Статья «Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС ДО и НОО»
Взаимодействие в образовательной среде
детского сада и начальной школы в условиях внедрения
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы. Необходимо рассматривать школу и детский сад, как единое целое.
Точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления
Преемственность образовательного пространства
Целевая | Содержательная | Технологическая | Психологическая | Управленческая |
Согласован-ность целей и задач воспитания и обучения на ступенях развития ребенка | Обеспечение «сквозных» линий в содержании, разработка единых курсов | Преемственность средств, форм и методов воспитания | Учет возрастных особенностей | Наличие общего руководства |
Очень часто в практике работы с детьми дошкольного возраста имеет место тенденция дублирования содержания, форм и методов школьного обучения, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и развитии познавательных способностей детей.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
В детском саду необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого образовательного пространства – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса возможно. Через реализацию единой линии развития ребенка на двух этапах детства. Процесс должен носить целостный, последовательный и перспективный характер.
Работая в условиях комплекса, детский сад-школа были определены основные задачи сотрудничества:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей, родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической ;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы (организация и проведения «Дня первоклассника» к которому учащиеся готовят театрализованное мини-представление, подарки-пожелания), День открытых дверей, проведение игры «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности (соревнования «Русские богатыри», Масленица, проект «Я- петербуржец»);
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
- совместные праздники (День знаний) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (футбольные матчи «Весенний гол»;
- участие в театрализованной деятельности (Новогодняя сказка);
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий «Обучаюсь в игре», организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе («Неделя открытых уроков»);
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- визуальные средства общения (стендовый материал «Скоро в школу», выставки, презентации «Ребенок в условиях ФГОС», почтовый ящик вопросов и ответов ) ;
- заседания родительских клубов «Лучший родитель».
Результатом реализации сотрудничества является создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов детского сада и начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Интергативные качества ребёнка-дошкольника обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (портрет выпускника ДОУ ФГОС), личностные характеристики выпускника (Портрет выпускника начальной школы)
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ | Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС |
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый… овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... способный управлять своим поведением и планировать свои действия… способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. | любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. |