Познавательно-творческая викторина «Я родом не из детства, из войны»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
«Я РОДОМ НЕ ИЗ ДЕТСТВА, ИЗ ВОЙНЫ»
Методические рекомендации по подготовке и проведению
Автор – Татьяна Михайловна Баширова, педагог-организатор, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детско-юношеский центр»
Глазов, 2020
Пояснительная записка
Реализация авторской программы Т.М. Башировой «Музей детства: связь времён» предусматривает разнообразную просветительскую деятельность на базе Народного Музея истории детского движения Удмуртии. Традиционной формой гражданско-патриотического воспитания стала городская многоэтапная познавательно-творческая викторина «Я родом не из детства, из войны».
Актуальность проведения данной викторины объясняется:
активизацией в стране гражданско-патриотического воспитания в связи с реализацией Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
поиском инновационных методик приобщения детей и подростков к историческому прошлому страны, республики, города;
сохранением связи поколений.
При подготовке и проведении викторины была поставлена основная цель: содействие воспитанию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, нравственных и социальных ценностей на примере героических страниц Великой Отечественной войны.
Достижению поставленной цели способствовали следующие задачи:
актуализировать знания ребят по истории Великой Отечественной войны;способствовать развитию навыков поисково-исследовательской работы участников;
способствовать формированию логического мышления участников;
способствовать развитию творческого потенциала участников;
создать условия для творческого содружества «дети – ветераны».
Участники викторины: учащиеся 5-6 классов (11-13 лет). Выбор данного возраста был обусловлен психологическими и социальными факторами:
развитым воображением и эмоциональностью;
поиском и подражанием героям;
стремлением к соревновательности;
ростом социальной активности.
Задания викторины были разработаны с учётом особенностей данного возраста:
постепенное усложнение заданий: от заочных ответов на вопросы (некоторые из которых требовали определения позиции детей) к выполнению очных заданий игры;
доступный характер заданий;
разнообразные виды заданий (игра по станциям «Дети войны»);
заочные и очные задания;
продолжительный подготовительный период (1 раз четверть).
Исходя из особенностей возраста была выбрана форма проведения викторины:
индивидуальное выполнение заданий: I – III этапы – письменные ответы на вопросы; IV этап – игра по станциям «Дети войны».
Подготовительный период викторины
Разработка Положения, его тиражирование (Приложение 1).
Разработка и тиражирование «Памятки» участнику викторины и «Зачётной книжки» участника викторины (Приложение 2).
Подготовка и утверждения сметы расходов на подготовку и проведение викторины.
Информирование потенциальных участников викторины (через педагогов-организаторов школ, через классных руководителей, через активы детских объединений образовательных учреждений).
Определение состава жюри, ознакомление членов жюри с условиями проведения викторины, с критериями оценки конкурсных работ, организация работы жюри.
Подготовка информационного стенда для участников викторины (Положение, «Памятка», «Зачётная книжка», состав жюри, зачётная таблица с результатами по каждому этапу, список рекомендуемой литературы).
Проведение организационного сбора для участников викторины (примерно за 1-1,5 месяца до финиша I этапа):
приём заявок на участие (в свободной форме с указанием фамилии и имени участника, школы, класса);
ознакомление участников викторины с условиями её проведения, выдача «Памятки для участника», где в доступной и доверительной форме раскрывается суть этапных заданий;
выдача «Зачётных книжек» участникам викторины для фиксации результатов викторины по этапам;
рекомендация литературы для поиска ответов на вопросы викторины.
Проведение совместного сбора с городским Советом ветеранов для определения возможных кандидатур ветеранов войны и трудового фронта (для встреч с участниками викторины на каждом этапе: I этап – «сын полка», II этап – ветеран трудового фронта, III – бывший тимуровец в годы войны).
Приглашение ветеранов войны и трудового фронта на встречи (по ранее определённому графику).
Разработка заданий игры по станциям «Дети войны», подготовка необходимого оборудования и оформления игры, подготовка игровых мест (кабинеты).
Приобретение наградных документов (дипломы и благодарственные письма) и памятных подарков.
Этап проведения викторины
Викторина «Я родом не из детства, из войны» проводится в четыре этапа; каждый участник должен пройти все этапы, набирая баллы за выполненные задания (фиксируются в «Зачётной книжке»).
I этап «Было такое звание» (посвящён детям, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских соединениях, «сынам полков»).
II этап «Труд войны» (посвящён детям, работавшим в годы войны на заводах и фабриках, на полях и на фермах).
III этап «И Тимур свой отряд собирал» (посвящён тимуровцам военных лет).
