Взаимодействие с родителями на современном этапе развития образования

2
0
Материал опубликован 27 October 2020 в группе

«Как сделать родительское собрание эффективным»

Взаимодействие с родителями на современном этапе развития образования (Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме)



Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен, т.к. главными воспитателями своих детей являются родители. Поэтому для меня как педагога очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

Основной формой работы с родителями являются родительские собрания, целью которых является не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Однако на формальное проведение встреч в виде отчетов и поучительных бесед родители откликаются неохотно, традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, не востребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения.

Я увидела выход из этого положения в изменении форм и методов проведения родительских собраний, в основе которых лежит дискуссионная форма их проведения.

Но при этом мне очень хотелось превратить родительские собрания в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка. Так родилась идея проведения родительских собраний в нетрадиционной форме.

Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результаты будут несоизмеримо выше. Такая форма проведения собраний требует использования активных методов, помогающих длительное время поддерживать живой разговор, активизировать внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создать особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Это и музыкальное сопровождение, создающее определенный настрой. Это и «острые» вопросы («острое блюдо») Это и минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком. Это и работа с памятками, когда педагог передает свои знания родителям, не поучая их открыто. Это и слово эстафета, дающая родителям возможность почувствовать друг друга. Это и сюрпризные моменты, и наконец, оформление места проведения самого собрания.

Подготовку к родительским собраниям я начинаю задолго до их проведения. Провожу

-анкетирование родителей по теме собрания (анкеты заполняются дома, их результаты используются в ходе собрания), например, к теме собрания «Искусство хвалить» (слушается ли вас ребенок, как добиваетесь послушания, какие поощрения и наказания используете...)

-запись ответов детей на вопросы по теме: (наказывают ли вас родители? Как вы думаете, справедливо ли? Часто ли хвалят? И подобные…, а в ходе собрания включается аудиозапись ответов детей, что позволяет родителям услышать мнения детей по теме.)

-изготовление с участием детей памяток и приглашений в виде аппликаций, открыток волшебного мешочка, конфеты, соответственно теме собрания.

Столы в классе я ставлю буквой «П», чтобы родители видели глаза друг друга, а не затылки или общий круглый стол, чтоб родители, общаясь……

Чтобы поделить родителей на группы, при входе в класс родители выбирают : осенью можно- листочки разные по цвету или яблоки. Соответственно цвету листочка либо яблока занимают места в группах.

Начать такое собрание можно с притчи (когда приглашение- яблоко)

Два яблока

Притча о том, что не стоит делать поспешных выводов.

Маленькая девочка принесла с улицы два яблока. Наверное, кто-то подарил.

Мама, смотри, какие красивые яблоки!

Да, красивые! Угостишь? — спросила мама.

Малышка посмотрела на яблоки. А потом откусила от одного яблока. На секунду задумалась и… — надкусила второе.

Мама удивилась. И подумала:

Какая жадная девочка у меня растет. Оба яблока начала кушать, а мне так и не предложила ни одного.

Но к ее удивлению, девочка протянула маме одно яблоко со словами:

Мамочка! Бери это яблоко! Оно – слаще!

Все собрание строю уже с этими яблоками. На обратной стороне каждого яблока можно написать по одному слову из пословицы, собрав которую родители объясняют ее значение или какие-то педагогические ситуации, которые обсуждаются в группах, и родители высказывают свои мнения по решению проблемы.

Можно по-разному обыграть яблоки: из яблока сделать ежика: воткнуть в него зубочистки по количеству родителей или чуть больше- передавая яблоко по кругу родители достают одну зубочистку и при этом называют хорошее качество своего ребенка, так наш ежик из колючего превращается в доброго. Затем можно пустить второго ежика, но вынимая зубочистку, родители называют свое хорошее качество. В завершении такого родительского собрания можно выпить чай из самовара с шарлоткой из яблок.

Для создания теплой обстановки на собрании можно предложить родителям в завершении собрания самим заварить чай из набора трав, которые предлагаю (можно предварительно угадать, что это (чага, шалфей, чабрец, липа, листья смородины, шиповник, иван-чай, зверобой, мята, мелиса…)

На первом организационном собрании предлагаю родителям

поднять одну руку и попробовать хлопнуть одной рукой в ладоши - естественно это не получается, когда я прохожу мимо родителей и хлопаю своей рукой по их руке - у нас получается хлопок или другой прием: прошу завязать на ниточке узелок с помощью одной руки, даже если у кого-то это получается - занимает много времени и усилий. Так я предлагаю родителям путь взаимодействия, учителя и родителей: только сообща мы можем достигнуть общей цели.

острое блюдо

можно вложить в шары или в руках сказочного героя цветок, на лепестках которого вопросы:

-ваша реакция на плохое поведение ребенка за столом

-нужно ли наказывать ребенка за плохую оценку?

-С чего начинаете разговор, разбирая плохой поступок ребенка?

-вы наказали ребенка, но потом выяснилось, что он не виноват, ваши действия?

Выставка рисунков детей по темам (мой самый счастливый день, самый тяжелый день, моя семья…)

Каков результат?

Анкетирования родителей показывают следующее:

Прийти на собрание побуждают родителей следующие мотивы: интерес к теме, текст приглашения или потребность в душевном успокоении.

Родители почти единогласно пришли к мнению, что подобные собрания нужно посещать семьей. Почему? Для выработки единых требований в воспитании, для полного представления всех членов семьи о воспитательном процессе. Такие собрания помогают им разобраться во многих вопросах, на которые они затрудняются ответить.

Это и есть подтверждение того, что данная методика себя полностью оправдывает.

В заключение хочу сказать, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, что именно такой подход к организации системы в работе с родителями:

- помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога

- подчеркнёт значительность встреч учителя с родителями

-будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Покидая родительское собрание, каждый родитель должен осознавать, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, который приносит не только заботы и хлопоты, но и огромную человеческую радость.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.