая модель реализации традиционно-гуманистических ценностей образования в социально-гуманитарном профиле общеобразовательной школы» представляет собой попытку решения данного вопроса.

В данном проекте выдвигалась следующая гипотеза: внедрение элементов духовно-нравственного воспитания в организационно-предметную структуру социально-гуманитарного профиля позволит создать целостную организацию образовательного пространства, способствующую наполнению внутреннего мира личности выпускника ценностным содержанием.

Объектом данного исследования являлся процесс формирования и развития ценностного потенциала учащихся.

Предметом - организационно-педагогические условия для создания системы духовно-нравственного воспитания в социально-гуманитарном профиле общеобразовательной школы.

Целью проекта - разработка и апробация модели организации духовно-нравственного развития обучающихся 10-11 классов в образовательном пространстве социально-гуманитарного профиля.

Новизна и практическая значимость проекта заключалась в том, что применение данной модели позволило раскрыть содержание программного материала социально-гуманитарного профиля в ракурсе религиозно-философского осмысления на основе традиционного мировоззрения, что способствовало наполнению ценностным содержанием внутреннего мира личности выпускника и дало возможность практической реализации требований нового ФГОС в области духовного- нравственного воспитания школьников .

Описание модели

На основе исходного анализа ситуации и изученного теоретического материала по исследуемой теме была создана и апробирована организационно-педагогическая модель реализации традиционно-гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного развития учащихся социально-гуманитарного профиля.

Модель состоит из таких компонентов, как: идеология, содержание, технология и педагогическое управление.

Идеология. В основе идеологии духовно-нравственного развития лежит направленность не на присвоение новых знаний, а на присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с миром и с собой на основе православно - гуманистических ценностных ориентаций. Так как перед МОУ Новоколоминская СОШ стояла задача создания новой программы развития, где планировалась продолжение работы по формированию высоконравственной личности будущего гражданина, то возникла необходимость апробации по применению данной идеологии. Сделав анализ образовательной программы, мы пришли к выводу, что оптимальными условиями для подобного эксперимента станет образовательное пространство социально-гуманитарного профиля.

Содержание. В условиях общеобразовательной школы эта идеология достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога. Где «образование не изучение предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства» [1, с.2]. Согласно, ценностной концепции современной дидактики, процесс обучения является одновременно процессом направленного духовного развития и воспитания; Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается усилением ценностного компонента базовых знаний.

В учебном плане социально-гуманитарного профиля усиление традиционно-христианского ценностного содержания возможно в таких образовательных областях, как: история, обществознание, право, филология. Поэтому, нами была проведена определенная работа по модульному включению этических знаний в профильные предметы.

В связи с этим, содержание духовно- нравственного воспитания в социально-гуманитарном профиле общеобразовательной школы явилось отражением самых существенных измерений бытия человека и представляет собой объём учебной информации с выделением ее воспитательной составляющей на основе православных ценностей. Это компенсировало отсутствие в учебных программах тех или иных ценностей, значимых для личностного роста подростков.

Технологии

Технология модели духовно-нравственного развития представляет собой целостную совокупность педагогических действий, операций, процедур, обеспечивающих актуализацию и развитие личностных духовно-нравственных качеств подростка. Предусматривается постепенное расширение эмоционального и деятельностного поля за счет снижения информационного потока, благодаря переакцентировке межпредметных и внутрипредметных связей.

Это, в свою очередь, приводит к углублению интересов и потребностей учащихся в самопознании и самосовершенствовании. Данная педагогическая технология стимулирует самостоятельный выбор подростками адекватных способов удовлетворения этих потребностей и других социальных, культурных и духовных потребностей, а также их интерес к своему внутреннему миру на основе сопоставления себя с другой личностью, партнером по диалогу. Все эти задачи решаемы через применение интерактивных технологий и приёмов обучения (дискуссии, ролевые игры, дебаты и т.д.), проектно- исследовательских методов, проблемного обучения, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах. Особое место  в работе педагога имеют диалогические методы. При их использовании важное место занимает работа самих учащихся, что определяется значимостью для них, обсуждаемых тем, опорой на положительный опыт. Важным фактором также является позитивный эмоциональный фон беседы, доверительный тон.

Педагогическое управление моделью духовно-нравственного воспитания на основе традиционно-гуманистических ценностей предусматривает диагностирование, целеполагание, конструирование, коррекцию, итоговый учет и контроль.
Результатом внедрения элементов духовно-нравственного развития в содержание социально-гуманитарного профиля явилась личность ученика, у которой целостное мировосприятия сформировано на основе гуманистических и православных ценностей. А духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. При этом «духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности» [2, с. 32].

Анализ материалов, полученных на входящих и промежуточных и итоговых срезах экспериментальной работы, позволил провести сравнительный анализ данных уровней информированности учащихся социально-гуманитарного профиля в духовно-нравственной сфере. Он свидетельствовал о том, что количество учащихся с высоким и среднем уровнем возросло, а с низким - уменьшилось.

Кроме того, у учащихся социально-гуманитарного профиля отмечалось возрастание интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к истории и православной культуре, а также к проектно – исследовательской работе по учебным предметам социально-гуманитарного профиля (расширение кругозора, формирование устойчивого уважения к традициям).    То есть изменяется в лучшую сторону уровень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, а также произведениям литературы и степень сформированности духовно-нравственных качеств личности.

В ходе опытной работы, на всех ее этапах с помощью педагогического мониторинга отслеживалась динамика личностного роста учащихся, их ценностных ориентаций, расширение сферы их потребностей и интересов (в том числе духовных), осознанной потребности в самопознании, а также влияние экспериментальных факторов на протекание процесса духовно-нравственного развития.

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что усиление в образовательном пространстве социально-гуманитарного профиля гуманистических и православно-христианских аспектов в содержании духовно-нравственного развития создает реальные предпосылки для осуществления индивидуально-творческого подхода, компенсирует отсутствие в учебных программах тех или иных ценностей, значимых для личностного роста выпускников содействуя тем самым самоактуализации и самореализации личности.

Библиографический список:

1.Каптерев П.Ф. Об основных реформах средней школы // Школа и жизнь.1991. № 10. С. 2-4.

2. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон.ресурс]: Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.