IV этап «Дети войны».
Стартом викторины является организационный сбор для участников.
I-III этапы предполагают:
Индивидуальное выполнение заданий (Приложение 3) в заочной форме на листах формата А-4 в печатном виде в строго определённый срок (указан в Положении и «Зачётной книжке» участника). Критерии оценки: точность и полнота ответа.
Встречи с ветеранами войны и трудового фронта.
Поиск ответов на вопросы I-III этапов, встречи с ветеранами являются подготовительным информационным периодом для IV этапа – очной игры по станциям «Дети войны».
Условия проведения IV этапа – игры по станциям «Дети войны»:
Необходимое оборудование и оформление:
«Маршрутные листы» по количеству участников;
указатели станций;
распечатанные задания для каждой станции по количеству участников
Прохождение станций ограничено по времени: 1 час.
Оптимальное количество станций для часовой игры в рамках ограниченной территории – 7 (Приложение 4).
Все станции обозначены видными указателями.
Перед началом игры проводится краткий инструктаж участников, выдаются «Маршрутные листы» (Приложение 5).
На станциях находятся наблюдатели (актив Народного Музея истории детского движения Удмуртии) для обеспечения самостоятельной работы участников (делают отметку в «Маршрутном листе» о прохождении станции, принимают выполненные задания).
Заключительный этап
По окончании каждого этапа викторины:
Проверка жюри работ участников (критерий оценки: точность ответов)
Оформление протокола заседания жюри по итогам каждого этапа
Оформление сводных таблиц по итогам каждого этапа
Занесение результатов в Зачётную книжку участника
Публикация итогов в СМИ
Информирование участников о результатах каждого этапа
По окончании викторины:
Итоги викторины подводятся по результатам набранных баллов на всех этапах (обязательно наличие «Зачётной книжки») по следующим критериям:
участникам, набравшим 74-82 балла, присваивается звание Лауреата I степени с вручением диплома и памятного подарка;
участникам, набравшим 65-73 балла, присваивается звание Лауреата II степени с вручением диплома и памятного подарка;
участникам, набравшим 60-64 баллов, присваивается звание Лауреата III степени с вручением диплома и памятного подарка;
всем остальным участникам вручаются Сертификаты об участии в викторине.
Торжественная встреча участников викторины, ветеранов, гостей по подведению итогов викторины, награждение победителей
Проведение анкеты среди участников викторины, её анализ
Составление аналитической справки-отчёта о проведении викторины (Приложение 8)
Публикация в СМИ
Практическая значимость викторины:
социализация детей;
расширение познавательного кругозора детей;
пополнение фондов Народного Музея истории детского движения Удмуртии (лучшие работы);
выявление ребят, способных заниматься активной музейной деятельностью для привлечения их в историко-краеведческий клуб «Родиноведение» Народного Музея истории детского движения Удмуртии.
Новизна данной разработки:
использование краеведческого материала (в том числе – музейных фондов) при составлении вопросов и заданий викторины;
разработка структуры, формы, условий проведения викторины.
Эффективность викторины определяется:
результативностью выполнения заданий на этапах (ни на одном этапе не было задания, на который не был бы дан ответ);
оценкой участников в конце викторины (итоги анкетирования, отзывы);
выбором отдельными участниками обучения в клубе «Родиноведение» на базе музея по дополнительным образовательным программам «Музейный калейдоскоп».
Таким образом, викторина «Я родом не из детства, из войны» является составной частью историко-краеведческой деятельности, проводимой на базе Народного Музея истории детского движения Удмуртии, что способствует воспитанию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, нравственных и социальных ценностей. Согласно Книге отзывов Музея, результатам анкетирования викторина имеет положительный отклик среди его участников.
Список литературы для педагогов
Гусев, А. Год за годом… Из пионерской летописи / А. Гусев. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 318 с., ил.
Костицына, Т.П. Родина, Родина, ты – это мы! – Очерки истории пионерской организации Удмуртии / Т.П. Костицына. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – 272 с., ил.
Костицына, Т.П. Я твой, революция! / Т.П. Костицына. – Ижевск: Удмуртия, 1991. – 272 с., ил.
Куликов, К.И. Удмуртская автономия. Этапы борьбы, свершений и потерь / К.И. Куликов. – Ижевск: Удмуртия, 1990. – 208 с.
Ровесник весны. Из истории удмуртской пионерии. Сборник воспоминаний, очерков, документов, фотографий / Общ. Ред. Л.В. Алексеева, А.В. Главатских, Э.А. Мальцева, Т.Н. Уракова, А.Н. Харитонов, Н.Я. Черепанова. – Ижевск: Удмуртия, 1972. – 175 с., ил.
