12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1036
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Эволюция»
3

Взгляд учителя: система повышения уровня педагогической квалификации «вчера и сегодня»!

Взгляд учителя: Система повышения уровня педагогической квалификации «вчера и сегодня»!

Ни для кого не является секретом утверждение о том, что каждый педагог обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень. Помимо этого педагог имеет право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев. Во все времена повышение квалификации являлось основной формой дополнительного профессионального образования и представло собой непрерывный процесс обучения, направленный на совершенствование профессиональных компетенций специалистов, имеющих профильное образование и присвоенную профессиональную квалификацию.

С нормативными особенностями повышения квалификации в Казахстане каждый педагог может ознакомиться на соответствующих страницах образовательных сайтов, но я хотел бы остановиться на деятельности совершенно новой инфраструктуры прохождения курсовой подготовки действующих учителей по инновационным программам - Центр педагогического мастерства (ЦПМ) при НИШ, а так же Национального центра повышения квалификации педагогов «Өрлеу». Следует отметить, что второй центр объединяет существующий Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (далее - РИПК СО) и 16 институтов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. За значительный период педагогической деятельности мне приходилось неоднократно повышать свою квалификацию как учителя географии и биологии, как классного руководителя, как педагога дополнительного образования и внешкольных дисциплин: экономика, экология, краеведение, туризм. У меня есть возможность дать объективную оценку деятельности современным Центрам повышения квалификации на основе сравнения результативности данных курсов. Результативность курсов повышения квалификации мне видится не только в получении соответствующего сертификата, дающего учителю право преподавать свой предмет, участвовать в очередной аттестации, но, самое главное, желание учителя применять полученные знания и опыт в повседневной учебно-воспитательной деятельности, уровень его мотивированности.

Следует отметить, что все виды курсов за всю свою педагогическую деятельность я проходил с отрывом от основной работы в соответствии с государственным заказом. Большинство педагогов знают, что это существенно уменьшает личные затраты за период прохождения курсов, хотя в моем педагогическом коллективе есть очень незначительная часть педагогов, которые обучались за счет средств самого педагогического работника или за счет организаций и частных лиц.

Принципиально новый формат обучения, используемый Центром педагогического мастерства (ЦПМ) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальным центром повышения квалификации педагогов «Өрлеу», позволяет основательно сформировать за период обучения профессиональные компетенции, сформировать и закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. На курсах изучается передовой педагогический опыт, приобретаются профессиональные и организаторские навыки для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

На фоне курсов повышения квалификации советского периода, а также аналогичных курсов, вплоть до 2012 года, современные курсы существенно отличаются новизной содержания, стратегических подходов и конечных целей. Так, с 2012 по 2018 годы автор прошел уровневые курсы по программе Кембриджского университета второго уровня, с использованием лучшего мирового опыта и педагогической практики. В рамках перехода на 12-летнее образование были окончены курсы по преподаванию основ предмета в классах с обновленным содержанием образования, курсов экспертов по содержанию суммативных заданий, которые проводятся в классах с обновленным содержанием образования по итогам изучения тематических разделов и четвертей. Что мне это дало? Во-первых, в школе сразу же стали функционировать курсы для педагогов, на которых я и мои коллеги, сертифицированные педагоги I и II уровней, прошедшие курсы по программе обновления школы, выступали как тренеры. Планирование данных курсов было составлено на основе инструктивного письма «Об организации внутришкольных курсов по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике» в объеме 100 часов. Даже один перечень проводимых мероприятий школе в рамках данной программы позволяет судить о эффективности данного виды работы. По итогам данных курсов школы получили возможность сертифицировать педагогов, давать их деятельности профессиональную оценку в рамках изучаемой программы. Во-вторых, помимо этого, в школе начали функционировать тренинги, коучинги по образовательным проблемам обучения и воспитания, стало практиковаться менторство по работе с отдельными педагогами, имеющими проблемы в методике преподавания. Поднялся огромный пласт школьной практики, в основе которого лежит одно слово - «самообразование»! И все это стало возможным для реализации после прохождения только одних курсов при ЦПМ и НЦПКП «Өрлеу». Забегая вперед, скажу, что данные образовательные учреждения активно используют возможности обратной связи, постоянно поддерживают своих слушателей, мотивируют их, привлекают к участию в работе курсов, тренингов, конкурсов, печатанию тематических публикаций и всевозможных мероприятий на своих площадках. Учителя чувствуют постоянную поддержку от них через все имеющиеся современные средства коммуникации, а это «дорогого стоит»!

