12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна24887
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
8

Научно-исследовательская работа «Возможности цифровых сервисов для самостоятельного изучения лексики английского языка профессиональной направленности студентами среднего профессионального образования»

 

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

t1645793904aa.png

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор (ФИО)

 

Криницкая Ирина Владимировна

2

Образовательная

организация

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/

3

Должность

преподаватель

4

Категория

высшая-педагогическая

5

Преподаваемые дисциплины

ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

6

Вид ресурса

научно-исследовательская работа

7

Аннотация

В научно-исследовательской работе рассматриваются возможности некоторых цифровых сервисов и определяется их степень эффективности в целях самостоятельного изучения лексики английского языка профессиональной направленности студентами среднего профессионального образования

Информационные источники

Литературные источники

1

Колыхматов В. И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020 – 157 с.

2

Панюкова С. В. Цифровые сервисы в работе педагога. – М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020 – 33 с.

3

Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; НИУ «Высшая школа экономики», Институт образования. -М.:  НИУ ВШЭ, 2020, (Современная аналитика образования. № 10(40)) - 72 с.

4

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования//Серия коллективных монографий: Российское образование: достижения, вызовы, перспективы/Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М., Карлов И. А., Мерцалова Т.А., Сергоманов П.А., Уваров А.Ю, Фрумин И.Д., М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2019344 с.

Интернет-источники

1

Белова Анастасия. Сайты для самостоятельного изучения английского https://skysmart.ru/articles/english/sajty-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-anglijskogo

2

Горбатенко Ольга. Топ-25 сайтов для изучения английского языка для начинающих https://englex.ru/top-22-websites-for-beginners/

3

Добрица Дарья. Teach English Online: подборка интерактивных материалов для онлайн-уроков английского https://www.teachaholic.pro/teach-english-online-podborka-interaktivnyx-materialov-dlya-onlajn-urokov-anglijskogo/

4

Кабирова Полина. Как самостоятельно изучить английский: обзор сервисов и приложений https://netology.ru/blog/06-2018-servisy-dlya-izucheniya-angliyskogo

5

Литвинова Марина. Как оценить эффективность онлайн-курса https://skillbox.ru/media/education/kak-otsenit-effektivnost-onlaynkursa/

6

Ним Сергей. Блог. Lаngformula.ru https://langformula.ru/

7

Интерактивные онлайн-платформы, где учат английский язык. ТОП-10. Обзор лучших бесплатных и платных площадок https://englishart.ru/onlayn-platformy-dlya-izucheniya-angliyskogo-yazyka/

8

Паламарчук А. В. Возможные методики определения эффективности применяемых цифровых образовательных ресурсов https://razvitum.ru/articles/masters/2015-02-18-14-33-42

9

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации http://government.ru/

10

8 лучших интерактивных сайтов по изучению английского языка для взрослых https://www.fluentu.com/blog/english-rus/лучших-интерактивных-сайтов-по-изуче/

Ссылки на цифровые сервисы, изученные в рамках исследования

1

1. BBC Learning English https://www.bbc.co.uk/learningenglish/

2

2. EnglishDom https://www.englishdom.com/

3

3. Freerice https://freerice.com

4

4. Kahoot https://kahoot.com/

5

5. LinguaLeo https://lingualeo.com/

6

6. Memrise https://www.memrise.com/

7

7. ProProfs https://www.proprofs.com/

8

8. Puzzle English https://puzzle-english.com/

9

9. Puzzle Movies https://puzzle-movies.com/

10

10. Skysmart https://skysmart.ru/

11

11. Quizlet https://quizlet.com/

12

12. YouTube https://www.youtube.com/

13

14. Фоксфорд https://foxford.ru/

14

15. Юрайт https://urait.ru/

15

15. ЯКласс https://www.yaklass.ru/

иллюстративный материал https://yandex.ru/images/

 

В современном мире английский язык является как важнейшим коммуникативным средством, так и вспомогательным инструментом в профессиональной деятельности человека. На первом курсе среднего профессионального образования студенты изучают общеобразовательную дисциплину ОУД.03 Иностранный язык (английский). На 2-4 курсах, в зависимости от специальности, появляются дисциплины общегуманитарного социально-экономического блока – ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, а также общепрофессионального блока – ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации. На разных этапах обучения студенты могут столкнуться со следующими проблемами:

- содержание учебной дисциплины не отражает связи со специальностью, является общим, отвлеченным, нет междисциплинарных связей, несмотря на важность интеграции содержания дисциплины «Иностранный язык» с будущей профессиональной деятельностью;

- недостаточное количество учебных часов – если в нашем образовательном учреждении у первых курсов идет чередование практических занятий 1-2 в неделю, то уже на 2-4 курсах - всего 1 занятие в неделю – 90 мин, что приводит к необходимости дополнительного самостоятельного изучения дисциплины студентами.

При определении этих ключевых проблем выявляется актуальность данного исследования и необходима формулировка гипотезы.

Гипотеза. Существуют цифровые сервисы, которые могут помочь студентам различных специальностей в самостоятельном изучении профессионально направленной лексики английского языка.

Целью научно-исследовательской работы является определение возможностей цифровых сервисов для изучения лексики английского языка профессиональной направленности

Задачами исследования являются:

- сбор информации по выбранной теме;

- изучение и апробация цифровых сервисов;

- определение критериев эффективности цифровых сервисов, анализ образовательных ресурсов;

         - формулировка выводов исследования.

Методики исследования.

В связи с содержанием изучаемого объекта в данной работе применяются методы социально-гуманитарного исследования, в том числе специальный метод в исследованиях социально-гуманитарных наук – контент-анализ. Также следует выделить методы эмпирического и теоретического уровней. Из методов эмпирического уровня автор исследования использует: наблюдение, анкетный опрос, собеседование, описание, сравнение и тестирование. Из методов теоретического уровня применяются следующие: гипотетический и общелогический (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Этапы реализации исследования.

Гипотеза сформулирована. Требуется определить объект исследования – цифровые обучающие сервисы и их возможности в отношении самостоятельного изучения студентами английской лексики профессиональной направленности.

I Информационный этап – этап сбора информации.

Данный этап связан с поиском, сбором информации и делится на два направления:

1) учет личного опыта использования цифровых сервисов и самостоятельный поиск информации;

3) опросы студентов и преподавателей СПО.

На первом направлении информационного этапа были осуществлен анализ личного опыта в аспекте использования цифровых обучающих сервисов и самостоятельный поиск информации об образовательных платформах, использование которых может оказать существенную помощь студенту среднего профессионального образования в изучении английского языка в связи с будущей специальностью. В своей преподавательской деятельности чаще всего мною используются следующие ресурсы оказались – образовательные платформы Skysmart, ЯКласс, Puzzle English, Puzzle Movies, интерактивные сервисы Kahoot и ProProfs.

Для второго полномасштабного этапа были созданы два опроса – для студентов и преподавателей. В этих целях использовался один из облачных сервисов Google - простой, удобный и надёжный инструмент, интуитивно понятный, легкий в освоении, быстрый во внедрении и бесплатный – GoogleForms (Google формы).

