Статья «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

7
0
Материал опубликован 2 March 2021 в группе

СТАТЬЯ «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Педагог: Снакина Наталья Викторовна ГБОУ № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга

В этой статье вы узнаете об актуальных проблемах взаимодействия семьи и школы и о том, как изменились инновационные методы и формы работы с семьями, в том числе с семьями «группы риска», находящихся в ТЖС и СОП в условиях дистанционного обучения.

«Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги,а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 

(Л. Кассиль)

Тема взаимодействия семьи и школы сегодня звучит как никогда актуально. В наше время школа переживает непростые времена, связанные с полным или частичным переходом на дистанционное обучение. Именно поэтому 2019 – 2020 учебный год оказался для образовательных учреждений всей страны и всего мира в целом очень сложным. Казалось в условиях карантина и всеобщей самоизоляции были нарушены все связи семьи и школы годами выстроенные и наработанные. Первое время многие не понимали, как в таких условиях сотрудничать, общаться, учить и учиться, взаимодействовать. Родители находились в панике от того, что им приходилось выполнять огромное количество домашних заданий по всем предметам со своими детьми и по сути дела самостоятельно изучать учебный материал. Педагоги, казалось, работали круглосуточно: принимали домашние задания, проверяли, объясняли ошибки, оценивали, поясняли и отвечали на многочисленные вопросы детей и их родителей. И так ежедневно. Все мы пережили это непростое время и к общей радости в 2020 – 2021 учебном году обучающиеся вновь сели за парты и учебный процесс возобновился в очном режиме. Но условия дистанционного обучения не прошли бесследно. ДО внесло в жизнь образовательных учреждений, в учебный процесс и во взаимодействие семьи и школы свои коррективы. К великому сожалению пандемия не ушла совсем и условия пребывания в школе, прикрепление классов к отдельным кабинетам, школьные звонки, перемены, пропускной режим - всё стало другим. Некоторые классы в индивидуальном порядке по прежнему находятся на карантине и обучаются дистанционно. Другие учащиеся не могут присутствовать на занятиях т.к. находятся на ДО по контакту с больными короновирусом. Для администрации школы, педагогов всегда было важным взаимодействие с родителями, с семьёй. И в этих новых условиях пришлось перестраиваться и искать новые пути и формы взаимодействия семьи и школы. Известно, что только вместе можно достичь положительные результаты и своевременно оказать профессиональную помощь и поддержку обучающимся, если возникли трудности в учебном процессе. Взаимодействие с родителями является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным требованиям. Поэтому так важно уделять внимание взаимодействию семьи и школы. Семья, по мнению В.А. Сухомлинского, первичная ячейка человеческих отношений моральных, эстетических и нравственных).

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Основные функции семьи: репродуктивная, экономическая и, конечно, воспитательная.

Семья – это одна из основных ценностей, которая признана нашим обществом. Данная ценность никогда не утратит своей значимости и нужности. Во все времена семья оставалась и остаётся самым важным для человека. Ведь не зря говорят «моя семья - моё богатство». «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека» (В.А. Сухомлинский).

В современном мире востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Сегодня взаимодействие с семьями обучающихся является важным направлением деятельности каждого образовательного учреждения. В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом запросов родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Для определения условий результативности взаимодействия семьи и школы, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить сущностные характеристики категории взаимодействия семьи и школы. Современные родители активно интересуются работой школы: выбирают для своих детей образовательное учреждение, которое находится не только рядом, в шаговой доступности, а будет соответствовать их запросам и интересам; выбирают различные программы, по которым будут учиться их дети и проявляют активность в процессе школьного обучения. Но даже среди современных родителей не все владеют знаниями о возрастных и психологических особенностях своих детей, в силу занятости не успевают отследить своевременно отметки. Некоторые семьи просто мало интересуются учебным процессом, как правило это семьи «группы риска», семьи, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении. Да, родители много трудятся и некоторые из них считают, что их основное предназначение: накормить, обуть, одеть, а школа научит, воспитает и выпустит в жизнь. Поэтому педагоги понимают, как важно в условиях наших реалий найти новые пути взаимодействия и привлечь родителей в школу, для того, чтобы всесторонне воздействовать на развивающуюся личность ребенка. Задача учителя - найти общий язык с родителями ученика. Ведь современная школа – это не просто место, где учат детей. Сегодня школа – это партнер, помощник для родителей в воспитании ребенка. Поэтому родители и учителя должны объединить свои усилия для взаимодействия. Только вместе они смогут вырастить гармоничную развитую личность. Классный руководитель, педагог предметник должны установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимопонимания и поддержки в общности интересов.

