Статья «Социальная практика помогает успешной адаптации учащихся в обществе»
Социальная практика помогает успешной адаптации учащихся в обществе
Современное общество сформулировало социальный заказ на личность, которая умеет жить в ладу с самими собой и другими членами общества, т.е. успешно адаптироваться в обществе. Школа является одним из социальных институтов, позволяющих подготовиться к полноценной жизни. А сделать это возможно только тогда, когда у школьника имеется опыт активных, самостоятельных и социально-значимых дел.
Реализация программы «Я - гражданин» позволяет сделать социальную практику важным элементом воспитания в школе. Только через участие в социальной практике молодые люди учатся применять полученные знания и развивать умения, происходит выработка социальной компетентности личности.
Второй год объектами практики для работы с учащимися 6-7-х классов нашей школы являются такие формы общественно-значимой деятельности как организация в рамках патроната посильной помощи социально незащищенным слоям населения города. Это общество инвалидов, пансионат ветеранов и педиатрическое отделение городской больницы.
Социальная практика обучающихся в нашей проводится в течение учебного года в рамках внеурочной работы составляет 68 часов в год. Начинается работа с освоения теоретических основ социального проектирования, мы ведем дневники практики и рассказываем ученическому и педагогическому коллективу о результатах работы на ежегодной конференции. Целями внедрение социальной практики в школе в 7-х классах являются:
- формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
- приобретения практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
- знакомства с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
- приобретения навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации.
Как пример хочу предложить один из наших социальных проектов «Новый год приходит ко всем».
1.Мы видим проблему в том, что некоторые дети в больнице и инвалиды городского общества чувствуют себя особенно одинокими в преддверии Нового года из-за невозможности полноценного общения.
2.Мы видим следующие причины такого нежелательного положения вещей:
- невозможность полноценного общения со сверстниками;
- люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно;
-люди думают, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться;
-люди не знают, как общаться и начинают бояться;
- именно в праздники особенно остро ощущается одиночество из-за того, что все заняты подготовкой к Новому году, проявляя заботу в первую очередь о близких, а добрые дела люди откладывают на потом.
3.Основная идея- пропагандировать милосердие, любовь к ближним и не бояться общения с инвалидами.
4.Целевая группа благополучателей:
-дети в больнице и инвалиды.
5.Ценности:
милосердие, сострадание, исполнение гражданского долга, сочувствие, любовь и счастье.
6.Слоганы: «Новый год приходит ко всем!»
7..Знаковые символы :
8. Цели и задачи.
8.1. Цели: Дать почувствовать детям в больнице и инвалидам приближение самого веселого и романтичного праздника года-Нового года и рассказать школьникам о том, как надо общаться с детьми-инвалидами.
Новый год — один из самых любимых и ярких праздников, который с удовольствием отмечают во всех странах мира. В силу того что у разных народов мира религия, обычаи, традиции различны, и Новый год везде встречают по-разному. Однако все приготовления к празднику, сам праздник и воспоминания о нем у всех людей вызывают яркие чувства и эмоции радости, удовольствия, ожидания, счастья, любви, заботы друг о друге, о своих близких и родных; и в этом все люди очень похожи. Именно подготовка к празднику создает ощущение счастья.
А если человек имеет не ограниченные возможности, как у нас принято говорить, а расширенные потребности, то может ему надо помочь в преддверии самого чудесного праздника года почувствовать радость общения со сверстниками, дать ему возможность рассказать стихотворение Деду Морозу, получить еще один сладкий подарок?
Больные, калеки, убогие, нищие — все эти категории людей вызывают у нормального человека сочувствие. Все религиозные учения призывают быть милосердными, сострадательными, справедливыми (исполняющими долг) к таким людям, за это Вам дается прощение, любовь, счастье. Знаменитый мудрец С. Вивекананда сказал: «Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться. Бедняк дозволяет, чтобы часть оказываемой поддержки приходилась на нашу долю. Итак, пусть даритель опустится на колени и возблагодарит, а получающий поднимется с колен и дозволит!»
Многие люди встречаясь инвалидом теряются, чувствуют себя неловко и даже очень часто обижают его неосторожными высказываниями или косым взглядом. Однако очень часто люди с ограниченными возможностями, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую, опять же по незнанию, обычные люди не могут им предоставить.