Эстафета пионерских поколений / Сост. В.В. Лебединский, А.Н. Чирва. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 560 с., ил.
Список литературы для детей
Костицына, Т.П. Родина, Родина, ты – это мы! – Очерки истории пионерской организации Удмуртии / Т.П. Костицына. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – 272 с., ил.
Ровесник весны. Из истории удмуртской пионерии. Сборник воспоминаний, очерков, документов, фотографий / Общ. Ред. Л.В. Алексеева, А.В. Главатских, Э.А. Мальцева, Т.Н. Уракова, А.Н. Харитонов, Н.Я. Черепанова. – Ижевск: Удмуртия, 1972. – 175 с., ил.
Эстафета пионерских поколений / Сост. В.В. Лебединский, А.Н. Чирва. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 560 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛОЖЕНИЕо городской многоэтапной творческой викторине «Я родом не из детства, из войны»,
посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Цель: содействие воспитанию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, нравственных и социальных ценностей.
Задачи: актуализировать знания ребят по истории Великой Отечественной войны;способствовать развитию навыков поисково-исследовательской работы участников;
способствовать формированию логического мышления участников;
способствовать развитию творческого потенциала участников;
создать условия для творческого содружества «дети – ветераны».
Участники: члены ДОО, воспитанники УДО (11-13 лет), учащиеся 5-6 классов средних общеобразовательных учреждений – до 5 человек от ОУ или организации. Заявки на участие принимаются до 20 сентября 2019 года (в заявке указываются фамилия, имя, класс, ОУ участника, ФИО руководителя).
Руководство проведением викторины: осуществляет педагог-организатор Детско-юношеского центра Татьяна Михайловна Баширова.
Условия проведения: викторина проводится в 3 заочных этапа, очный IV этап проводится в Детско-юношеском центре. Участие в викторине индивидуальное.
I этап – «Было такое званье» (ответы принимаются до 24.10.2019 года):
Назовите ребят, удостоенных в годы войны звания Герой Советского Союза. Расскажите об одном из них.
Какой писатель рассказал о сыне полка Ване Солнцеве?
Когда в нашей стране были открыты суворовские училища?
Назовите пионера, награждённого орденом Красного Знамени за сохранение в период фашистской оккупации двух боевых знамён.
Назовите книги о пионерах-героях ВОв, напишите отзыв об одной из них.
II этап – «Труд войны» (ответы принимаются до 19.12.2019 года):
На собранные и заработанные средства ребят в годы войны были построены танки и самолёты. Какой вклад в это дело внесли школьники Удмуртии?
Сколько детей и подростков работало в годы войны на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино (Кекоранский участок)?
Назовите имя подростка, бригадира патронного завода Глазова, который в 1943 году вызвал на соревнование бригаду Алёши Жукова из Воткинска.
В годы войны 8 ребят Шарканской школы УАССР были удостоены правительственной награды. Какой медалью были награждены школьники?
Напишите небольшой очерк о ветеране трудового фронта.
III этап – «И Тимур свой отряд собирал» (ответы принимаются до 27.02.2020 года):
Назовите писателя, благодаря которому появилось тимуровское движение.
Сколько тимуровских команд было создано в Удмуртии в годы войны?
Лучшей в Удмуртии в годы войны стала команда тимуровцев с Загородной улицы Сарапула. Назовите имя и фамилию командира этой команды. Что вы знаете о деятельности этой команды?
Когда и где состоялся I слёт тимуровцев Москвы?
Тимуровцы какого города заняли I место в РСФСР в соревновании 1943 года по сбору лекарственных трав?
IV этап – игра – викторина «Дети войны».
Время и место проведения: 23 апреля 2020 года в 15. 00 часов, Народный Музей истории детского движения, ДЮЦ.