В каждом образовательном учреждении свои методы и формы работы с семьёй. Думаю, что во многом они схожи с теми, которые используются в нашей школе. И всё же мне бы хотелось поделиться опытом работы своего образовательного учреждения. У каждой школы есть свои формы и методы работы с семьёй, которые стали традиционными.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стали стандартными и удобными для работы. В нашем ОУ сложились свои устойчивые формы работы с учащимися и их родителями. К ним можно отнести следующие:


Традиционные формы и методы взаимодействия семьи и школы

1. Встречи директора с родителями.

2. Встречи зам. директора по УВР с родителями по учебным вопросам.

3. Встречи зам. директора по ВР с родителями по вопросам воспитания.

4. Консультации, беседы, сопровождение социального педагога.

5. Консультации, анкетирования, сопровождение педагога-психолога.

6. Работа совета по профилактике правонарушений.

7. Индивидуальные беседы с классным руководителем.

8. Работа родительского комитета класса, школы.

9. Общешкольные и классные родительские собрания.

10. Выход в адрес (по необходимости).

11.Участие родителей в общешкольных мероприятиях.

12. и т.д.

В современных условиях, связанных с переходом школ на дистанционное обучение, появились новые формы и методы взаимодействия семьи и школы, которые основаны на взаимном сотрудничестве, открытости и информированности. Деятельность администрации и педагогического коллектива не может остаться в стороне от меняющейся ситуации в социуме. Взаимодействуя с семьей необходимо учитывать современные подходы и новые формы работы.

Новые формы и методы взаимодействия семьи и школы на основе сотрудничества

1. Горячий телефон (на вопрсы отвечает директор).

2. Дни открытых дверей в онлайн режиме.

3. Открытые уроки в онлайн режиме.

4. Консультативная помощь педагога-психолога в онлайн режиме.

5. Консультативная помощь социального педагога в онлайн режиме.

6. Просвещение родителей. Родительский лекторий с привлечением специалистов служб системы профилактики в онлайн режиме.

7. Анкетирования, тестирования в дистанционном формате.

8. Общешкольные и классные родительские собрания в онлайн режиме.

9. Школьная газета в интерактивном формате.

10. Взаимодействие в работе с одарёнными детьми в дистанционном формате.

11. Школьный сайт. Информирование родителей.

12. Видеофильмы. Презентации. Фотовыставки. Брошюры. Памятки (интерактивно).


Все формы работы с родителями делятся на:

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

 Коллективные формы подразумевают работу с общешкольным составом родителей или группой родителей образовательного учреждения. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них предусматривают участие обучающихся.

 Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с обучающимися и их семьями, в том числе с семьями «группы риска».

 Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями, семьёй и школой.  

Каждое из этих направлений в работе по - своему очень важное. Но если мы говорим о работе с семьёй, то с каждой отдельной семьёй необходимо работать индивидуально.

Главная цель педагогического коллектива образовательного учреждения – профессионально помочь семье, своевременно оказать необходимую помощь и поддержку в воспитании и образовании каждого ученика.

