12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баранова Татьяна Николаевна37

Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ни один социальный институт ее не сможет заменить, каким бы совершенным он ни был. Поэтому работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы. Именно семья с раннего детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

  Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, и   некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, поэтому необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому очень важно, чтобы взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию.
     Для обеспечения эффективной деятельности в практике школы используются разнообразные массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию школьников.
     Работа  педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
     Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей современной школы является создание условий для эффективного взаимодействия с семьей.  
 
t1629804878aa.gif

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. Данное взаимодействие включает в себя следующие функции:

1) Информационная – учитель дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка-школьника.

2) Воспитательно-развивающая – взаимодействие учителя и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития школьника.

3) Формирующая – учитель с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности.

4) Охранно-оздоровительная – правильное представление родителей о ребенке школьнике приводит к сохранению здоровья учащихся.

5) Контролирующая – с помощью взаимодействия родителей и учителя учитель может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям.

6) Бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к школьнику ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития


Как только ребенок переступил порог школы, учитель должен найти общий язык с родителями ученика. Школа – это не просто место, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы сделать это, родители и учителя должны объединить свои усилия. Только вместе они смогут вырастить гармоничного и успешного человека.

      Учитель должен установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

      Для этого необходимо собрать полную информацию о семье ребенка, так называемый семейный анамнез. Учитель может выбрать разные способы, но самый доступный и быстрый – это анкетирование родителей. Анкета не должна быть слишком длинной и объемной, и уж, конечно, она не должна включать в себя вопросы о заработной плате родителей и семейном обеспечении. Необходимо помнить, что это первичная информация, которая нужна для поверхностного ознакомления с семьей. С целью более близкого знакомства с родителями учеников, можно договориться на родительском собрании о «дне семьи», это день, когда учитель может посетить семью. Такой день необходимо определить заранее, составить список посещения семей. Делается это для того, чтобы увидеть, как и в каких условиях живет ребенок. Самое главное, на что стоит обратить внимание, это рабочее место ребенка и место его отдыха.

В ходе посещения семей учитель должен составить банк данных на детей. Это поможет в дальнейшем наметить курс совместной работы с семьями. Традиционно все формы взаимодействия делят на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

t1629804878ab.jpg

     Несмотря на это, взаимодействие с семьями складываются по-разному. Нельзя достичь определённых результатов, если не будет взаимного желания педагогов и родителей в совместной работе. Поэтому так важно найти понимание и направление совместной работы педагогов и родителей.

     Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление и взаимодействие школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. Для этого разделим формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы: традиционные и инновационные формы.

t1629804878ac.pngt1629804878ad.jpg

t1629804878ae.jpg

   В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий всё шире проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования.  Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта – очень эффективный способ общения с родителями.

     Значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение online.

Таким образом, можно отметить, то грамотно организованное взаимодействие педагогов и родителей поможет лучше понять ребёнка и найти более целесообразные способы решения проблем.

Далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.



Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.



В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.



Единение воспитательных возможностей школы и семьи осуществляется главным образом в процессе разносторонней деятельности, организуемой классным руководителем. Он строит свою работу в двух направлениях: первое обращено к семье, второе – к школе.



Первое направление характеризуется знакомством классного воспитателя с условиями жизни ребенка в семье, режимом дня школьника, изучением особенностей взаимоотношений учащегося и родителей, фиксированием наиболее авторитетных для воспитанника членов семьи, установлением рабочего контакта. Знание семейно-бытовых условий становится предпосылкой для тактичной корректировки негативных явлений, серьезной разъяснительной работы среди родителей. В центре внимания классного руководителя всегда находится личность, индивидуальность каждого ребенка, его развитие и защита.



Второе направление обусловливается заботой классного руководителя о создании условий для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их самовоспитания, самоопределения, самореализации, самоорганизации, само реабилитации, т.е. развития личности в целом. Воспитатель проводит беседы с детьми о здоровом образе жизни, ценностях подлинных и мнимых, о справедливости и несправедливости. Он вместе с детьми заботится о красивой, уютной обстановке в школе, оформлении класса, самообслуживании, дежурстве (Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя). Вестник образования: справочно-информационное издание Министерства образования. М., Просвещение, 1991. – №8. – С. 38-39).

Классному руководителю необходимо постоянно поддерживать контакт с родителями, реализовывать единые требования семьи и школы к ребенку, вести документацию по работе с родителями учащихся с целью изучения воспитательной активности семьи, осуществлять педагогическое просвещение родителей, повышать уровень их педагогической культуры, заботиться об укреплении контактов с шефами класса, советами содействия семье и школе.

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в



      В процессе взаимодействия учителя должны использовать следующие принципы работы с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа учителя с родителями. В общении с родителями избегайте категоричности, требовательного тона.

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого. Не стоит навязывать свое видение родителям, ведь они уже сформировавшиеся личности со своим мировоззрением.

3.Открытость.  Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога открытости по отношению к семье ребенка. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

4. Индивидуальный подход к каждой семье. Это один из самых главных принципов в работе учителя. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

5.Сотрудничество, а не наставничествоСовременные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

     Родители должны видеть в учителе друга, человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, даст верный совет.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития

Вывод: Семья и школа играют главную роль в жизни ученика, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.