Научно-исследовательская работа «Взаимосвязь лексики и грамматики в изучении английского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района РТ
Научно-исследовательская работа по английскому языку
«Взаимосвязь лексики и грамматики в изучении английского языка»
Автор: Козырева Марина Сергеевна, учитель английского языка, I квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Бугульма, Республика Татарстан.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..………3
Основная часть………………………………………………………………………4
1.1 Определение понятий «лексика» и «грамматика» английского языка…………………………………….................................................................................4
Основные цели и задачи лексики и грамматики в обучении языку……………..4
1.3 Грамматика vs лексика, две точки зрения………………………………………...5
Практическая часть………………………………………………………………….6
2.1 Роль лексики в формировании коммуникативной компетенции………………..6
2.2 Роль грамматики в формировании коммуникативной компетеции…………….9
2.3 Золотая середина: взаимосвязь лексики и грамматики в процессе формирования коммуникативной компетенции…………………………………………………………....10
Заключение…………………………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………..……………...13
Введение
Еще 10-15 лет назад изучение иностранного языка было во многом изучением его грамматики. Именно грамматика считалась основой языка, и именно от нее отталкивались, составляя учебный курс. Изучение лексики обычно происходило при помощи длинных списков слов, часто никак между собой не связанных. Сейчас все чаще говорят о необходимости сместить фокус с изучения грамматики на изучение лексики, причем под изучением лексики понимается не заучивание списков слов, а работа с часто использующимися сочетаниями слов, идиоматическими оборотами и речевыми клише, которые традиционно рассматривались в рамках грамматики языка.
Наверное многие сталкивались — как преподаватели, или как учащиеся — с ситуацией когда, несмотря на хорошее знание грамматических правил, не получается построить правильное предложение, или речь звучит неестественно, и совсем не похожа на речь носителей языка, даже когда все грамматические конструкции употреблены верно. Более того, есть точка зрения, что не существует связи между знанием грамматических правил и говорением — напротив, знание грамматической теории мешает говорению, так как Вы отвлекаетесь на анализ и построение конструкции вместо того, чтобы воспроизводить ее естественно.
Постановка проблемы: Так что же важнее, умение правильно строить предложения (грамматика) или словарный запас (лексика)? Этот вопрос вызывает много споров среди изучающих, особенно среди тех, кто только начинает учить язык. Одни утверждают, что самое важное - иметь большой словарный запас. Ведь зная слова и даже не умея грамотно построить предложения, можно объясниться с собеседником. Другие говорят, что знать грамматику намного важнее, и, в первую очередь, изучать английский нужно именно с грамматики, а словарный запас со временем наберется. На что же на самом деле надо делать упор? Это мы и будем выяснять в нашей работе.
В государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
Существует противоречие между утвердившейся тенденцией взаимообусловленного обучения иностранного языка в его различных аспектах и практикой преподавания предмета иностранного языка, когда происходит смещение акцента на один из аспектов языка, что препятствует становлению коммуникативной компетенции. В этом заключается актуальность исследования.
Целью данной работы является изучение противоположных точек зрения на вопрос: «Что важнее в изучении английского языка, лексика или грамматика?» и выявление взаимосвязи изучения лексической и грамматической сторон устной речи английского языка.
Объектом данной работы является лексика и грамматика английского языка.
Предмет исследования – роль лексики и грамматики в овладении иноязычным общением
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать материал, связанный с темой исследования;
- определить место лексики и грамматики в изучении английского языка
- изучить противоположные точки зрения на поставленный вопрос
В своей работе применялись следующие методы исследования:
- поисково – исследовательский метод (работа с литературой, со словарями, с материалами из сети Internet);
- сравнительно – сопоставительный метод
Основная часть
Определения понятий «лексика» и «грамматика» английского языка
Лексика – категория лингвистики, наука о языке, изучающая слова и их значения. Лексика охватывает самую изменчивую часть английского языка и языка в целом - словарный (лексический) запас. Слова постоянно находятся в динамичном состоянии и постепенно пополняют язык, устаревают и выходят из употребления, изменяются. На лексику влияют различные сферы человеческой деятельности: наука, технологии, культуры других народов и т.п. В настоящее время большое влияние на лексический запас английского языка и впоследствии многих других оказывают информационные технологии.