Так давайте же научимся простым правила общения с детьми-инвалидами и поблагодарим их за возможность сделать добро. В нашем районе проживает 20 детей-инвалидов и мы, благодаря этому проекту становимся волшебниками, а именно- мы творим праздник, приносим радость.
8.2.Задачи:
-Организовать Новогоднее поздравление Дедом Морозом и Снегурочкой детей в больнице и инвалидов, обязательно с подарками и играми.
-Провести инструктаж среди учащихся нашей школы «Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности»
-Сделать доброй традицией общение с детьми в больнице и инвалидами в преддверии всех праздников.
9.Критерии оценки проекта.
-отзывы детей-инвалидов и их родителей;
-анкетирование учеников нашей школы после инструктажа «Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности».
10.Планируемые результаты.
1.Ученики перестанут бояться общения с инвалидами.
2. Организация праздников для детей-инвалидов станет доброй традицией.
3.Дети и инвалиды станут менее одиноки, а школьники получают возможность дарить любовь и стать милосерднее.
11.Основные механизмы реализации.
В рамках данного проекта работа идет по пяти направлениям:
1.Работа с учащимися школы по инструктажу с последующим анкетированием:
2.Работа с администрацией школы: консультации по сценарию, поиск костюмов, подарков.
3.Работа с обществом инвалидов города: узнать, где можно встретиться с инвалидами и сколько их придет на встречу.
4.Работа с депутатом г.о. В.Можаровым: попросить стать спонсором и приобрести сладкие подарки.
5.Работа с заведующим педиатрическим отделением ЦРБ: ожидания родителей и больных детей, сроки проведения праздника в больнице.
12. Ресурсное обеспечение.
12.1. Сколько времени необходимо для реализации проекта? 2 месяца
12.2. Какие люди необходимы для реализации проекта? Кого планируется привлечь?
-директор, зам по ВР, завхоз школы;
-председатель общества инвалидов;
-депутат В.Можаров;
-заведующий педиатрическим отделением ЦРБ;
-председатель общества инвалидов г.Жигулевска;
-добровольные помощники из числа учеников.
12.3. Какие материальные ресурсы необходимы для проекта?
-бумага, компьютер, принтер;
-костюмы Деда Мороза и Снегурочки;
-Интернет;
-сладкие подарки по числу детей-инвалидов в кол-ве 20 шт.
-самодельные открытки к Новому году:
-мягкие игрушки.
12.4. Какие финансовые ресурсы необходимы для проекта?
-деньги на проезд к детям при поздравлении:
-деньги на сладкие подарки.
13. Управление рисками.
13.1. Какие риски мы видим в проекте?
Мы боимся не оправдать надежды родителей и больных детей, а также инвалидов при проведении поздравлений.
13.2. Как мы планируем минимизировать риск?
Надо при разговоре с родителями и руководителем общества инвалидов узнать их ожидания от поздравления и попросить узнать ожидания ребенка,
Мы составили план, посчитали бюджет и осуществили проект. Второй год мы дружим с обществом инвалидов, педиатрическим обделением и пансионатом ветеранов. В течение года мы посещаем пансионат ветеранов, с обществом инвалидов мы стали друзьями и отмечаем не только основные празники с ними, но и поздравляем их с днем рождения.Учащиеся приобрели неоценимые социальные навыки, на следующий год мы планируем
Приложение 1
Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности.
Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему
Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
Приложение 2
Анкета
Ты общаешься с инвалидами?
Что тебе мешает общаться с инвалидами?
Ты узнал сегодня что-либо новое в ходе инструктажа?
Если да, то что именно?
Приложение 3
в этом направление воспитываем чувства милосердия, сострадания, почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому. В плане, например, по тема «Я люблю своих родителей», дети рассказывают о семейных традициях, отношении друг к другу в их семье, на практических занятиях изготавливают подарки для родителей
Социальная практика обучающихся в нашей школе проводится в течение учебного года в рамках вариативной части учебного плана, во внеурочное и каникулярное время и составляет 35 часов. Тематическое планирование включает следующие темы:
По окончании практики обучающиеся предоставляют дневники и индивидуальный отчет. На конференции старшеклассников по итогам социальной практики, на которую приглашаются родители, учителя, представители предприятий, обучающиеся делились своими впечатлениями и выводами о целесообразности внедрения практики в образовательный процесс. Вот некоторые из них. Базарбаева Анастасии: «Я проходила практику в информационном портале «Ноябрьск-Информ» у главного редактора В.Н. Артемичевой. Меня ознакомили с работой корреспондентов и главного редактора портала. Их работа достаточно трудная. Она требует высокой сосредоточенности, мобильности, ведь материалы в Интернет должны выходить быстро…Мне эта практика помогла определиться с будущей профессией. Это дало мне стремление идти вперед, завоевывать новые высоты!». Но было и другое мнение: «Мы проходили социальную практику в Отделе по делам архивов Администрации г. Ноябрьска. Наша работа заключалась в обрабатывании информации лицевых счетов сотрудников различных организаций. Единственным плюсом было хорошее отношение к нам работников архива, которые всегда были готовы помочь нам при выполнении обязанностей, но сама работа показалась нам однообразной, шаблонной и монотонной. По нашему мнению, люди этой профессии должны обладать следующими качествами: терпеливостью, усидчивостью, внимательностью и т.д.»