Опрос студентов назывался «Связь изучения английского языка с будущей профессией» и включал в себя пять блоков вопросов:

1) В первом блоке студенту необходимо было указать свой курс.

t1645793904ab.png

Ответы показали, что почти одинаковое и большое количество студентов 1-х и 2-х курсов приняли участие в опросе, на втором месте – студенты 3-го курса, наименьшее количество участников среди 4-х курсов, что является закономерным, так как 4-й курс есть не у всех специальностей;

2) Во втором блоке студент указывал свою специальность – так как опрос проводился в основном в нашем колледже, то в данном блоке были перечислены все семнадцать специальностей, по которым ведётся обучение в нашем образовательном учреждении. Был предусмотрен ответ «другая специальность» в случае, если участник опроса – студент другого колледжа (техникума, лицея) СПО. Самая большая активность по количеству участников наблюдалась среди студентов специальностей 38.02.04 Коммерция, 43.02.12 Гостиничное дело и 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт. Наименьшее количество участников – среди студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Фактически, в опросе приняли участие студенты всех 17 специальностей нашего колледжа.

t1645793904ac.png

3) В третьем блоке студенты отвечали на вопрос о связи содержания дисциплины «Иностранный язык (английский) с будущей специальностью – связь могла быть выраженной, частичной, незначительной, отсутствовать. Почти половина всех участников опроса подтвердила междисциплинарность – связь изучаемой дисциплины с будущей профессиональной деятельностью. 22% процента участников либо отрицали межпредметные связи, либо обозначали их как незначительные. Объяснить данный факт возможно тем, что большое количество участников опроса – студенты 1-х курсов, изучающие общеобразовательную дисциплину ОУД.03 Иностранный язык. Однако, уже на первом курсе должен быть профессиональный английский – Professional English (30%) помимо общего английского – General English (70%).

t1645793904ad.png

4) В четвертом блоке студенты подтверждали или отрицали знание цифровых сервисов, диджитал- инструментов, которые помогают в изучении профессионально направленной английской лексики, также был добавлен ответ «не понимаю, о чём идёт речь» в случае, если студенту действительно совершенно не понятен вопрос. И несмотря на то, что большая часть участников опроса сообщила о большом количестве цифровых обучающих сервисов, более половины участников признались в том, что не владеют подобной информацией и никаких цифровых образовательных ресурсов с целью изучения английской профессиональной лексикой не знают.

t1645793904ae.png

5) В пятом блоке студентам предлагалось написать названия цифровых сервисов или поделиться ссылками на них, если на вопрос четвертого блока был дан утвердительный ответ. Для автора работы ответы студентов были ценными, так как они содержали информацию о большом количестве цифровых обучающих платформ. В последнем блоке опроса ответили менее 1/3 студентов от общего количества участников, что побуждает к определенным выводам и еще раз подтверждает актуальность данного исследования.

Ответы из 5-го блока опроса - фрагмент:

t1645793904af.png

В результате опроса выявилась следующая информация:

Параметры опроса

Результат,

кол-во человек, %

Общее количество участников опроса

295

1

В опросе приняли участие студены

1.1

1 курса

108 36,6%

1.2

2 курса

111 37,6%

1.3

3 курса

58 19,7%

1.4

4 курсы

18 6,1%

2

В опросе участвовали студенты колледжа 17 специальностей

2.1

42.02.01 Документационное обеспечение и архивоведение

20 6,8%

2.2

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт

34 11,5%

2.3

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

12 4,1%

2.4

38.02.04 Коммерция

46 15,6%

2.5

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

15 5,1%

2.6

43.02.10 Туризм

13 4,4%

2.7

43.02.12 Гостиничное дело

37 12,5%

2.8

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

3 1%

2.9

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

20 6,8%

2.10

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

8 2,7%

2.11

09.02.07 Информационные системы и программирование

7 2,4%

2.12

10.02.05 Обеспечение информационной безопасности

4 1,4%

2.13

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

17 5,8%

2.14

12.02.03 Радиоэлектронные приборные устройства

4 1,4%

2.15

15.02.08 Технология машиностроения

11 3,7%

2.16

15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника

25 8,5%

2.17

27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг

19 6,4%

3

В дисциплине "Иностранный язык" (английский) - содержание связано с будущей специальностью - изучаем профессиональную лексику на английском языке

3.1

Да

137 46,8%

3.2

Отчасти

91 31,2%

3.3

Совсем немного

31 10,5%

3.4

Нет

34 11,5%

4

Я знаю цифровые сервисы, обучающие интернет-платформы, диджитал-инструменты, которые помогают в самостоятельном изучении слов на английском языке, связанных с моей будущей профессией

4.1

Да

109 36,9%

4.2

Нет

162 54,9%

4.3

Не понимаю о чём вопрос

24 8,1%

5

Если знаете цифровые сервисы, обучающие интернет-платформы, диджитал-инструменты, которые помогают студентам самостоятельно изучить слова на английском языке, связанные с будущей профессией - напишите названия

(ссылки на ресурс)

Дали ответ на вопрос 66 студентов и назвали 34 цифровых сервиса

1. Duolingo 2. Skyeng 3. Skysmart 4. Foxford 5. Lingualeo 6. Puzzle English 7. Englex 8. Skillbox

9. Reword 10. Reverso Context 11. WooordHunt 12. Quizlet 13. Bussu 14. Cake 15. Tutor Online

16. English Tochka 17. BBC Learning English 18. GeekBrains 19. IT Terms Glossary 20. SkillFactory

21. Hubr.com 22. Proglib.io 23. Reddit 24. Хакер.ру 25. 2Books 26. 3000 слов: английский язык

27. Udemy 28. Яндекс.Практикум 29. Ed Words 30. Lexicon 31. Полиглот 32. YouTube

33. Учим английский 5000 слов 34. Учите английский – 5000 фраз

 

Опрос преподавателей назывался «Опрос преподавателей системы среднего профессионального образования» и включал в себя 3 блока вопросов:

1) В первом блоке необходимо было указать, какую дисциплину преподает преподаватель.

t1645793904ag.png

2) Во втором блоке преподаватели подтверждали или отрицали знание обучающих цифровых сервисов, интернет-платформ, диджитал-инструментов, которые помогают студентам среднего профессионального образования самостоятельно изучать лексику английского языка профессиональной направленности (связанной со специальностью); также был добавлен ответ «не понимаю, о чём идёт речь» в случае, если преподавателю совсем не понятен вопрос. Выяснилось, что почти половина участников не владеет информацией о цифровых сервисах, а три педагога не понимают вопрос.

t1645793904ah.png

3) В третьем блоке преподавателям предлагалось написать названия цифровых сервисов или поделиться ссылками на них, если на вопрос второго блока был утвердительный ответ. Преподаватели, как и студенты, поделились своими знаниями и указали в ответах 24 цифровых ресурса, хотя по численности участников опроса преподавателей было почти в 6 раз меньше, чем студентов.

Фрагмент ответов преподавателей из третьего блока опроса:

t1645793904ai.png

В результате опроса выявилась следующая информация:

Параметры опроса

Результат,

кол-во человек, %

Общее количество участников опроса

39

1

В опросе приняли участие преподаватели дисциплин

1.1

ОУД.03 Иностранный язык

12 30.8%

1.2

ОГСЭ.03 Иностранный язык

11 28.2%

1.3

ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности

9 23.1%

1.4

ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

3 7.7%

1.5

Другая дисциплина (-ы)

24 61.5%

2

Я знаю обучающие цифровые сервисы, интернет-платформы, диджитал-инструменты, которые помогают студентам СПО самостоятельно изучать лексику английского языка профессиональной направленности (связанной со специальностью)

2.1

Да

19 48,7%

2.2

Нет

17 43,6%

2.3

Не понимаю, о чем вопрос

3 7.7%

3

Если знаете какие-либо обучающие цифровые сервисы, интернет-платформы, диджитал-инструменты, которые помогают студентам СПО самостоятельно изучить лексику английского языка профессиональной направленности, пожалуйста, напишите названия (или ссылки на ресурс)

Дали ответ 22 преподавателя и назвали 24 цифровых ресурса, поделились 2 ссылками на информационные источники, описывающие некоторые цифровые сервисы

1. EnglishDom 2. Quizlet 3. Foxford 4. Puzzle English. 5. YouTube 6. Memrise 7. Freerice 8. Юрайт 9. Eduhouse 10. FluentU 11. BBC Learning English 12. Moodle 13. Engblog 14. Kahoot 15. ProProfs 16. BBC Languages 17. TED Talks 18. LearningApps 19. Pearson 20. Film English 21. Wordwall 22. Wikipedia 23. Lingualeo 24. Duolingo

1

https://englishart.ru/onlayn-platformy-dlya-izucheniya-angliyskogo-yazyka/

2

https://top100lingua.ru/blog/uroki/top-20-sajtov-dlja-izuchenija-inostrannyh-jazykov

II Этап изучения и апробация сервисов исследователем.