Подведение итогов и награждение: итоги викторины подводятся 11 мая 2020 года. Победители награждаются дипломами Управления образования и памятными подарками, участниками – Благодарственными письмами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка участнику
IV этап – игра по станциям «Дети войны» Тебе предстоит выполнить по 2 задания на каждой из 7 станций: 1) Пионеры-герои 2) Железная дорога 3) Тимуровцы 4) Пионерская организация 5) Труд войны 6) Сыны полков 7) Фонд Победы Подсказки: время проведения: 23 апреля 2019 года в 15. 00 часов (не опаздывай!); место проведения – Детско-юношеский центр (в маршрутном листе будут указаны кабинеты ДЮЦ, где работают станции); не забудь взять с собой: ручку, карандаш, ластик, «Зачётную книжку»; прохождение станций ограничено по времени - 1 час. Постарайся собраться с мыслями. Ты читал книги, отвечал на вопросы, слушал рассказы ветеранов, а поэтому ты знаешь очень и очень много. Надо только вспомнить! Итоги Викторины подводятся 11 мая 2020 года в 15. 00 часов (не забудь прийти с хорошим настроением, продумай свой внешний вид – ты идёшь на торжественное мероприятие!) в Народном Музее истории детского движения Удмуртии, ДЮЦ по следующим критериям: участникам, набравшим 74-82 балла, присваивается звание Лауреата I степени с вручением диплома Управления образования и памятного подарка; участникам, набравшим 65-73 балла, присваивается звание Лауреата II степени с вручением диплома Управления образования и памятного подарка; участникам, набравшим 60-64 баллов, присваивается звание Лауреата III степени с вручением диплома Управления образования и памятного подарка; всем остальным участникам вручаются Сертификаты об участии в Викторине. Внимание: лучшие работы пополнят фонды Народного Музея истории детского движения Удмуртии. Дорогой друг! Мы верим и надеемся, что ты справишься со всеми заданиями. Викторина расширит твой кругозор, познакомит тебя с интересными людьми, научит размышлять и творить. Помни: в Большую Книгу войны достойно вписали свои страницы мальчишки и девчонки нашей великой страны! | Управление образования Администрации города Глазова Детско-юношеский центр Народный Музей истории детского движения Удмуртии ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ТВОРЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ «Я РОДОМ НЕ ИЗ ДЕТСТВА, ИЗ ВОЙНЫ» Глазов, 2019 |
Здравствуй, дорогой друг! Нам очень приятно, что ты решил принять участие в городской викторине, посвящённой детям Великой Отечественной войны. Мальчишки и девчонки, такие же как ты, наравне со взрослыми приближали нашу Победу. Сегодня это пожилые люди, которым нужна наша с тобой помощь, наше внимание и забота. С некоторыми из них, с живыми свидетелями истории войны, ты сможешь познакомиться на встречах в Музее истории детского движения Удмуртии, узнать об их военном детстве, задать волнующие тебя вопросы. Мы будем ждать тебя! Викторина состоит из 4 этапов. Задания I – III этапов ты будешь выполнять дома (постарайся сделать это самостоятельно, вопросы несложные, и ты сам способен найти на них ответы). Обрати внимание на точность и грамотность своих ответов. Не откладывай выполнение заданий на последний день и в указанный срок принеси подготовленные материалы в Народный Музей истории детского движения Удмуртии по адресу: улица Кирова, 13 - это Детско-юношеский центр. Со всеми вопросами обращайся к педагогам ДЮЦ Татьяне Михайловне Башировой (можно по телефону 3 – 53 – 50). В «Зачётной книжке» (это твой главный документ - сохрани её до конца викторины!) аккуратно заполни страницу 1 своими данными. Только не стоит проставлять баллы на странице 2 – это сделает жюри после проверки твоей работы. «Зачётную книжку» нужно будет сдать жюри после IV этапа, без неё могут возникнуть проблемы при подведении итоговых результатов викторины. I этап – «Было такое званье» (посвящён ребятам, воевавшим в годы войны) Назовите ребят, удостоенных в годы войны звания Герой Советского Союза. Расскажите об одном из них. (Максимальное количество баллов – 4+5). Кто из писателей рассказал о сыне полка Ване Солнцеве? (1балл). Когда в нашей стране были открыты суворовские училища? (1 балл). Назовите пионера, награждённого орденом Красного Знамени за сохранение в период фашистской оккупации двух боевых знамён. (1 балл). Назовите книги о пионерах-героях Великой Отечественной войны, напишите отзыв об одной из них. (Максимальное количество баллов – 5+5). Максимальное количество баллов – 22. Подсказки: Примерный план рассказа о пионере-герое: когда, где и в какой семье родился; чем занимался в школе, чем увлекался; где застала война; что делал в годы войны; за что был удостоен звания Герой советского Союза. Примерный план отзыва о книге: полное название, автор, выходные данные; краткий сюжет; главные герои; основная идея; позиция автора; твоё отношение к героям и событиям. Не забудь сдать ответы до 25 октября 2019 года! | II этап – «Труд войны» На собранные и заработанные средства ребят в годы войны были построены танки и самолёты. Какой вклад в это начинание внесли школьники Удмуртии? (5 баллов). Сколько детей и подростков работало в годы войны на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино (Кекоранский участок)? (1 балл). Назовите имя подростка, бригадира патронного завода города Глазова, который в 1943 году вызвал на соревнование бригаду Алёши Жукова из Воткинска. (1 балл). В годы войны 8 ребят Шарканской школы УАССР были удостоены правительственных наград СССР. Какой медалью были награждены школьники? (1 балл). Сколько трудодней выработали сельские школьники в годы войны? (1 балл). Максимальное количество баллов – 9. Подсказки:Отвечая на вопрос 1, обрати внимание, какой вклад внесли школьники Удмуртии на строительство военной техники. Не забудь сдать ответы до 25 декабря 2019 года! III этап – «И Тимур свой отряд собирал» Назовите писателя, благодаря которому в стране появилось тимуровское движение. (1 балл). Сколько тимуровских команд было создано в Удмуртии в годы войны? (1 балл). Правофланговой Удмуртии стала команда тимуровцев с Загородной улицы Сарапула. Назовите имя командира этой команды. (1 балл). Когда и где состоялся I слёт тимуровцев Москвы? (1+1 балл). Тимуровцы какого города заняли I место в РСФСР в соревновании 1943 года по сбору лекарственных трав? (1 балл). Максимальное количество баллов – 6. Подсказки: Не забудь сдать ответы до 25 февраля 2020 года! Эти книги помогут тебе: Гусев А. Год за годом… Из пионерской летописи. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 318 с., ил. Костицына Т.П. Родина, Родина, ты – это мы! – Очерки истории пионерской организации Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – 272 с., ил. Костицына Т.П. Я твой, революция! – Ижевск: Удмуртия, 1991. – 272 с., ил. Куликов К.И. Удмуртская автономия. Этапы борьбы, свершений и потерь. – Ижевск: Удмуртия, 1990. – 208 с. Ровесник весны. Из истории удмуртской пионерии. – Ижевск: Удмуртия, 1972. – 175 с., ил. Эстафета пионерских поколений / Сост. В.В. Лебединский, А.Н. Чирва. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 560 с., ил. |
Зачётная книжка участника
Фамилия, имя _________________________ _________________________ | 1 этап «Было такое звание» Ответы сдать до 25 октября 2019 года. Встреча с ветеранами – 22 октября в 15.00 в Народном Музее истории детского движения Удмуртии, ДЮЦ (Кирова, 13) Количество баллов___________________ |
Школа, класс _________________________ | 2 этап «Труд войны» Ответы сдать до 25 декабря 2019 года. Встреча с ветеранами – 24 декабря в 15.00 в Народном Музее истории детского движения Удмуртии, ДЮЦ (Кирова, 13) Количество баллов___________________ |
Руководитель (если есть, указать фамилию, имя, отчество, должность)_______________ ___________________________ ___________________________
| 3 этап «И Тимур свой отряд собирал» Ответы сдать до 25 февраля 2020 года. Встреча с ветеранами – 25 февраля в 15.00 в Народном Музее истории детского движения Удмуртии, ДЮЦ (Кирова, 13) Количество баллов___________________ |
| 4 этап «Дети войны» Внимание! Игра по станциям состоится 23 апреля 2020 года в 15.00 в ДЮЦ Количество баллов___________________ |
Стал (а)______________________ _____________________________ _____________________________ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! | Управление образования Администрации города Глазова Детско-юношеский центр Народный Музей истории детского движения Удмуртии ЗАЧЁТНАЯ КНИЖКАУЧАСТНИКА ТВОРЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ «Я РОДОМ НЕ ИЗ ДЕТСТВА, ИЗ ВОЙНЫ» Глазов, 2019 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задания и ответы 1-3 этапов викторины
I этап – «Было такое звание»
Назовите ребят, удостоенных в годы войны звания Герой Советского Союза. Расскажите об одном из них. (Максимальное количество баллов – 4+5).
Кто из писателей рассказал о сыне полка Ване Солнцеве? (1балл).
Когда в нашей стране были открыты суворовские училища? (1 балл).
Назовите пионера, награждённого орденом Красного Знамени за сохранение в период фашистской оккупации двух боевых знамён. (1 балл).
Назовите книги о пионерах-героях Великой Отечественной войны, напишите отзыв об одной из них. (Максимальное количество баллов – 5+5).
Максимальное количество баллов – 22.
II этап – «Труд войны»
На собранные и заработанные средства ребят в годы войны были построены танки и самолёты. Какой вклад в это начинание внесли школьники Удмуртии? (5 баллов).