В лексике можно выделить активную и пассивную части: активная часть - это активный словарный запас, то есть тот, который употребляется в настоящее время в какой-либо речевой сфере; пассивная часть - её употребление ограничено: а. особенностями обозначаемых явлений б. известна лишь носителям языка в. используется только в особых языковых стилях: книжном, разговорном и т.п.
Термин грамматика восходит к греческому слову γράμμα (gramma) ‘буква, написание’ и имеет несколько значений: 1) строй языка, то есть система морфологических форм и категорий, синтаксических конструкций и категорий, способов словообразования; 2) раздел лингвистики (языкознания), занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразование) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, видов словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определенный свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи.
1.2 Основные цели и задачи лексики и грамматики в обучении языку
Знать язык - означает овладеть его структурой и словами. На лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, устойчивые словосочетания, речевые клише.
Лексика, как аспект языка, связана со всеми другими аспектами языка - фонетикой, грамматикой, орфографией. При обучении любому языковому явлению мы имеем дело с лексикой. Исходя из этого, перед обучением лексике стоят образовательные, воспитательные и практические задачи, которые должны быть решены как в отдельности, так и в комплексе в процессе обучения языку как средству общения.
Образовательные задачи заключаются в том, что изучая словарный состав языка, учащиеся овладевают определенными знаниями по языку вообще. Воспитательные задачи проявляются в том, что овладевая лексикой, заучивая слова и словосочетания с целью их дальнейшего употребления в речи, у учащихся развиваются мыслительные процессы, память и, в какой-то степени, волевые качества. Практические задачи заключаются в том, что знания по лексике необходимы учащимся для выражения собственной мысли и для понимания речи собеседника, т.е. они помогают овладеть языком как средством общения, как в письменной, так и в устной форме.
Иными словами, овладение лексикой является средством достижения конечной цели обучения иностранному языку.
Целью грамматики является описание грамматического строя языка как системы, его разноуровневой организации, категорий и их отношения друг к другу.
Задачи грамматики: общая характеристика грамматического строя языка; изучение словообразовательной системы языка, её единиц и способов образования новых слов (морфемики и дериватологии); описание морфологического строя языка, частей речи и принципов их выделения, грамматических категорий; описание синтаксического строя языка и его единиц – словосочетания, предложения, текста.
Овладение грамматическим строем языка в том или ином объеме обеспечивает выражение мыслей в устной и письменной форме и понимание их на слух и при чтении. Учащиеся узнают новые факты и явления, лингвистические понятия и грамматические категории, не свойственные родному языку. Изучение грамматики иностранного языка помогает лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность к анализу и синтезу.
1.2 Грамматика vs лексика, две точки зрения.
Важности знания грамматики английского языка посвящено множество статей и пособий. Существуют две принципиальные позиции по этому вопросу. Первое мнение – академическая позиция, типичная для большинства институтов и школ, все еще находящихся под эффектом советской системы преподавания английского. Данное мнение предполагает невозможность освоить английский без зазубривания грамматики этого языка. К сожалению, в большинстве случаев удается научиться читать, но с гораздо большим трудом - понимать английскую речь и говорить по английски.
Второе мнение предполагает совершенно полярную позицию. Игнорируйте грамматику - на первом месте ваш навык "говорения" на английском. У адептов данного подхода часто можно видеть лексические недостатки в речи уровня "Моя есть Александр. Я есть работать в офис. Я любить игра в футбол". Да, такие люди могут достаточно бегло комбинировать различные английские слова и их даже могут понимать. Однако для носителя языка подобная речь будет резать слух.
Рассмотрим более подробно обе позиции.