Данный этап делится на два направления:

1) изучение инструментов – интерфейса, функционала, удобства использования, дизайна сервиса;

2) апробация – имеет ли эффективность данный ресурс, возможно ли его использовать с конкретной целью (изучение лексики английского языка профессиональной направленности).

На этапе изучения тех или иных электронных образовательных площадок было необходимо продумать и сформулировать критерии эффективности цифровых сервисов в целях самостоятельного изучения лексики английского языка профессиональной направленности студентами среднего профессионального образования. Именно с учетом данных критериев апробация и тестирование цифровых ресурсов были целесообразными. В результате изучения информационных источников, связанных с оценкой эффективности обучающих цифровых сервисов, была составлена таблица с пятью критериями эффективности цифрового сервиса, которая представлена в IV этапе исследования – аналитическом. Следует заметить, что для 5 критерия эффективности, определяющего, каким именно специальностям будет полезен тот или иной сервис, потребовалось создание отдельной таблицы. В связи с тем, что специальностей в СПО очень много, в данном критерии учитывались укрупненные группы специальностей, отмечались коды укрупненных групп профессий. Для удобства оценивания автором работы также были перечислены квалификации.

Перечень специальностей среднего профессионального образования

Коды укрупненных групп профессий

Наименования укрупненных групп профессий. Квалификации

1

05.00.00

Науки о земле

техник-картограф, специалист по картографии, техник-гидролог, техник-метеоролог

2

07.00.00

Архитектура

архитектор

3

08.00.00

Техника и технология строительства

изготовитель арматурных сеток и каркасов, монтажник трубопроводов, кровельщик, столяр, плотник, стекольщик, паркетчик, маляр, облицовщик, штукатур, бетонщик, каменщик, печник, стропальщик, слесарь, электрослесарь, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, машинист машин и оборудования в производстве цемента, изготовитель железобетонных изделий, электромонтажник, монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, мастер путевых машин, бригадир-путеец и др.

4

09.00.00

Информатика и вычислительная техника

компьютерные системы и комплексы, компьютерные сети,

программирование в компьютерных системах, информационные системы (по отраслям), прикладная информатика (по отраслям), сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование, наладчик аппаратного и программного обеспечения, наладчик компьютерных сетей, мастер по обработке цифровой информации

5

10.00.00

Информационная безопасность

организация и технология защиты информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем, информационная безопасность автоматизированных систем

6

11.00.00

Электроника, радиотехника и системы связи

монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, радиомеханик, монтажник связи, электромонтёр, оператор связи, наладчик-монтажник

7

12.00.00

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

оптик-механик, электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры, мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем

8

13.00.00

Электро- и теплоэнергетика

машинист котлов, машинист паровых турбин, слесарь и электро-слесарь по ремонту электростанций, электромонтажник-схемщик, электромонтажник, электромеханик по лифтам

9

14.00.00

Ядерная энергетика и технология

атомные электрические станции и установки, радиационная безопасность - техник

10

15.00.00

Машиностроение

наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования, сварщик электросварщик, наладчик литейных машин,

наладчик формовочных и стержневых машин, машинист-крановщик, машинист трелевочной машины, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса, слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования, монтажник (по отраслям), электромонтер, чертежник-конструктор, чертежник, оператор станков, токарь, зуборезчик, фрезеровщик, шевинговальщик, комплектовщик, контролер, дефектоскопист, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник и др.

11

18.00.00

Химические технологии

лаборант-эколог, лаборант-дозиметрист, лаборант-микробиолог, лаборант-полярографист, лаборант спектрального анализа, аппаратчик-оператор экологических установок, аппаратчик-оператор производства неорганических веществ, оператор производства стекловолокна, стекловолокнистых материалов и изделий стеклопластиков, мастер-изготовитель деталей и изделий из стекла, изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий, оператор в производстве шин, мастер шиномонтажной мастерской, аппаратчик-оператор нефтехимического производства, машинист технологических насосов и компрессоров, оператор нефтепереработки, мастер по обслуживанию магистральных трубопроводов, машинист машин коксохимического производства, аппаратчик-оператор азотных производств и продуктов органического синтеза, лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства

12

19.00.00

Промышленная экология и биотехнология

аппаратчик-оператор в биотехнологии, лаборант-аналитик, аппаратчик производства сахара, кондитер сахаристых изделий, наладчик оборудования в производстве пищевой продукции, мастер производства молочной продукции, изготовитель мороженого, переработчик скота и мяса, оператор процессов колбасного производства, аппаратчик получения растительного масла,

13

20.00.00

Техносферная безопасность и природообустройство

пожарный

14

21.00.00

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

оператор нефтяных и газовых скважин, оператор по ремонту скважин, бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин, машинист на буровых установках, бурильщик морского бурения скважин, машинист на открытых горных работах, ремонтник горного оборудования, проходчик, электрослесарь подземный, обогатитель полезных ископаемых

15

22.00.00

Технологии материалов

машинист крана металлургического производства, контролер металлургического производства, аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов, оператор прокатного производства, оператор трубного производства

16

23.00.00

Техника и технология наземного транспорта

машинист дорожных и строительных машин, машинист крана (крановщик), слесарь по ремонту строительных машин, машинист локомотива, слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов), слесарь-электрик метрополитена, электромонтер тяговой подстанции, электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки, оператор поста централизации, составитель поездов, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

17

24.00.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

слесарь-сборщик авиационной техники, электромонтажник авиационной техники, слесарь по ремонту авиационной техники

18

25.00.00

Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники

техник, старший техник, пилот, диспетчер, техник по производству авиационной техники, техник по обслуживанию авиационной техники, оператор беспилотных летательных аппаратов

19

26.00.00

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

судостроитель-судоремонтник металлических судов, водолаз, матрос

судостроитель-судоремонтник неметаллических судов, моторист судовой, слесарь-монтажник судовой, электрорадиомонтажник судовой, судоводитель-помощник механика маломерного судна, механик маломерного судна, электрик судовой

20

27.00.00

Управление в технических системах

метрология, техническое регулирование и управление качеством, автоматика и телемеханика на транспорте, автоматические системы управления, системы и средства диспетчерского управления, контроль работы измерительных приборов, управление качеством продукции, процессов и услуг

21

29.00.00

Технологии легкой промышленности

скорняк, обувщик (широкого профиля), сборщик обуви,

художник по костюму, закройщик, портной, ткач, оператор швейного оборудования, вышивальщица, модистка головных уборов, оператор вязально-швейного оборудования, оператор электронного набора и верстки, переплетчик, печатник плоской печати, мастер печатного дела, огранщик алмазов в бриллианты, мастер столярного и мебельного производства и др.