Сколько детей и подростков работало в годы войны на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино (Кекоранский участок)? (1 балл).
Назовите имя подростка, бригадира патронного завода города Глазова, который в 1943 году вызвал на соревнование бригаду Алёши Жукова из Воткинска. (1 балл).
В годы войны 8 ребят Шарканской школы УАССР были удостоены правительственных наград СССР. Какой медалью были награждены школьники? (1 балл).
Сколько трудодней выработали сельские школьники в годы войны? (1 балл).
Максимальное количество баллов – 9.
III этап – «И Тимур свой отряд собирал»
Назовите писателя, благодаря которому в стране появилось тимуровское движение. (1 балл).
Сколько тимуровских команд было создано в Удмуртии в годы войны? (1 балл).
Правофланговой Удмуртии стала команда тимуровцев с Загородной улицы Сарапула. Назовите имя командира этой команды. (1 балл).
Когда и где состоялся I слёт тимуровцев Москвы? (1+1 балл).
Тимуровцы какого города заняли I место в РСФСР в соревновании 1943 года по сбору лекарственных трав? (1 балл).
Максимальное количество баллов – 6.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
I этап - «Было такое звание»
Пионеры-Герои Советского Союза: Валя Котик, Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова. За каждое правильно названное имя – плюс 1балл, за каждое неправильно названное имя – минус 1 балл.
Критерии оценки рассказа о пионере-герое: краткая биографическая справка, краткое описание подвига, награды. Максимальное количество баллов – 5.
О сыне полка Ване Солнцеве рассказал Валентин Катаев.
За правильный ответ – 1 балл.
Суворовские училища в нашей стране были открыты в декабре 1943 года.
За правильный ответ – 1 балл.
Пионер, награждённый орденом Красного Знамени за сохранение в период фашистской оккупации двух боевых знамён - Костя Кравчук.
За правильный ответ -1 балл.
Книги о пионерах-героях Великой Отечественной войны:
1 названная книга – 0 баллов (вопрос предполагал множественное число)
2 – 4 книг – 1 балл 5 – 7 книг – 2 балла
8 – 10 книг – 3 балла 11 - 13 книг – 4 балла
14 – 15 книг – 5 баллов
Критерии оценки отзыва о книге о пионерах-героях: полные выходные данные, краткий анализ содержания книги, своё отношение). Максимальное количество баллов – 5.
Максимальное количество заработанных баллов за 1 этап – 22.
II этап - «Труд войны»
На собранные и заработанные средства ребят в годы войны были построены танки и самолёты. Свой вклад в это дело внесли и школьники Удмуртии: собрали средства на танк «Пионер Удмуртии», участвовали в сборе средств на танковую колонну «Советский школьник» и «Колхозник Удмуртии», на танк «Народный учитель», на эскадрилью самолётов «Комсомолец Удмуртии» и звено самолётов «Глазовский комсомолец».
Максимальное количество баллов за полный ответ – 5.
В годы войны на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино (Кекоранский участок) трудились дети и подростки:
от 10 до 12 лет – 54 человека, от 12 до 14 лет – 880 человек, от 14 до 16 лет – 1306 человек, от 16 до 18 лет – 1870 человек. Всего 4110 человек.
За правильный ответ – 1 балл.
В 1943 году бригаду Алёши Жукова из Воткинска на соревнование вызвал бригадир патронного завода города Глазова Миша Урюпин. За правильный ответ – 1 балл.
В годы войны 8 ребят Шарканской школы УАССР были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За правильный ответ – 1 балл.
Сельские школьники Удмуртии в годы войны выработали 12, 5 миллионов трудодней. За правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество заработанных баллов за 2 этап – 9.
III этап - «И Тимур свой отряд собирал»
Благодаря Аркадию Петровичу Гайдару (Голикову) и его книге «Тимур и его команда» в стране появилось тимуровское движение.
За правильный ответ – 1 балл.
В годы Великой Отечественной войны в Удмуртии было создано 950 тимуровских команд. За правильный ответ – 1 балл.
Командира правофланговой команды тимуровцев с Загородной улицы города Сарапула звали Неля Замятина. За правильный ответ – 1 балл.
1 слёт тимуровцев Москвы состоялся в городе Москве в начале 1942 года.
За правильный ответ – 1 балл за указание места проведения слёта и 1 балл за указание даты проведения.
1 место в РСФСР в соревновании 1943 года по сбору лекарственных трав заняли тимуровцы города Сарапула. За правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество заработанных баллов за 3 этап – 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задания 4 этапа – игры по станциям «Дети войны»
СТАНЦИЯ «ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»
Восстановите пропущенные слова в тексте Торжественного обещания пионеров в годы войны.