Первая точка зрения: знать лексику важнее, чем грамматику
Знать лексику намного важнее, чем грамматику. Сторонники такого мнения, утверждают, что при изучении языка упор нужно делать в первую очередь на изучение новых слов. Ведь зная слова, вы всегда сможете объяснить человеку то, что хотите. Безусловно, ваша речь будет звучать некрасиво, но вас все равно поймут. Например, сказав человеку «go (идти), beach (пляж), sea (море)», и дополнив свою речь жестами, вы сможете выяснить дорогу до пляжа. Однако зная только слова, вам будет сложно донести до человека, что именно вы пытаетесь сказать. Ведь именно с помощью грамматики мы выстраиваем эти слова в мысль, которую хотим передать человеку. Представьте, что с вами разговаривают следующим образом: «Ходить я кино». Вам будет понятно, что имел в виду человек? В общем смысле да, вы поймете, что человек говорит про кино. Но из этого предложения не понятно, сходил человек в кино, собирается пойти, а может ему просто нравится ходить в кино? К тому же будет вам приятно общаться с человеком, разговаривающим таким образом? Думаю, нет. Всем нам приятно общаться с грамотными людьми, способными донести то, что они хотят сказать, а не просто с говорящими бессвязные слова.
Конечно, иметь большой словарный запас очень важно. Ведь чем больше слов мы знаем, тем легче нам выразить свои мысли. Однако изучая только слова и обходя грамматику стороной, вы не научитесь разговаривать на английском языке, вы будете иметь словарь английских слов в голове.
Вторая точка зрения: знать грамматику важнее, чем лексику
Грамматика является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных дискуссий и обсуждений, как грамматика.
Сторонники этой идеи считают, что, прежде всего, нужно разобраться с правилами грамматики, научиться строить предложения, а словарный запас можно всегда увеличить. К сожалению, для многих людей грамматика представляется в виде нереальной таблицы времен, которую мы обязательно должны знать. И все изучение грамматики сводится к заучиванию правил. Что такое грамматика на самом деле? Как было сказано выше, грамматика – это то, как нужно правильно поставить слова, чтобы человек мог понять вашу мысль. Именно с помощью грамматики мы передаем человеку наши эмоции. Например, используя простое прошедшее время (Past Simple), вы сообщаете человеку какой-то факт: «I flight to America . (Я летала в Америку)». То есть вы просто говорите человеку, что какое-то время назад были там. А используя другое время – продолженное прошедшее (Past Continuous), вы подчеркиваете именно процесс, длительность этого действия: «I were flying to America». Например, вы не могли связаться с человеком, потому что находились на борту самолета и были в процессе полета, и теперь объясняете ему это. Однако изучая только грамматику, вы не сможете разговаривать на английском языке. Ведь с помощью грамматики мы связываем слова в предложение. А если слов вы не знаете? К тому же грамматику нельзя учить только правилами. Просто пересказывать, понимать и знать правило бесполезно, нужно тренироваться его использовать. А именно для этого нам и нужно знание слов, которые мы сможем подставлять в наши грамматические конструкции. Как же найти золотую середину?
Практическая часть
2.1 Роль лексики в формировании коммуникативной компетенции
Для того, чтобы подкрепить нашу работу примерами, мы обратились к мнению и опыту преподавателей - блогеров, которые поднимали эту тему в своих блогах.
Вот например, преподаватель Дмитрий Никитин говорит, что он не против изучения грамматики на уроках английского языка, разумеется, и считает, что иногда знание некоторых обобщающих грамматических правил помогает в реальных ситуациях общения на английском языке. Однако ему кажется, что большинство грамматических правил не могут объяснить язык, поэтому продуктивнее при изучении английского языка не пытаться подстроить языковые примеры под существующее общее теоретическое правило, а уделять больше внимания запоминанию устойчивых английских словосочетаний и на их основе уже начинать создавать новые языковые конструкции: от словосочетаний к правилам и к “маленькой грамматике”, а не наоборот.
