Доклад на тему «Сотрудничество с родителями детей с нарушениями речи на современном этапе»

1
0
Материал опубликован 12 November 2020

Содержание

Введение.
Основная часть.
  1. Сотрудничество – двусторонний процесс.
  2. Модель взаимодействия ДОУ и семьи по созданию единого коррекционно-развивающего пространства.
  3. Типы поведения родителей, носящие деструктивный характер.
  4. Родительская мотивация в плане сотрудничества с педагогами.
  5. Формы работы с родителями на основе родительской мотивации.

Заключение.
Литература.

 

Введение

Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо.

Наполеон Хилл

    Тема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями – наболевшая тема. А проработав в этой системе 30 лет, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка с нарушениями речи является одной из самых сложных сторон деятельности учителя-логопеда.

    Вопрос встает еще более остро, если форма логопедической работы в детском саду – логопункт. В этом случае совместная деятельность родителей и специалиста необходима и незаменима. Большое количество детей с нарушениями речи, занятия только с учителем-логопедом, исключая воспитателей, в отличие от речевых групп, наполняемость индивидуальных занятий не один, а как минимум два ребенка, нежелательные длительные перерывы между индивидуальными занятиями (отсутствие по болезни, режим и запланированные мероприятия детского сада, неравномерная посещаемость в установленный день проведения занятий по расписанию логопеда – все это отрицательно отражается на качестве и продолжительности коррекционного процесса. Если в норме и при непрерывной системе звук или группа звуков ставятся и закрепляются от 1 до 3 месяцев, то в условиях логопункта этот процесс растягивается от 6 до 12 месяцев. А если учитывать то, что в условиях полного отсутствия в районе специализированных групп на логопункт поступают дети с различными речевыми нарушениями, а не только с дислалией, - до двух лет.

    Если речь идет только о нарушении звукопроизношения, то задача логопеда - поставить звук и автоматизировать его в слогах и словах различного звуко-слогового состава. Проблема невведения готового звука в речь – проблема иного характера: психологического, педагогического, неврологического. Мало у кого из дошкольников достаточно развиты самоконтроль и волевая сфера. Логопед рядом только во время занятия. Без участия родителей прерывается педагогический процесс, разрушается система работы, проявившийся как «четкое изображение на экране» звук, снова становится расплывчатым и постепенно тает. Общее же недоразвитие речи любой степени тяжести наиболее успешно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей.

 

Сотрудничество – двусторонний процесс

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

   В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Вот только то, что они полноправные, родители очень хорошо усвоили, а то, что они участники – это как-то пропустили мимо ушей. Задача педагогов по ФГОС ясна и понятна: создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей. А вот где прописаны задачи родителей насчет того, как, когда и зачем они должны включаться в образовательный процесс? Почему, переворошив теорию, и проявив усердие в работе по данному направлению, и даже вложив душу, мы видим подчас нулевой результат? Да потому что сотрудничество – это, как минимум, двусторонний процесс, нельзя просветить того, кто не хочет быть просвещенным, нельзя помочь тому, кто не принимает помощи.

- Ты в бедственном положении, понимаешь?

Что-то приходит и раздает тебе пощечины.

На дереве было яблоко. Ты бросил сорок камней, но не смог сбить его. Смотри, я принес тебе это яблоко. Я даю тебе возможность.

(сериал «Кольцо» Азиза Туны)

Как часто родители не принимают яблоко, они продолжают бросать камни.

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

В.А. Сухомлинский

    Ни для кого не секрет, что в последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Кроме того, пышным цветом расцветает частный сектор образования, как легальный, так и подпольный. «Я деньги заплатил – остальное меня не касается», - вот девиз современных родителей. Другим стало само отношение многих родителей к образованию своих детей и, к сожалению, не только в лучшую сторону. Давайте поговорим не только о том, что мы должны, что мы для этого делаем, но и о том, где наши устремления и старания будут малоэффективными в силу ряда объективных причин. Родители – это взрослые люди, с уже сформировавшимися взглядами на жизнь, вряд ли наши воспитательные меры изменят их мировоззрение. Новое время требует новых подходов к сотрудничеству.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи по созданию единого коррекционно-развивающего пространства

    Цель коррекционной работы – помочь ребенку преодолеть нарушения развития, справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих нарушений.