«Я всем 1.________________ ненавижу 2.____________________ захватчиков и буду неустанно готовить себя к 3._______________ Родины. Клянусь в этом именем 4.________________, отдавших 5.________________ за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моём пионерском 6.___________________».
Из предложенных рисунков значков выберите пионерский значок военных лет (с 1942 года).
1 2 3 4
ОТВЕТЫ
«Я всем (сердцем) ненавижу (фашистских) захватчиков и буду неустанно готовить себя к (защите) Родины. Клянусь в этом именем (бойцов), отдавших (жизнь) за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моём пионерском (галстуке)».
За каждое правильное слово или его синоним – 1 балл. Максимум – 6 баллов.
С 1942 года в пионерской организации в качестве значка стала использоваться красная звёздочка (№ 2) как у красноармейцев на фронте. За правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов на станции – 7.
СТАНЦИЯ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
На контурной карте Удмуртии обозначена железнодорожная линия, построенная в Удмуртии в годы войны. Назовите начальный и конечный пункты этой дороги.
Если вы правильно отгадаете слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных буквах появится название станции, где в настоящее время находится памятник строителям железной дороги:
Город, где в 1945 году состоялся Парад Победы.
Страна – главный противник СССР в годы Великой Отечественной войны.
Солдатский мешочек для хранения табака и махорки.
Автор книги «Родина, Родина, ты – это мы!».
Имя главного героя А. П. Гайдара.
Вид вооружения, выпускавшийся на патронном заводе № 544 г. Глазова в годы войны.
Верховный Главнокомандующий советскими вооружёнными силами в годы войны, руководитель СССР.
ОТВЕТЫ
Начальный и конечный пункты железной дороги, построенной в Удмуртии в годы войны:
1 – п. Балезино 2 – г. Ижевск
За каждое правильное название населённого пункта – 1 балл. Максимум – 2 балла.
Кроссворд:
1) Москва 2) Германия 3) Кисет 4) Костицына 5) Тимур 6) Патроны 7) Сталин
По вертикали - слово Кекоран.
За каждое правильно названное слово – 1 балл. Максимум – 8 баллов.
Максимальное количество баллов на станции – 10.
СТАНЦИЯ «СЫНЫ ПОЛКОВ»
Среди тысяч «сынов полков» – и мальчишки из Удмуртии. Имя одного из них вы сможете прочесть, если правильно соберёте мозаику – фотографию юного солдата.
Выберите один из вариантов ответов:
Назовите фамилию автора книги «Сын полка»:
а) А. Гайдар б) В. Катаев в) С. Маршак
Назовите фамилию главного героя книги «Сын полка»:
а) Солнцев б) Солнышкин в) Солнечный
Когда в годы войны в нашей стране были открыты суворовские училища:
а) январь 1942 г. б) декабрь 1943 г. в) март 1944 г.
«Сын полка» из города Ижевска, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанском соединении Ковпака, закончил войну в Праге:
а) Л. Едигарев б) М. Привлер в) Г. Двоеглазов
ОТВЕТЫ
Павел Кононов. За правильный ответ – 1 балл.
1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – в За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 4 балла.
Максимальное количество баллов на станции – 5.
СТАНЦИЯ «ТИМУРОВЦЫ»
Отгадайте кроссворд. По горизонтали:
Фамилия командира команды тимуровцев с Загородной улицы города Сарапула, ставшей лучшей командой Удмуртии.
Город Удмуртии, тимуровцы которого заняли I место в РСФСР в соревновании 1943 года по сбору лекарственных трав.
Город, где в начале 1942 года состоялся I слёт тимуровцев столицы.
По вертикали:
Автор книги «Тимур и его команда».
Фамилия командира тимуровцев п. Кез, будущего преподавателя восточного факультета Ленинградского Государственного университета.
Учреждение здравоохранения, над которым в годы войны вели шефство тимуровцы.
2. Расшифруйте текст телеграммы, которую получили ребята школы № 3 города Глазова в годы войны, используя определённый принцип.
4 16 19 17 10 20 1 13 30
2 13 1 4 16 5 1 18 10 20
18 6 2 33 20
ОТВЕТЫ
1. По горизонтали: По вертикали:
Замятина 2) Гайдар
Сарапул 4) Разумова
Москва 6) Госпиталь
За каждое правильное слово – 1 балл. Максимум – 6 баллов.
2. Текст телеграммы (цифра – порядковый номер в алфавите):
«Госпиталь благодарит ребят». За каждое правильное слово – 1 балл. Максимум – 3 б.
