Эссе на тему «Я педагог XXI века»
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище» МО РФ
«Я педагог 21 века ».
Автор: воспитатель Гарибян Г. Л.
Верю в человека,
Выполняю свой долг –
Пребывать человеком…
Э. Межелайтис
Вот и прошли 7 лет с того момента, когда я впервые открыл дверь и вошел в новый этап жизни как офицер-воспитатель УСВУ. Изменился ли принципиально мой подход к вопросам воспитания и образования детей?
Думаю, что в нет! Как и прежде я принимаю воспитание в качестве сложного и тонкого, творческого и многогранного, кропотливого и постоянного процесса. Как и раньше я убежден, что основная задача воспитателя – это не только учить ребенка, прививать правила поведения в обществе, но и разбудить в нем все самое лучшее и положительное: любовь к Родине, уважение к старшим, ответственность за младшего и слабого, бережное отношение ко всему живому.
Воспитатель, на мой взгляд, должен помочь мальчишкам не только приобрести академические знания, но и каждому найти свое место во взрослой жизни, адаптироваться к ней.
Новое время ставит новые задачи. Зная, каких солдат и офицеров ждет современная армия, я стараюсь максимально активно участвовать в формировании личности каждого суворовца, помогая родителям и педагогическому коллективу в обучении и воспитании наших детей. Итоги моей работы за 7 лет говорят сами за себя: почти все мои выпускники поступили в вузы МО РФ и гражданские вузы страны. Я уверен, что все они станут настоящей опорой нашей страны, высокообразованными специалистами и культурными людьми.
В основу своей работы я, как и прежде, ставлю духовно-нравственное воспитание ребенка. И, решая воспитательные проблемы, всегда стараюсь опираться на слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Воспитать патриота, готового отдать жизнь за независимость Родины, - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает». Считаю также, что только крепкая дисциплина, сознательная ответственность и творческая самостоятельность ребенка смогут обеспечить правильное становление гражданина-патриота.
Я, как и прежде, в своей работе руководствуюсь идеей Антона Семёновича Макаренко: «Личность учителя – пример для его учеников».
В воспитании личности ребенка самое главное место занимает, прежде всего, поведение людей, находящихся рядом. Наше собственное поведение – самый важный пример, ведь мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, его поучаем, ему приказываем. Мы воспитываем ребенка даже тогда, когда нас нет рядом: как одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других, как радуемся и печалимся, как общаемся с друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое значение. Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни его. Воспитатель должен обращать внимание на, казалось бы, незначительные мелочи. Как говорил А.С. Макаренко, «мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них складывается жизнь». Руководить этой жизнью, организовать ее - это самая важная задача воспитателя.
В душе каждого ребенка есть некий хрустальный ларец, там лежит клад. Раскрыть клад человеческой души, достать золото души – вот цель современного образования. Золото души – любовь. Любовь к жизни, родителям, близким, будущему, любовь к Родине, стране, забота о чистоте всего, что тебя окружает. Любви полным-полно вокруг. Достать её из глубин души может лишь настоящий воспитатель.
Каким же должен быть современный воспитатель нынешней России?
Он должен быть свободным от лжи, лицемерия, антиэстетики; компетентным, креативным, мудрым; оптимистичным, искренним, чистым; гуманным, добрым, внимательным; неравнодушным, заинтересованным, глубоким.
Свою задачу, как и прежде, вижу в подготовке воспитанника к взрослой жизни, с его верой в устремлённость человека к добру. И сразу вспоминаются слова замечательного учёного-педагога Ш.А. Амонашвили, который показывает от кого зависит успех обучения и воспитания: «День становится педагогическим не тогда, когда он несет воспитателя, как несёт вода щепку, а тогда, когда воспитатель управляет им так же, как управляет лодкой человек, плывущий по реке к цели. А река эта – жизнь». Можно быть образованнейшим человеком, иметь несколько высших образований, в совершенстве владеть всеми известными педагогической науке технологиями, но если не любить детей, то успеха не будет. Только сочетание таких факторов, как требовательность, забота, любовь к детям и профессионализм, в конечном итоге приведут к успеху. Цель современного педагога - полнокровная, интересная, творческая жизнь каждого ученика. Каким же я должен быть, чтобы достигнуть целей, поставленных передо мной обществом? Я должен стать лучше для других, а значит, и для себя. А для этого мы, воспитатели, сами должны развиваться и стремиться к личному совершенству.