    Одно из главных условий – создание вокруг ребенка единого коррекционного-развивающего пространства, поддерживать которое должны не только педагоги детского сада, но и взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие.

        Почему именно семья?

    Семья – это естественное пространство, которое окружает ребенка с момента его появления на свет и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка.

    Задачи педагогического коллектива ДОУ в отношении родителей:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей
  2. Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Далее, ВНИМАНИЕ, задачи родителей.

    Задачи родителей:

  1. Создание условий, благоприятных для развития ребенка.
  2. Проведение целенаправленной и систематической работы по развитию детей и необходимой коррекции этого развития.

    В наши задачи нас посвящают каждый раз, когда выходит очередной документ. А где прописаны задачи родителей? Хотите отдать ребенка в детский сад? Хотите, чтобы с ним занимался логопед? Будьте добры, вот ваши задачи.

Когда по наковальне стучат многие, они должны соблюдать порядок.

Томас Фуллер

Модель взаимодействия ДОУ и семьи по созданию единого коррекционно-развивающего пространства

 

Цель: полноценное развитие ребенка посредством тесного взаимодействия всех участников КРП

Ответственность каждого за свою деятельность и связи с другими участниками КРП

Знания и практические умения каждого из участников КРП

Последовательность и согласованность действий каждого из участников КРП

Получение общего результата: преодоление нарушений и дальнейшее сопровождение ребенка

 

 

 

 

Закрепление успехов в процессе автоматизации приобретенных и скорректированных навыков

Прогнозирование школьных успехов ребенка, рекомендации родителям по его дальнейшему сопровождению

Установление взаимодейс

твия со школой по дальнейшему сопровожде

нию ребенка

   Обратите внимание: тесное взаимодействие, ответственность каждого, последовательность и согласованность.

    Принципы сотрудничества родителей и педагогов – участников КРП:

Доброжелательность.

Индивидуальность.

Доверительность.

Конфедициальность.

Направления работы:

Диагностико-организационное.

Коррекционно-развивающее.

Поисково-прогностическое.

Информационно-методическое.

Типы поведения родителей, носящие деструктивный характер

    Существует достаточно много типологий отношений родителей к детям. Я предлагаю вашему вниманию выборку типов поведения, актуальных для родителей детей с нарушениями речи.

3 типа поведения родителей, носящих деструктивный характер

1. Родители, имеющие чувство вины перед своим ребенком

выражающееся удовлетворением материальных потребностей детей, потаканием капризам, формальным вниманием. Сюда относятся и родители, которые хотят дать своему ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они считают, теперь позволяет сделать это. В результате ребенок получает ненужный багаж всего-всего, а насущные задачи своевременно не только не решаются, но и усугубляются, это относится в первую очередь к речевым нарушениям. Это приводит к манипуляции ребенка своими родителями, видению в них источника материального благополучия;

проявляющееся в гиперопеке и повышенной тревожности, когда страхи взрослых воспитывают в ребенке ипохондрический комплекс. Это приводит к внушению, что единственный способ добиться внимания – это усталость или болезнь.

2. Родители с диссоциацией проблемы (стремление отделить проблему от себя)

проявление данной модели заключается в перекладывании ответственности за ребенка, за недочеты в его воспитании на других участников КРП или на обстоятельства. Под этой моделью стоит осознанное или неосознанное стремление к достижению своих целей, в которых не нашлось места для родительства. Ребенок оказывается в центре неразрешимого конфликта: с одной стороны, потребность в родительской любви и участии, с другой, - невозможность их получить. Следствием является внутренняя и внешняя дисгармония.

сюда же относятся родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: «Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда». Опытные логопеды считают этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон.

3. Дистанцирование и игнорирование (крайняя степень проявления диссоциации, когда родители полностью устраняются из жизни ребенка).

    В отношении родителей, имеющих деструктивное поведение, очень подходит данная цитата американского профессора психологии Дэвида Басса.

Не всех партнеров удается удержать. И это не всегда нужно.