Максимальное количество баллов на станции – 9.
СТАНЦИЯ «ФОНД ПОБЕДЫ»
Выберите из предложенного списка те акции, в которых участвовали школьники Удмуртии, внося свою лепту в Фонд Победы:
танк «Пионер Удмуртии»
танковая колонна «Москвичи»
танковая колонна «Советский школьник»
золотые самородки
эскадрилья самолётов «Комсомолец Удмуртии»
«катюши»
самолёт «Санкт-Петербург»
подводная лодка «Красноармеец»
звено самолётов «Глазовский комсомолец»
денежные средства
Найдите ошибки в тексте: Фонд обороны был создан в годы Гражданской войны в 1941 году. Школьники в течение войны получали из этого Фонда всё необходимое. Активные участники сбора средств в Фонд обороны получали Благодарности за подписью Гитлера.
ОТВЕТЫ
Акции, в которых участвовали школьники Удмуртии, внося свою лепту в Фонд Победы:
танк «Пионер Удмуртии», танковая колонна «Советский школьник», эскадрилья самолётов «Комсомолец Удмуртии», звено самолётов «Глазовский комсомолец», денежные средства
За каждую правильно выбранную акцию – 1 балл, за неправильно указанную – минус 1 балл. Максимум – 5 баллов.
Фонд обороны был создан в годы Гражданской (Великой Отечественной) войны в 1941 году. Школьники в течение войны получали из этого Фонда (сдавали в этот Фонд) всё необходимое. Активные участники сбора средств в Фонд обороны получали Благодарности за подписью Гитлера (Сталина).
За каждую найденную ошибку – 1 балл. Максимум – 3 балла.
Максимальное количество баллов на станции – 8.
СТАНЦИЯ «ТРУД ВОЙНЫ»
В предложенных цепочках слов, посвящённых «фронтовым бригадам» Удмуртии, выберите лишнее слово, не подходящее по смыслу:
Ижевск, Миша Урюпин, 1943 год, патронный завод;
«Фронтовая» бригада, соревнование, одна норма, «за себя и за того парня».
Выберите из предложенных наградных знаков медаль, которой в годы войны награждались школьники за хорошую работу на производстве.
ОТВЕТЫ
Ижевск, Миша Урюпин, 1943 год, патронный завод (Миша Урюпин в 1943 году возглавил «фронтовую» бригаду на патронном заводе города Глазова);
«Фронтовая» бригада, соревнование, одна норма, «за себя и за того парня» («фронтовые» бригады участвовали в соревновани, выполняли нормы «за себя и за того парня»). За каждое правильно выбранное слово – 1 балл. Максимум – 2 балла.
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (№ 3).
За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов на станции – 3.
СТАНЦИЯ «ПИОНЕРЫ – ГЕРОИ»
1. Подберите к портретам пионеров-Героев Советского Союза биографические данные:
Юный народный мститель. Однажды доставил в партизанский штаб чрезвычайно важные документы, не раз ходил в опасные разведки, добывал ценные сведения о расположении вражеских частей, подрывал мосты, железные дороги, фашистские поезда.
Боец партизанской бригады, действовавшей в Минской области. Проявил храбрость и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Награждён орденом Отечественной войны I степени и медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». Окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.
Член подпольной организации, действовавшей на Витебщине. В его полномочия входило распространять сводки Советского Информбюро, собирать сведения о фашистах. Попав в плен, этот человек держался достойно и был замучен фашистами.
Юный партизан, с 1942 года – связной подпольной организации в городе Шепетовка на Украине, разведчик партизанского отряда. Погиб в бою.
2. Назовите имя пионера, изображённого на фотографии. В годы войны был награждён орденом Красного Знамени за сохранение в период фашистской оккупации двух боевых знамён.
ОТВЕТЫ
1 – Лёня Голиков 2 – Марат Казей 3 – Зина Портнова 4 – Валя Котик
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 4 балла.
Костя Кравчук. За правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов на станции – 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Маршрутный лист участника игры по станциям «Дети войны»
Фамилия, имя______________________________________________________________
Школа, класс_______________________________________________________________
Название станции | Отметка о прохождении | Количество Баллов |
Труд войны (кабинет 1) | | |
Сыны полков (кабинет 2) | | |
Пионеры-герои (кабинет 5) | | |
Фонд Победы (кабинет 9) | | |
Железная дорога (кабинет 11) | | |
Пионерская организация (кабинет 24) | | |
Тимуровцы (кабинет 27) | | |