Посмотрим на конкретные примеры “маленькой грамматики”, чтобы понять её эффективность. Вот совсем небольшие грамматические правила английского языка, понимание которых даст вам возможность создавать множество английских выражений в самых различных жизненных ситуациях. Можно выучить группу перфектных времён английского языка и судорожно думать, какое время употребить в конкретной ситуации: перфектное настоящее или перфектное прошедшее длительное. А можно просто запомнить конструкцию I’ve been -ing и несколько примеров её употребления: I’ve been waiting you for ages. I’ve been working for this company for 10 years! I’ve been living here since I was a child. Или конструкцию for + period of time (период времени). И тогда вы сможете без труда сказать выражения for ten years, for a week, for a day, for a months и так далее.
Но даже “маленькая грамматика” менее важна, чем знание конкретных выражений. Так, используя конструкции I’ve been -ing и for + period of time, мы можем построить следующие предложения.
I’ve been wanting to see that film for ages.
I’ve been fancying to see that film for ages.
I’ve been fancying seeing that film for ages.
I’ve been anticipating seeing that film for ages.
Обратите внимание, что с точки зрения формальной грамматики английского языка все предложения построены верно. Но только первое из них является правильным с языковой точки зрения. Другие предложения не могут быть употреблены носителями языка. Выходит, что дело не в грамматике (по крайней мере, точно не первостепенно в грамматике), а в знании словосочетаний: с какими именно глаголами может сочетаться I’ve been.
Или вот еще примеры, подобранные Андрю Уокли (Andrew Walkey). Существует также множество способов выразить грамматически английскую фразу “Некоторым людям никогда не угодишь”, но естественной и верной фразой с точки зрения современного английского языка будет только первый вариант.
There’s no pleasing some people.
There’s no angering some people.
It’s no satisfaction for some people.
Making some people pleased is impossible.
Some cannot be ensured happiness.
A few can gain no satisfaction.
Дальше — интересней. Оказывается, что правила сочетания слов тоже не работают. Какие из следующих выражений, вы думаете, являются правильными?
a tall man
a high man
a tall building
a high building
a tall mountain
a high mountain
К правильным относятся:
a tall man
a high building
a high mountain
Но как определить, с какими словами употреблять high, а с какими tall? Единого обобщённого правила в английском языке нет, и такие выражения надо просто запомнить.
Olly Richards Олли Ричардс — полиглот, говорящий на семи языках. Он ведет блог под названием “I Will Teach You a Language” («Я научу вас языку»).
Он считает, что чем больше вы учите грамматику, тем больше материала для изучения появляется. Да, грамматику учить нужно. Только, скорее всего, не так, как вы думаете.
Вот что он обнаружил: когда вы сосредоточитесь на самом процессе коммуникации, изучение грамматики начнется автоматически. Помните: вы всегда можете передать послание только при помощи слов, без грамматики.
Например: “I go bank yesterday.” Грамматически верно? Нет. Понятно? Да.
Когда вы прекратите беспокоиться о грамматической правильности вашей речи и вместо этого сосредоточитесь на сути, вы освободите одну из областей вашего мозга, которую сможете задействовать для крайне важного процесса — наблюдения.
И это — его основная стратегия в изучении грамматики. Читаете ли вы книгу или говорите с другом, сосредоточьтесь на информации и просто «наблюдайте» за тем, какая грамматика используется для того, чтобы ее передать.
Он редко выполняет упражнения по грамматике, но всегда активно наблюдает за тем, какие грамматические правила используются в каждом конкретном случае, и задается вопросом: почему. Он уверен, что со временем ваше понимание грамматики улучшится параллельно с умением общаться и понимать язык. Начните со смысла, а грамматика приложится.
Лариса Форбс (учитель английского языка уровня C2, обладатель сертификата CPE Cambridge English: Proficiency (Grade A). Основатель школы английского языка с ведущим принципом «Английский в совершенстве») приводит следующий пример:
Представьте, что к вам обращается иностранец и спрашивает дорогу/просит оказать помощь/делает вам комплимент:
В первом случае обращается на ломаном русском, путая падежные окончания, род и времена. Поймёте ли вы его? Скорее всего, да. Возможно, подумаете о его безграмотности, но поймёте. Незнание грамматики не стало фатальным.