Безусловно, социальная практика оказала на нас положительное влияние: мы стали более ответственно подходить к выполнению порученных нам заданий, научились успешно планировать отведенное время, контактировать и сотрудничать с незнакомыми взрослыми людьми.
В то же время, мы четко осознали, что данный тип деятельности не подходит нам в силу специфических условий труда и наших индивидуальных особенностей. Однако это помогло нам понять, как важна и тяжела работа сотрудников архива». Так осмыслили результаты своего опыта ученицы 10а класса Эльвира Казыханова и Алия Хадиева.
При организации социальной практики и администрация школы, и классные руководители 10-х классов столкнулись со следующими проблемами:
- отсутствие необходимой базы данных предприятий и организаций, готовых поддерживать партнерское сотрудничество с МБОУ СОШ №7 в плане предоставления условий для прохождения социальной практики.
- сложности в составлении графиков прохождения практики (не все организации могут предоставить возможность прохождения практики в одно и то же время).
На педагогическом совете, рассмотрев и обсудив итоги организации и проведения практики, было решено:
1. Признать организацию социальной практики для обучающихся 10-х классов МБОУ СОШ №7 удовлетворительной.
2. Продолжать внедрение социальной практики в МБОУ СОШ №7 с учетом опыта ее организации на других территориях.
3. Лучший опыт сотрудничества МБОУ СОШ №7 с предприятиями и организациями города освещать в СМИ.
Как видим, социальная практика помогает школьникам адаптироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с представителями разных профессий, позволяя, тем самым, правильно выбрать свой жизненный путь. Поэтому наша школа будет и дальше развивать и совершенствовать данное направление. И пусть слова нашей ученицы Михайловой Валерии станут напутствием нашим ученикам и пожеланием для коллег: «В процессе социальной практики, я поняла, что, как важно работать там, где тебе искренне нравится, куда ты хочешь возвращаться снова и снова. Не менее важно то, в каком коллективе ты находишься. Главное, чтобы ты с удовольствием выполнял определенную работу, и тебе доставляло это удовольствие!».
Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам.
Итак, первым шагом стал план мероприятий по организации социальной практики обучающихся МБОУ СОШ №7 на 2011-2012 учебный год, который включил следующие направления:
Нормативно-правовое обеспечение, которое подразумевает формирование и обновление банка нормативно-правовых актов, оформление пакета документов для организации и проведения социальной практики и стажировки (программы социальной практики учащегося, проект, отчёт, дневник), заключение договоров сотрудничества с предприятиями и организациями о прохождении социальной практики обучающимися школы, заключение договоров о сотрудничестве с ВУЗами, СУЗами.
Организационное: формирование банка вакансий по прохождению социальной практики, организация консультаций для учащихся, родителей, участвующих в эксперименте, организация сотрудничества с предприятиями города, ВУЗами, СУЗами – местами прохождения социальной практики.
Содержательное: проведение серии классных часов «Каталог современных профессий», диагностика социального самоопределения учащихся, психологическая диагностика их интересов и склонностей, анкетирование родителей, проведение ярмарки социальных проектов, сотрудничество и организация совместной деятельности с предприятиями, организациями, учебными заведениями города, проведение отчетной конференции по результатам социальной практики.
Методическое, включающее инструктирование должностных лиц, ответственных за реализацию социальной практики, обобщение положительного опыта в организации и проведении социальной практики.
Информационное. Главными задачами, этого направления являются: оформление информационной страницы на сайте школы по организации социальной практики, формирование банка вакансий по социальной практике и т.д.