22

31.00.00

Клиническая медицина

фельдшер, акушерка/акушер, медицинский лабораторный техник, медицинский технолог, медицинский оптик, оптик-оптометрист, зубной техник, гигиенист стоматологический

23

32.00.00

Науки о здоровье и профилактическая медицина

санитарный фельдшер

24

33.00.00

Фармация

фармацевт

25

34.00.00

Сестринское дело

медицинская сестра, медицинский брат, медицинская сестра (брат) по массажу

26

35.00.00

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

мастер по лесному хозяйству, станочник деревообрабатывающих станков, станочник-обработчик, оператор линии и установок в деревообработке, контролер полуфабрикатов и изделий из древесины, машинист машин по производству бумаги и картона, мастер растениеводства, овощевод защищенного грунта, мастер сельскохозяйственного производства, заготовитель продуктов и сырья, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, агроном, охотовед, рыбовод, обработчик рыбы и морепродуктов, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, пчеловод, оленевод-механизатор, хозяйка(ин) усадьбы, управляющий сельской усадьбой

27

36.00.00

Ветеринария и зоотехния

младший ветеринарный фельдшер, мастер животноводства, тренер-наездник лошадей

28

38.00.00

Экономика и бухгалтерский учет

оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы, продавец, контролер-кассир, контролер банка, бухгалтер, специалист по налогообложению, специалист страхового дела, специалист банковского дела, товаровед-эксперт, менеджер по продажам, финансист, операционный логист

29

39.00.00

Социология и социальная работа

специалист по социальной работе, сурдопереводчик

30

40.00.00

Юриспруденция

юрист, специалист по судебному администрированию

31

42.00.00

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

специалист по рекламе, специалист издательского дела, редактор

32

43.00.00

Сервис и туризм

официант, бармен, парикмахер, бортпроводник судовой, повар судовой, оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, проводник на железнодорожном транспорте, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, повар, кондитер

33

44.00.00

Образование и педагогические науки

воспитатель детей дошкольного возраста, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием и дополнительной подготовкой, мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)

34

46.00.00

История и археология

секретарь, архивариус, делопроизводитель

35

49.00.00

Физическая культура и спорт

педагог по физической культуре и спорту, тренер/учитель физической культуры, педагог по адаптивной физической культуре и спорту/ учитель адаптивной физической культуры, тренер по виду спорта

36

50.00.00

Искусствознание

специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель, экскурсовод

37

51.00.00

Культуроведение и социокультурные проекты

руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель, организатор социально-культурной деятельности, менеджер социально-культурной деятельности, библиотекарь, специалист по информационным ресурсам

38

52.00.00

Сценические искусства и литературное творчество

искусство балета, искусство танца (по видам), цирковое искусство, актерское искусство, искусство эстрады

39

53.00.00

Музыкальное искусство

музыкальное образование, музыкальное искусство эстрады (по видам), инструментальное исполнительство (по видам инструментов), вокальное искусство, сольное и хоровое народное пение, хоровое дирижирование, хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, теория музыки, музыкальное звукооператорское мастерство, театрально-декорационное искусство (по видам), мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов (по видам)

40

54.00.00

Изобразительное и прикладные виды искусств

исполнитель художественно-оформительских работ, фотограф, ювелир, мастер народных художественных промыслов, изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью, изготовитель художественных изделий из металла, изготовитель художественных изделий из керамики, художник росписи по дереву, художник росписи по ткани, художник миниатюрной живописи, изготовитель художественных изделий из дерева, резчик, лепщик-модельщик архитектурных деталей, реставратор строительный

реставратор памятников каменного и деревянного зодчества, графический дизайнер

41

55.00.00

Экранные искусства

техник, специалист, художник-мультипликатор, художник-декоратор

42

57.00.00

Обеспечение государственной безопасности

специалист пограничной службы, специалист пограничной деятельности

В итоге получилось 42 укрупненные группы профессий, исходя из чего был определен 5-й критерий эффективности цифровых обучающих сервисов. Если он полезен и его может использовать приблизительно одна третья часть перечисленных в таблице укрупненных групп профессий, следовательно, ему присваивается 1 балл, для примерно двух третьих укрупненных групп – 2 балла, 3 балла – для более, чем двух третьих укрупненных групп профессий.

Так как в опросах преподаватели и студенты поделились информацией об очень большом количестве цифровых сервисов, для этапа изучения и апробации было отобрано 15 ресурсов.

t1645793904aj.png

Сначала были рассмотрены цифровые сервисы, которые автор исследования использует чаще всего в своей педагогической деятельности.

1. Skysmart.

Skysmart Класс – российская учебная онлайн-платформа для удаленного обучения учащихся Создатели данной платформой являются также создателями крупнейшей онлайн школы английского языка в Европе – Skyeng. Прежде чем воспользоваться сервисом, нужно пройти процесс регистрации. Skysmart Класс - бесплатный сервис. Для активации Skysmart не нужно ничего дополнительно скачивать или устанавливать. В результате изучения данного сервиса выяснилось, что среди учебных предметов есть и английский язык. Большое преимущество образовательной платформы в том, что не только педагог может назначать задания, но и сам учащийся имеет возможность выбирать учебный материал, тренироваться. Меня интересовали задания для 10 и 11 класса, так как они могут пригодится студентам среднего профессионального образования. Также я изучила лексические упражнения и для 9 класса – они тоже выявили свою полезность в связи с обозначенной темой исследования. На ресурсе содержится большое количество разнообразных интерактивных лексических упражнений, в том числе, с содержанием лексики профессиональной направленности. Например, есть следующие блоки упражнений: Money Matters, School and Education, Jobs and Career, Environmental Protection, Business Matters, Fashion, Travelling, Diet and Health, Cinema and Theatre, Mass Media, Crime and Law, Science and Technology, Space and Technology, Art and Design, Films and Music, Computers and Computer Problems, Cultural Issues, Ecology and Conservation, Career and Success, Health, Emergencies and Accidents, Dealing with Stress, Animals, Phobias and Fears и др. Студент имеет возможность сам выбрать интерактивные упражнения, выполнить их, а затем увидеть свои ошибки, проанализировать. Функционал платформы интуитивно понятен без специального обучения, удобен и прост для пользователя. Дизайн приятный, размер шрифта в заданиях достаточно крупный, нет излишнего напряжения зрения. Учебные задания, содержащие лексику профессиональной направленности, могут подобрать студенты почти всех специальностей, так как образовательная платформа представила большое количество тем для практических интерактивных заданий (например, 20.00.00 – 26.00.00, 29.00.00 – 34.00.00, 38.00.00. – 44.00.00, 50.00.00 – 55.00.00 и др.)

2. ЯКласс.

ЯКласс – это онлайн-проект, позиционирующий себя как «цифровой образовательный ресурс», резидент Инновационного центра «Сколково». В результате апробации ресурса обнаружилось, что контент содержит как теорию, так и практику, и может пригодиться студентам также многих специальностей. В процессе изучения теории студент знакомится и изучает основные понятия, лексические единицы на английском языке, связанные с его будущей профессией. После изучения теоретического материала у обучающегося есть возможность выполнить предлагаемые сервисом практические задания тестового формата, различной степени сложности. Студенты могут найти следующую тематику теоретических и практических заданий: Education and culture, Travelling, Sports and healthy lifestyle; Political issues, laws and legal system; Nature, environment and global issues; Technologies; The business world; The media; Food, eating habits; Jobs, work routine; Shopping; Disasters; Youth problems (которые будут полезны для следующих укрупненных групп профессий: 9.00.00 – 13.00.00, 31.00.00 – 34.00.00, 38.00.00 – 43.00.00 и др.) C выполненными заданий у студента формируется личный рейтинг, а также он влияет на общий рейтинг образовательного учреждения. Следует отметить, что на платформе Skysmart представлено больше тем, чем на ресурсе ЯКласс.