Во втором случае этот иностранец обратится к вам, грамотно строя предложение, например, «Как мне пройти…» И замолчит, потому что не знает, как сказать «краеведческий музей». Поймёте вы его? К сожалению, нет. Незнание лексики — полный стоп коммуникации.
Стало быть, без знания грамматики коммуникация возможна, хоть и затруднена. Без знания лексики нет и коммуникации.
Если составлять рейтинг жалоб родителей на знания ребёнка по английскому языку, то он будет выглядеть примерно так:
5-е место — «Мой ребёнок совсем не разбирается в грамматике!»
4-е место — «Ребёнок не знает модальные глаголы!»
3-е место — «Я спрашиваю у ребёнка правило про артикли, а он/она не может ничего ответить!»
2-е место — «Ребёнок не может проспрягать глагол to be!»
1-е место и золотая медаль — «Ребёнок плохо написал контрольную по временам!»
Однако если составить рейтинг, противоположный первому, то есть рейтинг достижений детей в этой же сфере (глазами родителей!), то вот что у нас получится:
3-е место — «Ребёнок ездил в спортивный международный лагерь и без проблем общался со сверстниками!»
2-е место — «Ребёнок смотрит фильмы на английском и может перевести, что говорят герои»
1-е место — «Ездили в отпуск за границу, ребёнок помогал нам объясняться в кафе и магазинах»
Большинство ощутимых достижений связано со словарным запасом, то есть с лексикой.
2.2 Роль грамматики в формировании коммуникативной компетенции
Евзикова Олеся Владимировна не готова отказаться от грамматики — ни как учитель, ни как ученик. Она считает, что основой должно быть большое количество примеров по той или иной грамматической теме. Сначала просто чтобы научиться узнавать ту или иную конструкцию в предложении, потом чтобы уметь ее воспроизвести, потом трансформировать, и наконец, использовать в собственной речи. Но когда она сама изучает какую-ту конструкцию, то у нее рано или поздно возникает желание, во-первых, открыть грамматический справочник, чтобы почитать, где и как она используется, иначе у нее исчезает ощущение, что она выхватывает из языка отдельные куски — а ей нужна стройная система. Во-вторых, ей хочется на определенном этапе просто отработать форму в простых упражнениях — иначе речь становится небрежной.
Если обратимся к блогу по английскому языку FluentU, то вот что сказано там:
Представьте, что вы пытаетесь построить дом без досок, гвоздей, шурупов или клея.
Как строение будет держаться вместе?
Никак. Все распадется на части.
Примерно так выглядит английская речь, если вы не знаете грамматику.
Каждое предложение – это просто хаотичный набор слов!
Отсутствие грамматических ошибок – это ключ к тому, чтобы говорить на английском бегло и уверенно. Если вы знаете грамматику, вы сможете избежать ошибок, из-за которых ваша речь будет звучать странно для носителей языка.
Есть определенные ситуации, в которых грамматика очень важна. К примеру, если вы собираетесь на собеседование в англоязычной стране, потенциальный работодатель будет обращать внимание на качество вашего разговорного и письменного английского. Фактически, как показали результаты недавнего опроса работодателей в Великобритании, в одном из двух случаев именно орфографические и грамматические ошибки были основной причиной, по которой резюме потенциального сотрудника отправлялось в корзину.
Правильная грамматика не только продемонстрирует ваши навыки английского языка, но также покажет ваше усердие и внимание к деталям.
Это также очень важно, если вы собираетесь учиться за границей. В колледжах и университетах, скорее всего, будет оцениваться ваш академический английский, а если говорить в общем, то ваши знания в области грамматики английского языка.
В английском языке есть достаточно много примеров, когда неправильное употребление языковых форм с точки зрения грамматики приводит к тому, что вы будете поняты собеседником совершенно не так, как хотели бы, или не поняты вообще. Посмотрим на пример:
It was a long day…/ a day - long meeting . (Был длинный день.. и … встреча длиною в день)
То есть грамматика является существенной в общении.