Уверен в том, что сегодня никого не нужно убеждать в необходимости изменений в школе; меняется время, возможности, мышление, образовательные ценности и приоритеты. Поэтому, и тематика курсов значительно изменена, я бы даже сказал, она инновационная и включает компетентностный подход в обучении, информационно-коммуникационные технологии, вопросы педагогической этики, инклюзивное образование, здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на 12-летнее образование и другие.

Особое место в практике педагогов имеют курсы повышения квалификации по преподаванию основ наук в классах с обновленным содержанием образования! И здесь, помимо изучения методологических особенностей урока, стратегий и приемов работы на уроке учителя и учащихся, планирования этапов урока в рамках целей урока, важное место занимает формирование мировоззрения современного учителя о необходимости коренного изменения содержания образования. И здесь есть много спорных утверждений, как педагогов школ, так и органов управления системы образования, иногда до уровня полного отрицания необходимости данных реформ. Умение слушать доводы учителей-практиков, желание вникать в проблемы обычной общеобразовательной школы и предлагать пути их решения, создавать условия, при которых педагоги сами приходят к выводу о необходимости данных изменений, вот тот неполный перечень так необходимых для современного учителя, особенностей центров повышения квалификации современных педагогов! Так, автор в одной из публикаций на страницах методического журнала республиканского ЦПМ рассуждал о возможностях использования и сочетания традиционных и современных технологий обучения. Участие в обсуждении содержания учебников для обновленной школы, их постраничный анализ, участие в создании интерактивного пособия по особенностям проведения формативного оценивания на уроке с фрагментом видео соответствующего этапа урока, предполагал, и, я уверен, еще долго, будет предполагать действенное участие педагогов-практиков в процесс создания основного учебных пособий как для школьников, так и для педагогов. Это говорит о демократических принципах и подходах к процессу перехода к обновленному содержанию образования, об отсутствии догм в использовании учителем стратегий и приемов на уроке, в убежденности, что урок, это, прежде всего, творчество, как учеников, так и педагога. Согласитесь, в старой модели повышения квалификации учителей на базе ИПК и ППК все же больше преобладал односторонний подход к повышению уровня знаний педагогов, направленный на усвоение традиционных знаний! Творческое начало в рамках целей уроков, творчество в рамках составления заданий для СОР и СОЧ, творчество и самостоятельность в выборе приемов, позволяющих более эффективно решать задачи урока, вот то, что делает процесс преподавания для учителя интересным, а процесс обучения для учеников – результативным!

По прошествии значительного периода прихожу к выводу, что современная система повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан на площадках ЦПМ и НЦПКП «Өрлеу». ориентирована прежде всего на решение вопросов формирования личности педагога новой формации, способного к постоянному саморазвитию и совершенствованию профессиональной компетентности для реализации новых задач в условиях модернизации образования. Уверен, что данный формат курсов повышения квалификации не только себя не изжил, но таит еще много возможностей, которые могут открыться учителям настоящего и будущего поколений! Убежден, что в запасниках этих учреждений есть много интересных задумок, ценных советов и рекомендаций для нас, потому что там работают поистине творческие специалисты высочайшего класса, дающие нам, учителям – практикам, профессиональную уверенность и личностную мотивацию.


Н.В.Вологин – учитель географии высшей категории, педагог – мастер, «Отличник образования Республики Казахстан», обладатель звания «Үздік педагог - 2018». 






Опубликовано в группе «Эволюция»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.