3. Puzzle English.

Puzzle English – это онлайн-платформа для самостоятельного изучения английского языка, созданная отечественным программистом Александром Антоновым и его командой. Ресурс развивает навыки понимания английской речи – аудирования, чтения, письма, говорения. В результате изучения платформы стало ясно, что она содержит оригинальный образовательный контент, который не найти на других ресурсах – особые упражнения «видеопазлы», «аудиопазлы», «транслейты»; очень большое количество полезных игр (мастер фраз, данетка, дуэль умов, багаж слов, кроссворды); есть тематические подкасты (пригодятся для специальностей, связанных с экономикой, медициной, информационными технологиями, безопасностью, журналистикой, спортом, искусством, автомобильной промышленностью культурой и др.); тренировка слов – можно для себя сформировать словарь слов и тренироваться в их запоминании и употреблении – на платформе созданы тематические коллекции слов: IT, Travelling, Business, Career, Ways of Communication, Food and Beverages, Money and Prices, Human Body, Animals, Clothes, Materials, Furniture, Transport, Gadgets, Art, Tools, Biology, Nature, Chemistry, Bank? Science и др. Онлайн-платформой можно пользоваться бесплатно, но полный доступ ко всем элементам ресурса предоставляется по платной подписке. С одной стороны, это можно расценить как недостаток, но с другой стороны данный ресурс обладает настолько больших количеством образовательных инструментов: заданий, курсов, игр, подкастов и др., создателями вложен колоссальный труд, и цены достаточно приемлемые (если сравнивать со стоимостью одного академического часа занятия с репетитором), что платную подписку я бы не рассматривала как отрицательную сторону проекта. Вывод – студент любой специальности СПО может найти для себя много полезного в плане изучения английской лексики профессиональной направленности.

4. Puzzle Movies

Puzzle Movies – это сайт для изучения английского языка по художественным фильмам, сериалам, мультфильмам. Ранее ресурс был частью онлайн-платформы Puzzle English, но затем стал самостоятельным цифровым сервисом. На сайте размещена огромная библиотека киноматериала на английском языке. Для каждого кинопроизведения выполнен перевод и возможно осуществить просмотр с русскими субтитрами, с английскими субтитрами, с двойными субтитрами (русскими и английскими одновременно) и вообще без субтитров. На любом временном отрезке можно остановить демонстрацию и изучить произнесенные слова, фразы – они сразу разворачиваются в виде текста на экране с указанием произносящих их лиц. Бесплатный просмотр киноматериала возможен только в течение 11 минут ежедневно. Для продолжения просмотра необходима платная подписка (в зависимости от ее длительности цена варьируется от 167 до 332 рублей в месяц). Студент любой специальности может подобрать для просмотра фильм, который будет связан с его будущей профессиональной деятельностью. В интернете всегда можно найти рекомендованные списки художественных фильмов и сериалов определенной тематики, например, для специалистов из сферы бизнеса, информационных технологий, искусства, медицины и т. д., а затем начать просмотр выбранного фильма, если он есть на платформе. Например, для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет будет очень интересен кинофильм «The Accountant» неожиданного жанра для такой профессии. У студентов специальностей, связанных с медициной (31.00.00 – 35.00.00) вызовет большой познавательный интерес американский сериал «The Good Doctor», а его пилотная серия почти никого не оставляет равнодушным.

5. Kahoot

Kahoot – сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Сайт Kahoot разработан полностью на английском языке. На игровой платформе возможно найти викторины различной тематики, пользуясь функцией поиска. Поэтому студент любой специальности при развитых навыков поисковой деятельности может подобрать для себя много полезного материала. Возможно попросить помощи педагога, если он использует в работе данный ресурс. Автор исследования самостоятельно создает на платформе авторские kahoots (викторины) для студентов различных специальностей:

image.png Участие всей учебной группы в онлайн-викторине довольно увлекательно, так как есть дух соревнования. Самостоятельно данную платформу также возможно использовать, быть единственным игроком, тренироваться.

6. ProProfs

ProProfs – это портал, обеспечивающий обучение в режиме онлайн. Есть возможность создания интерактивных карт, тестов и опросов. Платформа полностью англоязычная. Есть вероятность, что ProProfs удобен и интересен преподавателю больше, чем студенту. Портал предлагает возможности создания различных электронных пособий, опросов, викторин, флэш-карточек, что больше подходит преподавателю, а не студенту, который изучает лексику английского языка самостоятельно. Стоит отметить, что на данном сервисе представлены различные увлекательные викторины, которые могут подойти для большинства групп специальностей. Особенно полезным ProProfs будет для специальности «Коммерция», так как в процессе изучения сайта легко найти большое количество обучающих элементов на темы, связанные с бизнесом и управлением. На данной платформе есть приятный психологический момент – при успешном выполнении теста (70% и более правильных ответов) студент может оформить и скачать сертификат достижения (Certificate of Achievement). Пример сертификата достижения студентки, полученного после выполнения заданий теста, посвященного брендам.

t1645793904an.png

Также есть полезная функция проверки правильности ответов и выполнения работы над ошибками. Викторины и тесты можно проходить многократно.

Далее было предпринято изучение части цифровых сервисов, которые рекомендовали преподаватели и студенты среднего профессионального образования в опросах.

7. EnglishDom

EnglishDomонлайн-школа, которая предлагает индивидуальные и групповые уроки, вебинары по английскому языку, а также интерактивную платформу для самостоятельных занятий. Есть возможность пройти пробный бесплатный урок с преподавателем и изучить возможности онлайн-курса. Обучение в онлайн-школе платное, есть 4 формата занятий: индивидуальные занятия по Skype, групповые занятия (разговорный клуб), вебинары, онлайн-курс и тренажер. Платформа в первую очередь является сервисом для индивидуальных занятий с преподавателем и подразумевает занятия с педагогом, время от времени посещение групповых занятий, в свободное время самостоятельная практика - упражнения, изучение слова и теории с помощью "Онлайн-курса". Если найти подходящего преподавателя и добросовестно заниматься, то при таком подходе эффект будет лучше, чем от занятий только самостоятельных или только с педагогом. Также интересная особенность EnglishDom - возможность заниматься в разговорном клубе без оплаты индивидуальных занятий. С целью изучения английской лексики профессиональной направленности можно использовать онлайн-курсы «Финансы», «Продажи», «IT-специалисты», «Юристы», «Промышленность», «Медицина», «Бизнес». Тренировки - упрощенная, зато бесплатная версия онлайн-курсов с четырьмя разделами: словарем – есть возможность подобрать слова или создать коллекцию самостоятельно, учить с помощью разнообразных упражнений; грамматика - уроки грамматики по темам, в конце урока упражнение на закрепление; видеопрактика - упражнение, где нужно просмотреть короткое видео, а затем слушать фразу за фразой и собирать их из слов; разговорник - то же, что и "словарь", но с разговорными фразами, а не словами. В отличие от таких сервисов как LingualeoPuzzle English, где в основу положено взаимодействие с контентом (чтение, просмотр видео, аудирование), онлайн-курсы и тренировки в EnglishDom больше интерактивные уроки (теория + упражнения). Вероятно, они являются дополнением к урокам с преподавателем, возможностью позаниматься, поупражняться дополнительно к основному курсу.

8. Quizlet

Quizlet – сервис для заучивания слов с помощью электронных карточек и нескольких видов упражнений. С помощью сервиса возможно не только выучить слова, но и создать сотни наборов карточек с английскими словами по темам – для этого необходимо освоить электронные инструменты создания карточек, а также функцию поиска, чтобы находить готовые подборки лексики профессиональной направленности на английском языке. У сервиса есть мобильная версия – приложение Quizlet – его функционал несколько ограничен, тем не менее, оно достаточно удобно для изучения слов. На данном ресурсе есть наборы карточек на очень многие темы – связанные с наукой, технологиями, бизнесом, спортом, искусством, техникой и др. Платформу можно использовать не только для запоминания слов, но и различных терминов, определений и даже формул. Студенты практически любой специальности смогут либо найти подходящие наборы карточек с английской лексикой, либо создать свои собственные наборы.