Ученики, употребляя не совсем верно предложения, иногда спорят: «Но ведь, если я так скажу, меня же все равно поймут». Да, можно вытащить из памяти при случае необходимые слова, как-то их связать и попытаться выстроить в некое подобие предложения. И есть все шансы, что вас поймут. Но при этом теряется и ваша самооценка и мнение собеседника о вас. Все-таки любому иностранному гражданину приятно осознавать, что вы изучаете и умеете говорить на том же языке, что и он. А по сему грамотность должна быть на высоте. Пример:
We walked / We went for a walk.
Таким образом, грамматика делает язык более естественным.
Давайте посмотрим еще на один пример.
She needs a holyday. / What she needs is a holiday.
Предложения отличаются по эмоциональности и выразительности, не так ли? Таким образом, следующий довод в пользу грамматики прозвучит, возможно, неожиданно, но
именно грамматика позволяет сделать язык более выразительным.
2.3 Золотая середина: взаимосвязь лексики и грамматики в процессе формирования коммуникативной компетенции
Говоря о проблемах обучения современному английскому языку, автор известных учебников Outcomes и Innovations Андрю Уокли на семинаре для учителей английского языка в Ярославле предложил участникам семинара (учителям английского языка) согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.
Language is a list of grammar rules and vocabulary.
Язык — это список грамматических правил и слов.
Grammar is the glue which holds language together.
Грамматика — это “клей”, соединяющий слова в языке.
Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing.
Без грамматики можно сказать очень мало, без слов ничего нельзя сказать
We learn grammar by mastering one structure before moving on to the next.
Только после полного понимая функционирования одной языковой конструкции можно переходить к изучению другой.
Vocabulary should not be seen as single words, but as collocations and chunks.
Лексику нельзя рассматривать как отдельные слова, а следует рассматривать как словосочетания и устойчивые выражения.
If you teach grammar, students can learn words to slot into the grammar.
Если вы преподаете грамматику английского языка, то студенты должны изучать слова, “погружённые в грамматику”.
If you teach useful phrases first, it will help grammar develop.
Если вы сначала обучите учеников полезной английской фразе, то это поможет формированию их представления об английской грамматике.
How we experience and use vocabulary develops and shapes ‘correct’ grammar.
Чувство языка и использование тех или иных слов в реальной жизни развивает умение использовать “правильную” грамматику.
Students shouldn’t see grammar that they haven’t been taught yet.
На занятиях по английскому языку студенты не должны видеть примеры тех грамматических структур, которые они еще не выучили.
You can’t really separate grammar from vocabulary.
На самом деле невозможно разделить грамматику и лексику.
А вот список утверждений, с правильностью которых согласились и участники семинара (очень опытные преподаватели английского языка), и автор методического тренинга.
Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing.
Без грамматики можно сказать очень мало, без слов ничего нельзя сказать
Vocabulary should not be seen as single words, but as collocations and chunks.
Лексику нельзя рассматривать как отдельные слова, а следует рассматривать как словосочетания и устойчивые выражения.
If you teach grammar, students can learn words to slot into the grammar.
Если вы преподаете грамматику английского языка, то студенты должны изучать слова, “погружённые в грамматику”.
If you teach useful phrases first, it will help grammar develop.
Если вы сначала обучите учеников полезной английской фразе, то это поможет формированию их представления об английской грамматике.
How we experience and use vocabulary develops and shapes ‘correct’ grammar.
Чувство языка и использование тех или иных слов в реальной жизни развивает умение использовать “правильную” грамматику.
You can’t really separate grammar from vocabulary.
На самом деле невозможно разделить грамматику и лексику.
Даже в теоретическом языкознании по поводу тех или иных языковых явлений возникают вопросы: отнести их к грамматике или к лексике. Например, словосочетания. Это лексический или грамматический аспект языка? Рассмотрим несколько примеров из русского языка. Обратимся к приведённому выше примеру “тяжёлая куртка”. С точки зрения грамматической, словосочетание построено абсолютно правильно (согласование в роде, числе и падеже выдержано), но с точки зрения лексической сочетаемости это словосочетание содержит речевую ошибку и является недопустимым. Правильно будет, конечно же, употребить конструкцию “тёплая куртка”. Учитывая то, что словосочетание выполняет номинативную функцию (называет предмет, действие, признак), целесообразней всё-таки его относить к лексике. С другой стороны, если человек, изучающий русский язык, скажет “тяжёлЫЙ куртка”, то в этом случае, кроме лексической ошибки, налицо грамматическая ошибка (нарушено согласование в женском роде). Тогда словосочетания мы рассматриваем уже как грамматическую единицу.