  Сотрудничества с такими родителями, как правило, не получается. Попытки взаимодействия приводят к усугублению речевых проблем. Лучше работать без их участия. Есть очень точная русская пословица на этот счет. Не мечите бисер… когда это нецелесообразно.

Родительская мотивация в плане сотрудничества с педагогами

    Для успешного и продуктивного сотрудничества с родителями традиционное социально-педагогическое исследование семьи (образование, общий культурный уровень, взаимоотношения в семье и т.д.)

Наименование групп

Характеристика родителей

Оптимальная

Высшее, средне-специальное образование, средний возраст, достаточно высокий культурный уровень, хорошие материальные условия, состояние здоровья

Удовлетворительная

Один из параметров является неудовлетворительным

Неудовлетворительная

Наличие двух или более неудовлетворительных показателей

 

 

необходимо дополнить исследованием мотивации, готовности к сотрудничеству.

 

  1. Адекватность оценки родителями речевых нарушений своего ребенка
  2. Понимание важности и необходимости сотрудничества, готовность к полноценному сотрудничеству
  3. Степень инициативы в сотрудничестве
  4. Продуктивность исполнения рекомендаций

По этому направлению можно выделить три уровня мотивации:

Высокий уровень мотивации

Средний уровень

Низкий уровень

Адекватное восприятие проблем ребенка

Готовность к полноценному сотрудничеству

Продуктивное использование предлагаемых рекомендаций и применение их самостоятельно на занятиях с детьми

Адекватное восприятие проблем ребенка

Не отрицают необходимость сотрудничества, но при минимальных затратах усилий с их стороны

Соглашаются с доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени

1 тип:

Отсутствие адекватной оценки проблем ребенка

Пассивная внутренняя позиция

Непонимание необходимости домашней работы

Предложения и замечания педагога не принимаются

2 тип:

Адекватная оценка проблем ребенка

Отрицание сотрудничества вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия на ребенка, т.к. собственная позиция считается единственно верной

Ведущая роль в воспитании принадлежит замещающим родителей лицам


    Самые распространенные семьи – удовлетворительный социальный уровень и средний уровень мотивации. Это родители, которые:

  1. Адекватно воспринимают проблемы ребенка
  2. Не отрицают необходимость сотрудничества, но при минимальных затратах усилий с их стороны
  3. Соглашаются с доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени

    Чаще всего логопеды испытывают трудности не в установлении контакта с родителями воспитанников, а в удержании его.

Формы работы с родителями на основе родительской мотивации

    Исходя из всего вышеперечисленного, приходим к выводу, что в современных условиях формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Но в методической литературе эти вопросы освещены мало. Если и отводится одна-две странички на работу с родителями, то содержание одно и то же: родительские собрания, информационный уголок, консультации, домашние задания.

    Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. Но традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяют им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяют учитывать особенности ребёнка и семьи. Родители не могут и не хотят влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не может привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

    В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально, повышают степень компетентности родителей в коррекционной методике, формируют у них необходимые практические умения и навыки.

   Основные принципы организации работы с родителями на основе родительской мотивации:

1. Дифференцированная помощь.

2. Наличие обратной связи

3. Приоритет той или иной формы работы в различные периоды КРП.

    Название форм работы остается то же: индивидуальные и групповые. Меняется содержание.

  Индивидуальная работа раньше носила одно название: индивидуальное консультирование. Оно включало в себя, в основном, знакомство с первичными результатами логопедического обследования и знакомство с некоторыми методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

    На данном этапе внедрения ФГОС индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов, на каждом из которых реализуются собственные задачи, используются соответствующие приемы, и включает в себя:

1. Формирование доверительных отношений с родителями.

    В ходе первичной беседы категорически запрещается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их компетентности. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог должен создать у родителей объективный положительный образа ребенка и никогда не должен сравнивать одного

Я обнаружил, что люди более склонны к сотрудничеству, когда вы просите их совета, чем когда пытаетесь говорить им, что и как им надлежит делать в каждом случае.

Коносукэ Мацусита

2. Передача родителям знаний о речевом развитии ребенка, выдвижение условно-вариативного прогноза

    Учитывая вышесказанное, в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанных с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка, и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

    Полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия. Логопед не должен ставить поспешных диагнозов, давать необоснованные гарантии и делать далеко идущие прогнозы «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», - вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать. Родителям можно показывать протокол с подробными ответами, аудизапись, но не речевую карту с диагнозом.

3. Разъяснение мер помощи ребенку, необходимости участия родителей в отношении трудностей ребенка.

    А мы уже говорили, что большинство родителей со средней мотивацией:

  1. не отрицают необходимость сотрудничества, но при минимальных затратах усилий с их стороны;
  2. соглашаются с доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

    Кроме того, у нас три типа родителей с деструктивным поведением и два типа с низкой мотивацией. Поэтому ничего удивительного, что из 10 родителей активно работают с логопедом 2-3- человека.

4. Планирование последующих встреч с целью обсуждения хода и динамики продвижений ребенка.

   На каждом первом родительском собрании логопед информирует родителей о необходимости сотрудничества и выполнении домашних логопедических заданий. Соглашаются все. На деле все выглядит несколько иначе. Кто-то приходит сам, кого-то нужно вызывать, кто-то требует строго назначенного времени, кто-то наоборот, не пунктуален. Есть родители, которые активно приходят раза три, потом видят, что магии не происходит, и дело утомительное и продолжительное, и начинают активно прятаться. Знакомая картина?

    Есть, конечно же, и родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этому. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать - одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще - папы, интересуются проблемой своего ребенка, много читают, очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов и методов. Они нередко приходят к логопеду, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь молодых родителей специалист, - чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями, - есть и такие.

    Формы индивидуального консультирования

  1. Беседы (очные и заочные).
  2. Формирование доверительных отношений с родителями.
  3. Передача родителям знаний о речевом развитии ребенка, выдвижение условно-вариативного прогноза.
  4. Разъяснение мер помощи ребенку, необходимости участия родителей в отношении трудностей ребенка.
  5. Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
  6. Анализ причин возможных незначительных продвижений в речевом развитии, совместная выработка рекомендаций.
  7. Анкетирование (к сожалению, малорезультативно, в основном родители пишут, что у ребенка все нормально, и многие вообще не помнят, когда ребенок заговорил и т.д.)
  8. Ведение папок индивидуального сопровождения ( домашние тетради).
  9. Индивидуальные практикумы по обучению родителей формам деятельности с детьми.
  10. Занятия в присутствии родителей.
  11. Мастер-классы (родители в присутствии логопеда занимаются с детьми).

    Вся индивидуальная работа носит консультативно-рекомендательный характер.

    Групповые формы взаимодействия

Принципы организации

  1. Учет однородности речевого дефекта.
  2. Учет стадии готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы в родительской группе
  3. Учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой работы.
  4. Возможность работы с родительскими группами, разноуровневыми в плане родительской мотивации. Родителей с низкой мотивацией на 1 этапе желательно исключить.

 

Один-единственный работник, неспособный к сотрудничеству, может нарушить работу целой организации, потому что болезнь заразительнее здоровья.

Роберт Хаф

    Формы групповой работы

1. Тематические консультации

2. Семинары-практикумы

3. Тренинги

4. Групповые собрания с просмотрами занятий

5. Организация совместной работы родителей и детей по выполнению домашних заданий (учет уровня мотивации, типа поведения родителей по отношению к ребенку, и наоборот).

Заключение

    На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта само по себе не гарантирует механического переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Только постоянное, последовательное адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат. И в современных условиях наша  задача - искать новые пути и способы взаимодействия.

Объединяться вместе — начало, быть вместе — прогресс, работать вместе — успех.

Генри Форд ​​​​​​​

Литература

Бабина Е.С. Помогаем детям вместе : [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.

Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.// Логопед, 2005, № 5. С. 57 – 61.

Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006, № 2. С. 54-56.

Вренева Е. 16 вопросов логопеду : [логопед и родители] // Здоровье детей, 2008, № 1. С. 35-41.

Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.

Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.

Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика, 2006, № 4. С. 48-50.

Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.

Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.

Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.

Тихомирова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме развития речи детей раннего возраста / Н. И. Тихомирова, Н. А. Якушина // Самые маленькие в детском саду : приложение к журналу «Обруч». – М., 2005. – С. 46-49.

Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.