9. Foxford

Foxford – платформа школьного онлайн образования со собственной уникальной системой индивидуального подбора заданий на основе технологий искусственного интеллекта. Данный сервис осуществляет платное обучения. В процессе изучения данного ресурса выяснилось, что в основном он направлен на подготовку к государственным экзаменам (ЕГЭ, ОГЭ) и онлайн-изучение школьной программы английского языка. Преподаватель может назначать тесты студенту для выполнения (бесплатная для студента и преподавателя опция), однако все эти учебные задания будут связаны с английской грамматикой и словообразованием. В этом некоторое противоречие – сервис рекомендовали как преподаватели, так и студенты, однако, его эффективность в отношении изучения английской лексики профессиональной направленности не выявлена.

10. YouTube

YouTube является видеохостингом, который предоставляет пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. YouTube стал популярнейшим видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное и делиться видеозаписями, не нарушая правила и политику пользования сервисом. Однозначно, данный ресурс возможно эффективно использовать в целях изучения английской профессионально направленной лексики. Студент может самостоятельно подобрать уроки определенной тематики, либо попросить рекомендаций преподавателя. Некоторым студентам больше нравятся каналы с русскоговорящими ведущими, так как они опасаются смотреть видео полностью на английском языке. Если учащийся понимает простую и отчетливую английскую речь, выбор видеуроков будет больше. В англоязычном интернете подобные уроки английского, в том числе, профессионального английского появились намного раньше, контента там намного больше. Данный сервис полезен не только видеоуроками, наибольшая его польза в том, что на нем много видео на английском языке, посвященных самым разным темам. Студент любой специальности СПО может подобрать для себя полезный англоязычный контент, связанный с будущей профессией, используя ввод поисковых запросов на английском Например, канал Business EnglishLearn with Business English Pod https://www.youtube.com/c/Businessenglishpod может быть очень полезен студентам экономических специальностей, студентам специальностей, связанных с организацией обслуживания в общественном питании пригодится материал канала Wilson K LeeHow to Open A Restaurant https://www.youtube.com/c/WilsonKLee, студенты специальностей, связанных со сферой информационных технологий могут проявить большой интерес к англоязычному каналу freeCodeCamp.org https://www.youtube.com/channel/UC8butISFwT-Wl7EV0hUK0BQ. Таких примеров можно приводить бесконечное множество.

Не самый очевидный способ изучения английского на YouTube — это чтение комментариев и переписка. В англоязычном контенте видеохостинга, как и в русском, часто встречаются ошибки, полное игнорирование грамматики, сленг, просторечные обороты. Но это сильно зависит от темы и

аудитории. Но для изучающего английский язык могут быть интересны все его слои. Читая комментарии, переписываясь в них, можно многому научиться. Язык социальных сетей — это своеобразная устно-письменная форма речи. С одной стороны, она изложена буквами, а с другой — ей присуща простота устной речи.

11. Memrise

Memrise – это онлайн-сервис и мобильное приложение для заучивания иностранных слов. С его помощью можно учить не только слова, но и формулы, термины, столицы. Однако, в основном, Memrise используется для изучения иностранных языков. Сначала сложно разобраться, каким образом сделать словарные карточки, так как все подобные сервисы предлагают сначала самостоятельно сделать коллекцию, либо выбрать из имеющихся. Выяснилось, что в Memrise другой подход. Пользователь не создает карточки. Вместо этого он выбирает готовый курс и по нему занимается. Возможность самостоятельного создания курса есть, но в приоритете изучение готовы курсов. На похожем сервисе Quizlet есть понятие колоды (decks) или набора (sets) – они состоят из карточек. На Memrise карточек и колод нет, есть курсы и уровни. В каждый курс входит несколько уровне – это темы, содержащие наборы слов. В каждом наборе около 20 слов. Например, курс «Английский 1» состоит из 10 уровней, включающих в среднем по 20 слов, в итоге около 200 слов. Выбрав курс, студент может учить уровни (наборы слов) по порядку или выбирая уровень произвольно. Слова для заучивания выдаются определенными порциями – есть возможность выбора количества слов в день, который обучающийся хочет выучить. Затем в порядке, установленном программой — учитывается успеваемость и степень усвоения отдельных слов учащимся. С одной стороны, это может расцениваться как неудобство. Студент не может сразу проработать весь уровень в произвольном порядке. С другой стороны, алгоритм способствует качественному запоминанию, он дает возможность повторить забытые слова, откладывая в сторону хорошо выученные. Memrise предлагает пройти курсы, созданные командой сервиса, пользовательские (добавленные другими пользователями) и собственного сочинения. При желании студент может сделать курс с английской лексикой самостоятельно и по нему заниматься - процесс создания курсов простой и удобный. Слова можно вбивать вручную или загрузить списком. Автоматически аудио не получится добавить, как Quizlet. Необходимо загрузить аудиофайл с компьютера или записать произношение с помощью микрофона. В первую очередь сервис рассчитан на изучение готовых материалов, а не подготовленных самостоятельно материалов. Студенты очень многих специальностей имеют возможность подобрать себе курсы с уровнями слов, например, Education, Food, Sport, Health, Hotel, It glossary for tester и мн. др. Созданы курсы на бае лексики учебных пособий, например, Business Result. Студент выбирает курс, занимается, проходя определенное количество слов, следующая тренировка – изучение новых слов с повторением ранее изученных. Количество изучения слов за одну сессию регулируется в настройках. Сначала осуществляется показ лексических единиц для ознакомления и запоминания, затем начинается закрепление. В следующих учебных сессиях уже пройденные слова появятся для повторения. Ознакомление происходи с помощью карточек, но они не двухсторонние (слово -перевод). На карточках, созданных командой Memrise, помимо слова, перевода, озвучания присутствует «мем», который является не просто смешной картинкой, а иллюстрацией, помогающей запомнить слово. Иногда это даже не иллюстрация, а просто текст. Это очень интересная идея, особенно, если студенты будут самостоятельно пользоваться возможностью создавать собственное изображение или текст для запоминания. Помогают закрепить слова в памяти несколько видов упражнений: варианты заданий на множественный выбор, когда учащийся выбирает один вариант из предложенных; ответы могут быть как в текстовом, так и в аудиоформате;

задания также могут быть представлены в формате аудио; в некоторых упражнениях необходимо напечатать перевод при показе слова.

12. Freerice

Freerice – необычный цифровой сервис, который использует игровые технологии, чтобы сделать благотворительность простым и увлекательным занятием для пользователей. Это некоммерческий проект, появившийся на свет в 2007 году по инициативе United Nations Food Programme - международной благотворительной организации, которая борется с голодом более чем в 75 странах по всему миру. Приложение выполняет 2 задачи: бесплатно обучает посетителей сайта и собирает средства, чтобы накормить голодных людей. Причем оба процесса протекают одновременно благодаря игровой технологии (геймификации), лежащей в основе его работы. Первоначальный вариант программы был разработан Джоном Бринером, который использовал ее для подготовки своих детей к вступительным экзаменам в колледж. Впоследствии он подарил приложение «WPF», где из него сделали настоящей благотворительной силой. Пользователю предлагается ответить на тестовые вопросы из самых разных областей знаний. Благодаря каждому правильному ответу он зарабатывает десять зерен риса, которые становятся частью гуманитарной помощи голодающим школьниками в Уганде или пострадавшим от тропического циклона в Мьянме. Сложность вопросов увеличивается по мере выполнения тестовых заданий, поэтому на высоких уровнях приходится концентрироваться и напряженно думать, но полученные знания не пропадают - пользователь может создать свой профиль и вести счет своим благотворительным достижениям. Средства на покупку риса поступают от спонсоров, имена которых появляются на экране при каждом правильном ответе. В сферу деятельности этих организаций входит не только борьба с голодом, но и предоставление бесплатного образования. Монетизация приложения и сбор пожертвований осуществляется без непосредственной материальной помощи со стороны пользователей приложения. За 5 лет существования проекта, усилиями пользователей было накормлено более 5 миллионов человек – это 500 000 правильных ответов. Freericе вошел в список лучших образовательных сайтов по версии журнала Time. Приложение интегрировано в Twitter и Facebook.