Итак, в процессе изучения иностранного языка эффективней будет работать не с отдельными словами и сложными грамматическими правилами, а с частотными речевыми оборотами, которые помогут органично в комплексе освоить и лексику, и грамматику изучаемого языка.
Андрю Уокли говорит: «Меня интересуют не большие грамматические правила, а способы функционирования отдельных слов в английской речи»
Заключение
Были рассмотрены две противоположные точки зрения на вопрос «Что важнее, грамматика или лексика?» И то, и другое является очень важным при изучении языка, и не может изучаться отдельно друг от друга. Самый правильный метод – это учить грамматику с лексикой вместе. Ведь ни без знания грамматики, ни без хорошего словарного запаса мы не сможем свободно выражать свои мысли на английском языке. В целом хотелось бы порекомендовать всем изучающим английский язык - стараться держать баланс между скрупулезным изучением грамматики и только разговором на английском. В этом состоит секрет постижения по настоящему богатого и глубокого уровня английского языка.
Практическая значимость исследования заключается том, что собранный в данной работе материал будет интересен и полезен всем, кто изучает английский язык, кто хотел бы лучше узнать и понять его.
Список литературы:
«Теория языка. Грамматика», О.Г. Щитова, А.Г. Щитов, Издательство Томского политехнического университета, 2014
Методическая разработка «Методика обучения английскому языку: обучение лексики», Прокудина О.Ю., Серпухов, 2015
https://dic.academic.ru/, Словарь иностранных слов, Комлев Н.Г., 2006.
https://www.englishzoom.ru/, Евзикова Олеся Владимировна, «Грамматика vs лексика, или грамматика через лексику»
https://nsportal.ru, Власенко Виктория Анатольевна, «Особенности обучения грамматике английского языка»
https://easyspeak.ru, «Что важнее при изучении английского языка: лексика или грамматика»
https://zinref.ru, «взаимосвязь обучения лексике и грамматике на начальном этапе изучения иностранного языка»
https://skyeng.ru, «Как начать правильно изучать грамматику английского языка»
https://www.fluentu.com, «Важность грамматики английского языка , или три правила, которые нельзя игнорировать», Мария Вудфорд, Максим Коробейников.
https://studbooks.net/, «Особенности лексики в английском научном языке»
https://mel.fm/blog, «Выучить английский. Что важнее:лексика или грамматика», Лариса Форбс
Приложения
Anthony Metivier Энтони Метивье — специалист по мнемонике, магистр в области английской литературы, магистр в области массовых коммуникаций и доктор гуманитарных наук. Magnetic Memory Method — его детище. |
Поймите одно: без словарного запаса возможности использования грамматики ограничены. Пока вы его не накопите, вы не найдете грамматике применение.
Грамматика — это двигатель, который нуждается в топливе из слов, чтобы машина вашего разума помчалась по языковой автостраде, — и это будет прекрасная поездка!
Влюбитесь в грамматику (даже если для этого вам придется себя загипнотизировать), и вы поразитесь, чего сможете достичь — легко, элегантно, быстро и весело.
Корнелиус C. Кублер — профессор востоковедения в колледже Уильямса; из-под его пера вышел не один учебник китайского. |
Грамматика подобна клею, который удерживает слова вместе. Чрезвычайно важно знать ее хорошо.
Слушайте на повторе аудиозаписи с речью носителей языка. Упражнения ч
будут полезны как для знакомства с грамматическими конструкциями, так и для отработки их воспроизведения.
Также необходимо следить за грамматикой в разговорах с носителями языка.