    При организации совместной работы образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

- открытость ОУ для семьи (каждому родителю предоставлена возможность через современные средства общения знать и видеть, как происходит обучение, как развивается и какие успехи имеет его ребенок)

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и образовании обучающихся

- создание «территории успеха», активной развивающей среды, обеспечивающей индивидуальный подход к развитию ребёнка в учебном коллективе

- диагностика общих и индивидуальных проблем в развитии и воспитании обучающихся

- развитие интересов и потребностей каждого ученика

- понимание и принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка

Особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям, семьям с одним родителем, семьям, которые находятся в «группе риска», в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ).

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (ст. 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

В работе с такими семьями очень важно иметь терпение, такт и целенаправленный поиск путей решения проблем. Вся работа с родителями должна строиться на партнерских отношениях. Современные родители могут и хотят участвовать в процессе обучения своего ребенка. Разговаривая с родителями, мы, прежде всего, должны помнить, что перед нами наш партнер, наш помощник в деле воспитания и обучения ребенка. «Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец» (В.А. Сухомлинский).

В процессе взаимодействия педагога с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении необходимо использовать следующие принципы работы с родителями:

1.Открытость ОУ для семьи, которая находится в СОП и ТЖС.  Новые социальные изменения в обществе, в том числе переход на дистанционное обучение, требуют от каждого образовательного учреждения открытости и доступности по отношению к семье ребенка. Подобный подход будет иметь положительный эффект, если ОУ сумеет создать открытое и доступное педагогическое пространство для родителей и станет партнером, помощником в воспитании и обучении детей.

2.Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в основном люди грамотные и образованные. Родители имеют своё представление в вопросах воспитания. Как правило это современные, молодые люди, знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления, назидания, а порой навязывания педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных вопросах воспитания и обучения ребёнка.

3.Доброжелательный стиль общения администрации и педагогов с семьёй, которая находится в СОП и ТЖС. Позитивный настрой на общение является прочной основой, на которой строится вся работа классного руководителя, педагога предметника с родителями. В общении с семьями «группы риска» необходимо избегать категоричности, требовательного тона. Доброжелательный стиль общения – это залог взаимопонимания и диалога с родителями, а значит решения проблем обучения и воспитания обучающихся.

4. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы. Очень важными принципами во взаимоотношениях являются гуманность, толерантность, уважение к мнению собеседника, умение слушать и слышать родителей, их проблемы, а порой претензии к образовательному процессу. Не стоит навязывать свое мнение по вопросам воспитания ребёнка родителям, ведь они уже сформировавшиеся личности со своими взглядами, мировоззрением и жизненным опытом. Родители хотят видеть в педагоге человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, поможет в трудной жизненной ситуации и даст верный совет.

5. Индивидуальный подход к каждой семье,  которая находится в СОП и ТЖС. Это один из самых главных принципов в работе педагога. Известно, что все семьи разные. Эти различия зависят от многих факторов: состава семьи, жилищных условий, внутрисемейных взаимоотношений, социального положения, материального благополучия, особенностей здоровья членов семьи и т.д. Поэтому с каждой семьёй вопросы воспитания и обучения ребёнка необходимо решать в индивидуальном порядке. Особенно, если эти семьи относятся к «группе риска».

Для таких семей и обучающихся особенно важна «Территория успеха», которая создана в нашем ОУ. «Территория успеха» создана для учёбы, творчества, активной развивающей среды, обеспечивающей индивидуальный подход к развитию каждого ребёнка в учебном коллективе. В ОУ созданы все условия для творческого развития всех обучающихся, в том числе и «группы риска». На базе школы работает ОДОД (отделение дополнительного образования) в котором более 20 творческих детских коллективов, а так же спортивная хоккейная школа СКА. В школе работают факультативы по предметам «по выбору» для успешной сдачи экзаменов. Нет детей «не успешных». Каждому ребёнку дана возможность выбора в спорте и творчестве, которые не мешают, а помогают в учебном процессе, мотивируют на хорошую учёбу. Педагоги предметники, родители, руководители кружков, тренеры взаимодействуют и решают совместно вопросы воспитания и образования обучающихся. Администрация школы, классные руководители, педагоги, родители, руководство и тренеры спортивных хоккейных классов работают сообща. Тренеры посещают уроки, педагоги поддерживают ребят на играх и сопровождают на выездах. Только так, только вместе можно достичь хороших результатов в обучении и воспитании детей. Школа – наша большая семья, где нет чужих детей, чужих проблем. Каждый ребёнок важен, успехи в учёбе, спортивные и творческие достижения наших детей – это и наши большие и маленькие победы. Такие совместные методы работы укрепляют взаимодействие образовательных структур и направлены на достижение общих задач и целей в воспитательном процессе. Это и есть «Территория успеха».