В приложении большое количество категорий вопросов (включающих множество подкатегорий) на английском языке, которые студенты могут использовать с целью изучения профессиональной лексики: Art & Culture, Geography, History, Focus on Food, Healthy Eating, Science и др.

13. LinguaLeo

LinguaLeo – это обучающий сайт для самостоятельного изучения английского языка. По словам разработчиков, в основе методики – «умное освоение живого контента от носителей языка. С помощью этого сервиса можно заниматься по индивидуальному плану или просто изучать разные материалы, которых на ресурсе очень много. Учебные материалы представлены текстами, аудио и видео – для этого нужно зайти в раздел «Джунгли» и выбрать интересующее содержание. Студенты могут выбрать для изучения видео на английском с функцией включения субтитров по темам: здоровье, еда, мода, наука и техника, новости и политика, животные, бизнес, путешествия, спорт, которые будут полезны для большого количества групп профессий. Есть отдельная категория видеоматериалов – блоги, которая также тематически обширна. Также можно подобрать тексты для чтения, просто напечатав тему в строке поиска, например, business, medicine, ecology, animals, accounting и т. д. В чтении текстов есть удобный и эффективный инструмент - любое слово можно выделить, перевести и озвучить с помощью встроенного словаря, а затем добавить в личный словарь. Слова из аудио и видео также можно добавлять на изучение в словарь, если материал сопровождается субтитрами - в любой момент возможно кликнуть на незнакомое слово, запись встанет на паузу, появится словарная подсказка, и слово отправится в индивидуальный учебный словарь пользователя. После просмотра видеоматериалов и чтения текстов может накопиться определенное количество новых лексических единиц, изучить которые поможет раздел «тренировки». Особенно будут полезны при изучении английской лексики профессиональной направленности словарные тренировки, которые как раз и направлены на изучение новой лексики, тренировки «восстанови историю», «расставь пробелы» улучшают навык чтения, а «собери предложения» — понимание на слух. Сервис представляет более десятка видов словарных тренировок: слово-перевод - дается слово на английском языке и к нему несколько вариантов ответа, необходимо выбрать правильный перевод - множественный выбор подходит для того, чтобы слово осталось в памяти; перевод-слово — то же самое, но слова даются на русском языке, нужно выбрать английский перевод; саванна — игра, в которой с неба падают английские слова, а обучающемуся нужно нажимать на правильное русское слово, ошибки допустимы, но количество попыток ограничено; аудирование – происходит диктовка английских слов, нужно напечатать их на английском языке; конструктор слов — слово, разобранное на кубики с буквами, нужно собрать обратно, что полезно для правописания; словарные карточки – двухсторонние карточки (flashcards) – студент видит английское слово, и ему нужно нажать «знаю» или «не знаю»; конструктор фраз — дается фраза на русском языке, нужно собрать английский перевод из нескольких слов; брейншторм – комбинированный режим, при котором студент сначала видит несколько слов для отбора, чтобы распределить, какие следует изучать, а какие перевести в «изученное», затем отобранные слова участвуют сначала в режиме слово-перевод, затем в конструкторе слов; повторение - дается английское слово, нужно за 3 секунды выбрать один из двух вариантов; лео-спринт – скоростная тренировка - в течение минуты нужно угадывать, верный перевод предложен к английскому слову или нет; кроссворд – из слов индивидуального словаря обучающегося составляется кроссворд, который нужно разгадать – непростое задание, подсказок никаких нет; аудиовызов – после прослушивания английского слова необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа; собери предложение - нужно прослушать предложение и собрать его из предложенных слов, что развивает навыки восприятия на слух; восстанови историю - сначала необходимо прочитать текст за ограниченное время, затем предложения перемешиваются, задача - собрать текст заново; расставь пробелы — из текста удалены все пробелы и он превращается в одно большое предложение. Студенту нужно разбить его на слова. Словарные тренировки реализованы интересно и разнообразно, их вполне достаточно для повторения и заучивания попавшихся в материалах слов. Однако, некоторые доступны при достижении обучающимся определенного уровня в сервисе, часть тренировок возможна только при оплате платной подписки приложения.

Эффективный инструмент изучения от разработчиков LinguaLeo – специальное расширение (плагин) для браузера ЛеоПереводчик, с помощью которого можно добавлять к себе в словарь слова с любого сайта. Этот плагин — удобное средство даже для тех, кто очень хорошо владеет английским языком. С его помощью можно читать любой текст в браузере (например, тексты профессиональной направленности) и переводить незнакомые слова, добавляя их тут же в словарик LinguaLeo.

14. Юрайт.

Юрайт – это образовательный ресурс, электронная библиотека и интернет-магазин, в котором возможно читать и покупать электронные и печатные учебники авторов – преподавателей университетов для высшего и среднего профессионального образования. У студентов очень большой выбор учебных пособий, объединяющих в себе изучение английского языка и профессиональных дисциплин и поэтому содержащих очень большое количество лексики профессиональной направленности в учебных текстах и упражнениях. Специальные учебные пособия, справочники и практикумы по английскому языку на образовательной платформе найдут для себя будущие менеджеры и логисты, строители, будущие юристы и сотрудники правоохранительных органов, специалисты по туризму и общественному питанию, биотехнологи, экологи и почвоведы, специалисты в сфере информационных технологий, коммерсанты, архитекторы, геологи-нефтяники, технологов, государственных служащих, инженеров, металлургов, машиностроителей, педагогов, экономистов, художников, искусствоведов, электромонтажников, монтажников связи и др. На данном этапе представлено 80 учебных пособий в данной категории. Также у студентов есть доступ к электронным обучающим курсам, созданным преподавателями различных высших учебных заведений нашей страны. Учебные материалы и учебные курсы легко найти в определенных каталогах. На образовательном ресурсе есть электронные курсы «Английский язык в бизнес-информатике», «Английский для архитекторов», «Английский язык для геологов-нефтяников», «Английский язык для дизайнеров», «Английский язык для изучающих туризм», «Английский язык для медиаспециальностей», «Английский язык для медиков», «Английский язык для менеджеров и логистов», «Английский язык для строителей», «Английский язык для технических направлений», «Английский язык для экономистов», «Английский язык для туристов», «Английский язык для художников и искусствоведов». Данные курсы могут содержать аудио- и видеоматериалы, а также контрольное тестирование. Наше образовательное учреждение обладает подпиской на этот цифровой сервис, поэтому у студентов нашего колледжа большой набор образовательных инструментов, которые они могут самостоятельно использовать в учебной деятельности. Содержание учебных материалов более сложное, требует вдумчивости и сконцентрированности. Данная платформа не содержит в себе элементов игры, развлекательности, соревнования. Интерактивный формат хотя и представлен (тестирование в онлайн-курсах), однако в ограниченном количестве по сравнению с другими цифровыми сервисами.