Таким образом, слушайте, повторяйте, запоминайте, а затем применяйте на практике изученную грамматику — желательно не в отрыве от контекста (отдельно глагольные окончания или частицы), а осмысленно (предложения, диалоги, монологи), и, если получится, в общении. Это сделает процесс изучения языка не только более продуктивным, но также практически ориентированным и интересным!
и интересным!
Benny Lewis Бенни Льюис ведет крупнейший блог, посвященный изучению иностранных языков, Fluent in 3 Months. |
В моем понимании, правила грамматики помогают навести порядок в языке. Если вам пока еще негде наводить порядок, они вам не нужны.
Поэтому я убедительно рекомендую начинающим учить английский с нуля не заниматься грамматикой (разве что по чуть-чуть) и вместо этого практиковать устную речь — пусть и с ошибками.
Однако когда вы доберетесь до среднего уровня, купите хороший учебник грамматики и начинайте наводить порядок в том, что уже успели выучить.
Грамматика — если вы взялись за нее в нужный момент — начинает заполнять пустующие места в пазле, и это поистине увлекательный процесс! Вас ждет столько озарений, столько интересного! Такая грамматика не наставляет, а объясняет. Для меня это как глоток свежего воздуха, я начинаю по-новому наслаждаться языком.
Jared Romey Джаред Роуми стоит за обучающим проектом Speaking Latino. Здесь учат живому испанскому языку и испанскому сленгу. |
Могу дать вам совет, как учить грамматику. Не учите.
Бегите от советов заниматься грамматикой, как принято — в классе или по учебнику. Это скучно, жалко и убивает все удовольствие от изучения языка. Вместо этого слушайте язык и говорите на нем, с каждым днем все больше и больше.
Когда научитесь говорить и думать на этом языке, вот тогда уделите время грамматике. Сверяйтесь с грамматикой по ходу изучения языка, но не начинайте с нее.
Oscar Pellus Оскар Пеллус — основатель Unlimited Spanish, проекта, рассчитанного на то, чтобы помочь вам уверенно заговорить по-испански. |
Не сводите изучение языка к оттачиванию грамматики, особенно если хотите говорить свободно. Вы потратите кучу денег, сил и времени, и все без толку.
Вместо этого читайте и слушайте. Многократно встречая одни и те же грамматические конструкции в живой речи, вы автоматически их «подцепите». К примеру, если вы тысячу раз увидите какой-то глагол в форме прошедшего времени, то и сами начнете произносить его правильно.
Грамматика может пригодиться, когда вы начинаете учить язык с нуля: полезно пролистать учебник базовой грамматики, чтобы составить представление о языке. Она также может сослужить вам хорошую службу, когда вы говорите и пишете на высоком уровне и хотите отточить ваши умения, дабы избежать малейших ошибок. Однако одно только знание правил грамматики не сделает из вас мастера слова.
Kerstin Hammes Керстин Хаммес — автор блога Fluent Language. Помимо родного немецкого она преподает французский и английский языки — онлайн и офлайн. |
Мое мнение таково… Изучение грамматики? Лучше не придумаешь!
Спорно? Не знаю. Но это жизненно необходимая штука! Интересно: мы не можем общаться без грамматики, но во время беседы мы ее не замечаем. Так что это теория, не практика.
Я бы посоветовала для начала определиться, к какому из двух типов учеников вы относитесь:
1.Отважный практик, готовый с головой броситься в диалог, не страшась ошибок? В таком случае не обращайте особого внимания на грамматику, пока не найдете то, что вас «зацепит».2. Интроверт-перфекционист, который продумывает предложения целиком, прежде чем произнести их вслух, потому что боится сказать что-то не то и попасть в глупое положение? Для вас, мой друг, грамматика — это дар свыше, это самая настоящая дорожная карта, по которой проложен ваш маршрут! Сначала выучите основы иностранной грамматики (нюансы подождут своего часа), удостоверьтесь, что понимаете грамматику своего родного языка, и найдите сходства и различия между ними. Этот метод не раз срабатывал с моими студентами и послужил источником многих озарений.
17