Внеклассное мероприятие «Письмо из детства, опалённого войной»
Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек?..
Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины –
В ней таится немая угроза.
Нападения страшной беды,
Что страшнее жары и мороза.
И в судьбе оставляет следы
Злых деяний, насилия…слёзы…
Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.
Скажите, как вы думаете, кому будет посвящено сегодняшнее занятие?
В следующем году исполняется 75 лет со дня Великой Победы. Но до сих пор в сердцах нашего народа живут боль и скорбь о тех, кто подарил нам мирное небо и счастливое детство. Нашей жизнью мы обязаны не только солдатам и генералам, медсёстрам и тыловикам, но и детям, вашим сверстникам, мальчишкам и девчонкам, стоявшим у станков, работающим в полях, сражающимся на поле боя и в тылу, замерзающим, голодающим, но не сдающимся и продолжающим мечтать.
Скажите, о чём мечтают современные дети?
Какими же были мечты ваших сверстников в самые страшные годы для нашей страны?
Недавно в капсуле времени было найдено письмо из «детства, опалённого войной», письмо вашего сверстника. Вот окончание этого письма:
(зачитывается письмо)
Если кто-нибудь когда-нибудь соберёт все кусочки моего письма и прочитает, все мои мечты сбудутся.
Чтобы собрать во едино кусочки письма, необходимо выполнить несколько заданий. Готовы? Каждой группе необходимо выполнить по три задания, полученные ответы - ключи для решения последнего, четвёртого испытания, выполнив которое, у каждой группы должно получится число. За каждое правильно выполненное задание, группе будет присуждаться одна звезда. Команда, которая первой справится с заданием, награждается дополнительной звездой.
Вперёд, к осуществлению мечты!
Вместе со взрослыми на защиту своей Родины поднялись и дети. Они сражались в рядах регулярной армии, партизанских отрядах. Глядя на все ужасы войны становились не по годам взрослыми. За заслуги перед Родиной, проявленные при этом мужество и героизм в борьбе с фашистами, многие из них были награждены правительственными и государственными наградами. Я хочу вас познакомить с одним из них, Володей Дубининым.
Задание 1: перед вами биографии детей — героев. Ваша задача узнать их фамилии.
(ответы, звёзды)
Детям войны во многих городах России и других стран СНГ установлены памятники. Вот один из них. «Цветок жизни». «Цветок жизни» сооружен Ленинградским Пионерстроем на 3 км легендарной дороги Жизни в память о погибших детях блокадного Ленинграда. В состав мемориала входят: памятник «Цветок жизни» (1968, высота 15 м, архитектор Мельников П.И.), аллея Дружбы (1970, архитектор Левенков А.Д.), и траурный курган «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми стел - страниц блокадного дневника (1975, архитекторы: Левенков А.Д., Фетисов Г.Г., инженер Коман М.В.). На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941-1944 годов»
Задание 2: перед вами изображения памятников, установленных в разных городах нашей страны. Вам нужно угадать, в каком городе установлены эти памятники и как они называются. Подсказкой вам послужат сведения о том, городе, который вы должны разгадать.
(ответы, звёзды)
Подвиги детей, их искалеченные жизни, не могли оставить равнодушными поэтов того времени. Детям войны посвящено множество стихотворений.
Задание 3: прочитать стихотворение и назвать его автора.
Задание 4: Выполните итоговое задание
Возьмите кусочки письма с получившимся числом. Прочитайте.
Подведём итоги. Победила команда.....Поздравляем. Но, если быть откровенным, сегодня это не важно. Главное, что нам удалось прочитать письмо, дошедшее до нас из детства, опалённого войной. И очень хочется верить, что все озвученные мечты этого ребёнка обязательно сбудутся. Спасибо.
Советский пионер-герой. Самый юный пионер-герой в СССР. В возрасте 9 лет стала разведчицей в партизанском отряде. Награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны I степени». Занесена в книгу почёта Белорусской республиканской пионерской организации имени Ленина.
Гитлеровцы её дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.
В это трудно поверить, но когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.
В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.
Когда Богданову схватили, ее били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.
Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но она не раскрыла врагам никаких сведений.
Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.
По окончании войны Надя несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал ей зрение.
Едва ли не в каждом эшелоне с войсками, движущимися на фронт, регулярно вылавливали зайцев-мальчишек, стремившихся на войну, чтобы отомстить за родных.
Так на станции Повадино обнаружился 14-летний Иван. Отец его, Фёдор Герасимович, погиб на фронте, дом сгорел, а вместе с ним – его мать и три сестры.
В октябре в очередной раз пришло распоряжение во исполнение приказа Сталина всех подростков отправить в тыл для определения в училища.
В 5:30 утра 14 октября немцы начали артподготовку, и вопрос эвакуации Ивана на восток отложился. Первую атаку отбили, затем – авианалёт, потом двинулись вперёд немецкие танки. Орудия оказались отрезаны друг от друга.
Ваня в одиночку выпустил по танкам два последних снаряда. На глазах комиссара дивизиона Филимонова ему раздробило локоть левой руки. И тогда в сторону немцев полетели гранаты.
Осколком очередного снаряда Ивану оторвало кисть правой руки. Оставшимся в живых показалось, что он погиб.
Однако когда немецкие танки пошли в обход позиции артиллеристов, Иван встал, выбрался из ровика, прижимая культей правой руки к груди противотанковую гранату, выдернул зубами чеку и лёг под гусеницу головного танка, погибнув героической смертью.
Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецкихгарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.
Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Погиб 24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области .
Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.
Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали.
Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.
В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть.
11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым.
Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.
3. Основанный в 1628 году, является крупнейшим из старинных городов Сибири. Во времена «золотой лихорадки»долгое время был крупным процветающим купеческим центром Сибири. Город расположен в центре России, на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Саянских гор в ущелье, образованном самыми северными отрогами Восточного Саяна. Основание города началось с сооружения Красноярского острога.
4. Город федерального значения. Административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области. Основан 16 (27) мая 1703 года Петром I. В 1712—1918 годах являлся столицей Российского государства[9].
Две строчки
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
6 | 2 | 1 | 8 | 3 | 4 | 2 | 5 | 9 | 7 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | в | д | о | с | т | и | р | к | й | |
А мы не стали памяти перечить
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
4 | 1 | 7 | 8 | 2 | 5 | 9 | 6 | 2 | 10 | 5 | 11 | 3 | 12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
о | е | и | р | с | в | ж | д | т | н | к | й |
Десятилетний человек
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
3 | 6 | 4 | 1 | 2 | 7 | 5 | 8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
а | л | м | х | о | и | к | в |
Мужчина
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
6 | 1 | 2 | 1 | 5 | 7 | 4 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
е | р | в | о | с | б | т | |
Посчитайте все буквы «о» и «а» во всех трёх словах.
Посчитайте все буквы «к» во всех трёх словах
Посчитайте все буквы «с» во всех трёх словах
4. Посчитайте все буквы «е» во всех трёх словах