Ежемесячно школьный пресс Центр выпускает школьную газету, где поднимает насущные вопросы и рассказывает о наших общих победах и достижениях.

Только вместе семья и школа способны справиться со сложными задачами становления гармоничной развитой личности ребёнка. Именно поэтому семья и школа играют главную роль в жизни обучающегося, и от того, как он себя в них чувствует, зависит в целом его развитие.

Итак, как уже выше было сказано, семья – это одна из основных ценностей, которая признана обществом. Во все времена семья оставалась и остаётся самым важным для человека. Семья и занимает центральное место в воспитании каждого ребенка.  «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский).

Сегодня одна из главных задач школы – создание комфортной среды для взаимодействия педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения. Задача каждого ОУ состоит в организации взаимодействия с родителями для того, чтобы активизировать педагогическую, психологическую, воспитательную деятельность семьи. Взаимодействие семьи и школы сегодня должно быть направлено на формирование духовных и культурных ценностей обучающихся; способствовать становлению гармонично развитой личности; на формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, на формирование инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Именно школа должна стать главным помощником, поставив перед собой задачу просвещения и информирования родителей. Установление положительных взаимоотношений семьи и школы это трудный и длительный процесс. В нашем ОУ родители видят весь процесс обучения и воспитания детей, принимают в нем активное участие. Классные руководители, педагоги предметники, служба сопровождения строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и их семей. Такие методы работы укрепляют внутренние отношения между семьёй и школой, дают возможность осуществлять единые требования по воспитанию, образованию и творческому развитию обучающихся. «Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее» (В.А. Сухомлинский).

Изучая тему «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы» можно сделать следующие выводы:

- Работу ОУ с семьей можно осуществлять по-разному, используя как традиционные, так и инновационные формы и методы работы. Нельзя отказываться от проверенных, наработанных годами, методов и форм работы с семьёй. Поэтому как традиционные, так и инновационные формы работы общеобразовательного учреждения с семьей имеют большое значение в деле воспитания ребёнка. Иными словами говоря, все формы и методы работы хороши, если они дают положительный результат и идут на пользу обучающемуся.

- Сотрудничество семьи и школы необходимо т.к. оно, предполагает, что обе стороны заинтересованы в успешности ребенка, раскрытии и развитии в нем учебных интересов, творческого потенциала. Поэтому школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями и интересами. Семья же должна рассматривать школу как своего помощника в деле воспитания ребёнка.

- Современный этап развития образования – это этап реформ, преобразований, поиск новых методов и форм работы. Так было и будет всегда. Школа – живой организм, требующий новых открытий и перемен. Поэтому учебный процесс должен быть максимально открытым и информированным, чтобы каждый родитель, каждая семья могли поучаствовать в нем. Только тогда мы сможем вырастить здоровую гармонически развитую личность.






Литература:

1. Богданова Н. Великие мысли великих люде. Коллекция цитат и афоризмов Изд-во: АСТ, 2017

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

3. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

4. Аммонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества – момент истины. Семья и школа.-1988.-№9.

5. Красновский Л.О родительских собраниях. Воспитание школьников – 2003 №5.

6. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.- М., 1988.

7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Ст.1

8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Ст.1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации