Статья «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»
Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы
Некоторые родители считают, что раз они отдали ребёнка в школу, то сами не обязаны решать никакие возникающие проблемы. Но это далеко не так. Наша сила только в единстве. От взаимодействия школы и родителей зависит физическое, умственное, духовное и эстетическое развитие ребёнка. К сожалению, в современных семьях существует немало проблем, осложняющих работу учителя: разделение на богатых и бедных, алкоголизм, расторжение браков, низкий культурный уровень взрослых. Задача педагога – помочь родителям в воспитании детей. Для этого он может использовать инновационные методы и формы работы, например, участие семей в решении общешкольных вопросов, создание условий для совместной творческой работы, лекции и консультации со специалистами и т.д. Я бы хотела рассказать о своей практике работы с родителями учащихся.
Участие семей в решении общешкольных вопросов. Необходимо сотрудничать с семьями учащихся, работать сообща, ведь воспитание подрастающего поколения – наша общая задача. Я использую следующие методы взаимодействия с родителями:
Звонок по телефону. Это очень удобно, если родитель не против и легко идёт на контакт.
Сообщение в мессенджере. Это ещё удобнее, так как можно отвечать в свободное время.
Встреча в школе. Такое можно проводить только с классным руководителем, а также с учителями-предметниками.
Оставление на индивидуальную беседу после родительского собрания. Это не доставит моральных неудобств.
Родительское классное собрание. Родители собираются вместе.
Родительское общешкольное собрание. Можно потом остаться с классом.
Хочу отметить, что, если родители развелись, но отец хочет участвовать в жизни ребёнка, можно и нужно привлекать его в решении различных проблем.
Создание условий для совместной творческой работы очень важно. Я предлагаю вести так называемые «папки с общими сведениями о детях». Они помогают быстро получить всю необходимую информацию. На каждого ученика у меня заведена отдельная папка с информацией о его хобби, внеурочной деятельности и достижениях. Можно привлекать родителей к участию в различных творческих конкурсах, если они семейные, а также и учителю делать что-то вместе учениками. Это может быть стенгазеты, проект или доклад.
Можно проводить различные марафоны, где принимают участие ученики и их родители. Например, читательские: неделя чтения. Это очень интересно и полезно, ведь с наши дни дети, к сожалению, не любят читать. Не любят это и многие взрослые, особенно родители с низким культурным уровнем. Было бы здорово увлечь таких людей в свои марафоны.
Лекции и консультации со специалистами также играют немаловажную роль при воспитании подрастающей личности.
Порой учитель-предметник, который является классным руководителем, не знает номера статьей уголовного кодекса, не может рассказать об этом учащимся и их родителям. Он не психолог, и не может проводить и анализировать психологические тесты. Социальный педагог знает, как найти ключ к любой семье, умеет подобрать нужные слова для успешного взаимодействия.
Можно пригласить на родительские собрания или индивидуальные встречи с родителями социального педагога, психолога или, при необходимости, инспектора по делам несовершеннолетних. Они могут дать лекцию и проконсультировать учителя и родителей по интересующим вопросам.
Таким образом, можно сделать вывод, что в наше время школе просто необходимо взаимодействовать с семьями учащихся, и будет большой успех.
Маленькая Наталья Анатольевна