Взаимодействие учителя истории и педагога-библиотекаря

4
0
Материал опубликован 27 November 2019

Взаимодействие учителя истории и педагога- библиотекаря

Сайфуллина Р.Ш.

Учитель истории и обществознания

МОУ Аргаяшская СОШ №2

с.Аргаяш

В концепции модернизации Российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающие поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире, в котором постоянно возникает потребность новых профессиях, знания, получаемые на уроках недостаточны. Актуальное значение в образовании приобретают технологии, ориентированные для применения в различных жизненных ситуациях и освоение учащимися ключевых компетенций.

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без совершенствования различных сторон своей деятельности: использования новых технологий, предоставления новых продуктов и услуг, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Для школьных библиотек инновации также являются необходимым элементом развития, без них невозможно оставаться социально значимым организациями и укреплять свои позиции.

У учителя истории существуют широкие возможности применения информационно-технологических компетенций в печатном или электронном виде. Неотъемлемым компонентом воспитательной системы в работе классного руководителя, учителей-предметников является информационно-библиотечный центр.

Информационная компетентность способствует умению самостоятельно искать, находить и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность помогает адаптироваться учащимися в социуме.

В библиотеке сформированы тематические папки по всем направлениям внеклассной работы : «Мои права», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Я- избиратель». «Люди легенд», и.т д.

В своей работе используем на уроках учебно-методические диски: «История России 20 века», имеющиеся в библиотечном фонде. Видеофрагмент позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышают интерес учащихся к изучаемым процессам. С помощью медиа и компьютерных технологий у нас появилась возможность приобщить детей к сокровищам мировой культуры. Как показывает практика использование ресурсов способствует заинтересованность включение детей в образовательно-воспитательный процесс. Считаем актуальным использование мультимедийных презентаций об обороне Брестской крепости, плакат ,,Родина-мать зовет”,грамзаписи ,,Седьмая симфония” Шостаковича, аудиозаписи стихотворения К.Симонова ,,Жди меня”.

Традиционной формой в начале учебного года стали совместимы библиотечные уроки. Главная цель таких уроков – научить учащихся самостоятельно производить поиск информации в книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и т.д. Библиотекарь – педагог учит читателей как пользоваться каталогом, картотекой, справочной литературой по истории и обществознанию.

ИБЦ занимает прочное место в организации учебного процесса. При подготовке к семинарским занятиям, конференциям. Ученик получает индивидуальные задания. Главная задача педагога и библиотекаря - формировать умение работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Одним из направлений совместной деятельности является краеведение. Мы должны приобщать молодежь к познанию корней своего народа. Любовь к близким, к родному краю играет огромную роль в становлении личности. «Человек без прошлого, что дерево без корней» - гласит народная пословица. Поэтому каждый человек должен знать историю своей семьи, страны. Известный русский писатель А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности.»

Краеведческая работа объединяет библиотеку и школу. У нас собран богатый материал по истории школы, о выпускниках, о выдающихся земляках – это результат исследовательской работы учащихся.

Исторические даты- часть работы школьной библиотеки. Регулярная смена выставок к юбилейным датам посвященные к полководцам, правителям, знаменательным событиям привлекают внимание учеников к библиотечному фонду, Происходит знакомство с биографией, с творчеством великих людей, повышается мотивация к изучению событий.

Особый интерес у школьников вызывает публикации, книги , произведения местных авторов.

Это книга Р.Ш. Хакимова «Аргаяшская земля», сборник стихов М.Т.Фазлыахметова, С. Щепалина.

По книге учителя ветерана школы С.Т. Ершова «Шел солдат на запад» проведена читательская конференция среди 9-11х классов. Степан Тимофеевич собрал богатейший материал про участников Великой Отечественной войны Аргаяшского района.

Книга Ершова С.Т. учит быть патриотом своей родины и обращает нас к памяти человеческой. Сегодня, как никогда необходимо молодому поколению сохранение исторического наследия.

Наша цель-вырастить гражданина России, образованного творческого,умеющего постоять за себя и отстаивать свои позиции. Огромное значение для воспитания играет книга.Она вводит читателя в мир мудрых мыслей. Французский просветитель Д.Дидро писал: ,,Когда люди перестают читать, они перестают размышлять” Задача приобщения детей к чтению должно прежде всего решаться в союзе педагогом-библиотекарем.

Одна из таких форм-совместная работа по обсуждению книг. Она наиболее сложная, но и эффективная. За два месяца начинается подготовка, чтобы ребята могли прочитать необходимые произведения. Обсуждение обычно проходит во время классного часа. На таких уроках ребята учиться размышлять, сопереживать с героями книг.

В Федеральном компоненте государственных стандартов выделено компетенция практического умения. Реализация этого подхода осуществляется через проектную деятельность. Проектная деятельность в последнее время приобретает значимое явление среди учащихся.Например в 6-х класса по обществознанию были совместно подготовлены проекты ,,Моя малая Родина”.В 7-х классах ,,Реформы Петра 1”.В 8-х ,,Южноуральцы в Отечественной войне 1812г”.Эти проекты выполняли вместе с родителями и посильную помощь оказывал педагог-библиотекарь. С помощью ИБС можно успешно развивать познавательную, самостоятельную, творческую активность учащихся.

Новые образовательные стандарты предполагают более тесное сотрудничество классного руководителя и педагога-библиотекаря. Сотрудничество может быть разными. Это беседы, библиотечные уроки, викторины, конкурсы, книжные выставки и т.д. Педагог-библиотекарь может помощь классному руководителю в подготовке тематических классных часов, которые стимулируют любознательность развивают интерес. Темы классных часов должны составляться в учетом интересов учащихся.Каждый классный руководитель обязан интересоваться у педагога-библиотекаря как посещают библиотеку его воспитанники, что они читают.

Сегодня в ИБЦ созданы условия для работы с информацией, позволяющие осуществлять выход в интернет, использовать диски, электронные учебники и печатные тексты. Это позволит обеспечить учителей ,учащихся и их родителей информационными услугами.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.