Взаимодействие школы и семьи в воспитании здорового образа жизни младших школьников в дистанционном формате
УДК 796.011.3
Взаимодействие школы и семьи в воспитании здорового образа жизни младших школьников в дистанционном формате
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, Россия
Научный руководитель: Алфимов Валентин Николаевич, доктор пед. наук, профессор кафедры управления образованием, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, Россия
Аннотация: В данной работе рассматривается взаимодействие школы и семьи в воспитании здорового образа жизни младших школьников в условиях дистанционного обучения. Особое внимание уделяется роли родителей и учителей в формировании правильных привычек и здорового образа жизни у детей.
Ключевые слова: школа, семья, младшие школьники, здоровый образ жизни, дистанционное обучение, взаимодействие, родители, учителя.
Interaction between school and family in promoting a healthy lifestyle for younger schoolchildren in a remote format
Sitdikova I.S.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Donetsk State University", Donetsk, Russia
Scientific supervisor: Alfimov Valentin Nikolaevich, doctor of pedagogy. Sciences, Professor of the Department of Educational Management, Donetsk State University, Donetsk, Russia
Abstract: This paper examines the interaction between school and family in nurturing a healthy lifestyle for younger schoolchildren in the context of distance learning. Particular attention is paid to the role of parents and teachers in the formation of correct habits and a healthy lifestyle in children.
Key words: school, family, primary schoolchildren, healthy lifestyle, distance learning, interaction, parents, teachers.
Неотъемлемой частью современного качества образования является сохранение здоровья обучающихся общеобразовательных и дошкольных учреждений. Здоровье – бесценный дар, подаренный природой человеку. Существует множество определений понятия здоровья. На повседневном уровне понятием «здоровье» определяют обычно отсутствие физических болезней. Всемирная организация здравоохранения официально определяет здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие. Ведущими учёными установлено, что здоровье человека на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15% – от наследственных факторов, на 25% от экологии, на 50% – от самого человека [2].
Проблема здоровья учеников начальной школы становится важным направлением развития современной образовательной системы. Главная цель школы заключается в воспитании и развитии свободных и положительно настроенных личностей, обладающих знаниями о природе и человеке, способных к творческой деятельности и моральному поведению. В настоящее время основные задачи школы включают интеллектуальное развитие, формирование нравственных чувств и заботу о здоровье детей и учащихся. Поэтому необходимо систематически развивать культуру здоровья участников образовательного процесса и создавать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников в школьной среде [1].
Опираясь на понимание семьи и школы как важнейших институтов социализации личности, можно придти к выводу, что именно они, сотрудничая друг с другом, способны сформировать не только индивидуальное здоровье учащихся и педагогов, но и здоровье общества в целом. Современная семья является активным институтом формирования личности, эффективность воздействия которого зависит от степени сотрудничества и целенаправленности его взаимодействия с другими социальными институтами. Поэтому успешное решение задачи в приобщении учеников начальной школы к здоровому образу жизни возможно только при объединенных усилиях семьи и образовательного учреждения. К сожалению, не только современные школьники, но и их родители не придают должного значения своему здоровью. В результате необходимо работать с родителями и детьми по освоению знаний о способах, средствах и факторах, укрепляющих здоровье, и формированию потребности применять эти знания в повседневной жизни и заботиться о своем здоровье [1].
При этом, из опыта педагогов известно, что не все родители готовы к сотрудничеству, причин этому не мало: пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим; следование сложившимся стереотипам воспитания и моделям, привнесенным из собственного детства; непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней; ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.
Отсюда следует, что эффективность формирования здорового образа жизни младших школьников зависит от эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни детей, от того, как складываются эти отношения взаимодействия между родителями (или лицами их заменяющими) и школой в лице классного руководителя [2].
Деятельность педагога с семьей по формированию у младших школьников здорового образа жизни при дистанционном формате обучения осуществляется по следующим направлениям:
1. Составление характеристик семей воспитанников, через паспорт семьи (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
2. Организация диагностической работы по изучению уровня развития здорового образа жизни и потребностей семей в здоровом образе жизни.
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей с использование оптимальных форм и методов по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей в дифференцированной групповой и индивидуальной работе. Педагоги и психологи рекомендуют проводить тематические родительские собрания в формате видеоконференции, направленные на формирование здорового образа жизни детей, после медицинского осмотра учеников, предоставляя информацию врачей о здоровье учащихся и их рекомендации по укреплению здоровья младших школьников.
4. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни через проведение тематических родительских собраний и конференций по видеосвязи, в том числе и с приглашением различных специалистов (врачей, учителей, психолога, социального педагога), индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д. с целью формирования навыков ответственного поведения и формирования здоровых установок, негативного отношения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
5. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдению и самоконтролю за своим здоровьем.
6. Создание системы массовых досугово-оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей. В совместных праздниках и физкультурных занятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, его радость от участия в динамических играх и состязаниях, оценивать его физическую подготовку в сравнении с подготовкой других детей, демонстрируют повышение активности в общении с детьми.
7. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания здорового образа жизни.
8. Внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни.
9. Оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений в поведении и общении у детей [2].
Взаимодействие школы и семьи в воспитании здорового образа жизни младших школьников в дистанционном формате представляет собой важную задачу, особенно в условиях современной цифровой среды. В данном контексте, школа и семья должны работать в тесном партнерстве для обеспечения физического, эмоционального и социального благополучия детей [1].
Дистанционное обучение создает новые вызовы и возможности для взаимодействия школы и семьи в вопросах здоровья и образа жизни младших школьников.
Важно, чтобы школа и семья работали сообща, чтобы обеспечить детям полноценное физическое развитие, питание, психологическую поддержку и социальное взаимодействие, несмотря на дистанционный формат обучения.
Взаимодействие семьи и школы - актуальная проблема, которая имеет значение не только для образования, но и для всего общества. Мы все знаем, что до того, как ребенок попадает в стены школы, его формированием и воспитанием занимается в первую очередь семья. Однако, если семья и школа взаимодействуют правильно, имеют одинаковые цели, то работа школы по обучению и воспитанию детей становится более успешной. Это плодотворное сотрудничество не только улучшает процесс формирования различных аспектов личности, но и включает в себя культуру здоровья.
Список литературных источников
Федосеев, А. М. Здоровье детей – заслуга родителей: учебно-методическое пособие / А. М. Федосеев. - Москва: РУСАЙНС, 2020. - 92 с
Лебедченко, С. Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки / С. Ю. Лебедченко. – Волгоград, 2020. – 23 с.