15 BBC Learning English

BBC Learning English - ресурс от известного телеканала BBC. С 1943 года платформа предлагает бесплатные аудио-, видео- и текстовые материалы людям по всему миру, которые изучают английский язык. Команда BBC Learning English состоит из опытных продюсеров, писателей и специалистов по английскому языку, которые создают образовательный контент на основе материалов ВВС. Данный проект можно считать мультиплатформенным, так как кроме сайта есть страницы в Instagram, Facebook, Twitter и YouTube-канал. Особенности образовательного ресурса в том, что каждый компонент курса может быть изучен отдельностудент может выбрать для себя лучший способ обучения - пройти полный курс или изучить отдельные материалы. Изучать учебные материалы можно на различных устройствах – смартфонах, планшетах, компьютерах, что позволяет продолжать обучение в любом месте и в любое время. Мобильное приложение позволяет скачивать видео, подкасты и их текстовую расшифровку заранее, что очень пригодится, когда нет доступа к интернету. Обучающий контент может быть разного формата: от пятиминутных видео до часовых подкастов, однако, основной материал представлен в виде небольших роликов. Среди преимуществ образовательного ресурса необходимо отметить сочетание в упражнениях грамматического и лексического компонента, что обеспечивает комплексное освоение; большое количество актуальной разговорной лексики; возможность использования без интернета и бесплатного скачивания; наличие новых уроков каждый день; отсутствие рекламы. Студенты среднего профессионального образования различных специальностей могут подобрать для себя полезный учебный материал, содержащийся в различных элементах платформы (courses, features, grammar, vocabulary, pronunciation, news, business, quizzes). Однако, при изучении образовательного ресурса у меня сложилось впечатление, что поиск учебных материалов определенной тематики несколько затруднен. Тем не менее, мне удалось найти курсы, связанные с изучением деловой лексикой английского языка, туризмом, путешествиями, спортом, вопросами карьеры, моды и дизайна, медицины и здоровья, животным миром и др.

III. Аналитический этап.

На данном этапе необходимо было выявить степень эффективности цифровых сервисов в самостоятельном изучении лексики английского языка профессиональной направленности студентами среднего профессионального образования. Для этой цели нужно было сформулировать критерии эффективности. В результате обсуждения данного вопроса с научным руководителем и изучения информационных источников, связанных с оценкой эффективности обучающих цифровых сервисов, была составлена следующая таблица, содержащая пять критериев эффективности цифрового сервиса.

Критерии эффективности цифровых сервисов в самостоятельном изучении студентами

английской лексики профессиональной направленности

 

Описание критерия

Наличие признака у сервиса

Балл

1

Содержит учебные тексты (аудиотексты) профессиональной направленности

да

1

нет

0

2

Содержит интерактивные тренировочное упражнения (тесты, викторины, игры, обучающие карточки и др.), связанные с английской лексикой профессиональной направленности

 

да

 

1

нет

0

 

3

 

Простота в использовании

да

1

нет

0

 

4

 

Приятный интерфейс, дизайн

да

1

нет

0

5

Количество укрупненных групп профессий, для которых полезен цифровой сервис – всего 42

не более 15

1

16- 35

2

полезен для всех или почти всех (36-42)

3

 

Оценка эффективности цифровых ресурсов для самостоятельного изучения лексики английского языка профессиональной направленности студентами среднего профессионального образования

 

Цифровой сервис

Критерии эффективности ресурса

Сумма баллов по критериям эффективности

1

2

3

4

5

1

Skysmart

1

1

1

1

3

7

2

ЯКласс

1

1

1

1

2

6

3

Puzzle English

1

1

1

1

3

7

4

Puzzle Movies

1

0

1

1

3

6

5

Kahoot

0

1

1

1

3

6

6

ProProfs

0

1

1

1

2

5

7

EnglishDom

1

1

1

1

2

6

8

Quizlet

0

1

1

1

3

6

9

Foxford

0

0

1

1

0

2

10

YouTube

1

1

1

1

3

7

11

Memrise

0

1

1

1

3

6

12

Freerice

0

1

1

1

2

5

13

LinguaLeo

1

1

1

1

2

6

14

Юрайт

1

1

1

1

2

6

15

BBC Learning English

1

1

0

1

2

5

 

Помимо определения критериев эффективности цифровых сервисов в связи с поставленной целью и непосредственной оценкой образовательных ресурсов, появилась необходимость обозначить уровни эффективности в зависимости от полученных баллов.

Уровни эффективности цифровых сервисов в соответствии с возможностями изучения профессионально направленной лексики английского языка студентами СПО

Количество баллов по 5 критериям

Уровень эффективности

1

7

очень высокий

2

6

высокий

3

5

достаточно высокий

4

4

средний уровень

5

3

низкий уровень

6

1-2

эффективности не выявлено

 

IV. Этап результатов исследования.

Результаты исследования, полученные на II и III этапах - изучение, апробация и анализ - полностью подтвердили выдвинутую гипотезу – в интернет-пространстве есть большое количество эффективных цифровых образовательных сервисов, которые могут быть рекомендованы студентам практически всех специальностей СПО в качестве полезных образовательных инструментов в целях с изучения английской лексики профессиональной направленности.

Уровни эффективности изученных 15 цифровых сервисов:

Уровень эффективности

Название цифрового сервиса

1

очень высокий

Skysmart, Puzzle English, YouTube

2

высокий

EnglishDom, Puzzle Movies, Quizlet, Memrise, LinguaLeo, Kahoot, Юрайт

3

достаточно высокий

Freerice, ProProfs, BBC English Learning

4

средний уровень

-

5

низкий уровень

-

6

эффективности не выявлено

Foxford

Изученные 15 цифровых сервисов подтвердили очень высокий, высокий и достаточно высокий уровни эффективности. В списке не оказалось малоэффективных образовательных ресурсов и даже ресурсов со средней эффективностью. Выделяется онлайн-школа Foxford – не выявлена эффективность данной обучающей площадки, но только в целях изучения английской профессионально направленной лексики. Foxford – полезный образовательный проект, но нацелен на обучение учащихся школ, их подготовку к ЕГЭ и ОГЭ.

t1645793904ao.png

В исследовании были рассмотрены не однотипные сервисы, а значительно отличающиеся друг от друга: интерактивная рабочая тетрадь, онлайн-платформы для самостоятельного изучения английского языка, онлайн-викторины профессиональной направленности, сервисы изучения английских слов, электронная образовательная библиотечная среда и даже сочетание образовательного и благотворительного проекта в одном цифровом проекте. Важно отметить, что все они обладают приятным дизайном, достаточно просты и удобны в использовании – разработчики образовательных ресурсов вкладывают много труда и сил для привлечения пользователей. Так как образовательных цифровых проектов появилось много, конкуренция на рынке цифровых образовательных продуктов велика.

Полученная информация от студентов и преподавателей в результате опросов побуждает автора работы к дальнейшему исследованию множества других цифровых обучающих сервисов.

Радующий факт, что в тройке «образовательных цифровых лидеров» по эффективности в целях изучения студентами СПО профессионально направленной лексики английского языка оказались качественные цифровые сервисы от отечественных создателей – интерактивные платформы Skysmart (Денис Сметнёв, Харитон Матвеев, Андрей Яунзем, Георгий Соловьёв с командой) и Puzzle English (Александр Антонов с командой разработчиков).

 

 

 

 

Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (3)

Куликова Ирина Геннадьевна, 25.02.22 в 17:44 1Ответить Пожаловаться
Глубокое, соержательное исследование. Спасибо, Ирина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна, 25.02.22 в 19:11 1Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, спасибо большое!
Трефилова Раиса Поликарповна, 25.02.22 в 21:31 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, большое спасибо за глубокий анализ темы и представление опыта работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.