Рабочая программа «Я в кругу друзей» (2 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская общеобразовательная адаптивная школа – интернат»
_________________________________________________________________
«Я в кругу друзей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(2 класса)
Составитель: педагог-психолог
Перфилова Ольга Анатольевна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ от 29.12.12 г. № 273 «Об образовании» в РФ, проектом федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью.
В структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью данная программа является частью коррекционной области программы внеурочной деятельности.
Данная программа, разработана на основе программы развивающих занятий Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х. Попова. Программа «Я в кругу друзей», является блоком программы по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с нарушением интеллекта 2 класса. Программа направлена на формирование УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у школьников во внеурочной деятельности.
Для работы используется программа развивающих занятий «Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х. Попов.
Цель и задачи:
Главной целью программы выступает развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями.
Программа призвана решить следующие задачи:
· Формировать психологическую готовность к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
· Познакомить детей с основными психологическими понятиями.
· Помочь детям осознать свои способности.
· Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
· Снизить уровень школьной тревожности
· Помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира.
· Помочь детям в создании классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
· Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми
· Ориентировать детей на социально приемлемые формы поведения в обществе.
Коррекционный курс «Я в кругу друзей» рассчитан на 33-34 часа в год (при недельной нагрузке 1 час). Занятия рекомендуется проводить с группой детей (6-10 человек) по 25-30 минут.
2. Календарно-тематическое планирование «Я в кругу друзей»
№ |
Тема занятия |
Дата |
Ключевые задачи решаемые на занятии |
Материалы |
|
I |
Диагностический , 3 часа. |
||||
1 |
«Я и моя школа» |
|
Изучение отношения к школе |
диагностический материал |
|
2. |
« Я и мои друзья» |
|
Сбор информации о самооценки и межличностных отношениях между сверстниками |
диагностический материал |
|
3. |
«Я и моя семья» |
|
Сбор информации о межличностных отношениях в семье |
диагностический материал |
|
II |
Я теперь школьник (вхождение в новую роль), 2 часа. |
||||
4. |
«Что значит быть школьником?», №4 |
|
Напомнить правила школьной жизни. Помочь в осознании социальной позиции школьника |
Раб.тетради, цв. карандаши, маленький мячик, медали со значком (пси) для награждения |
|
5. |
«Знакомство Пси – Магом» , №5 |
|
Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности |
Рабочие тетради, цв. карандаши, маленький мячик, план схемы школы на ватмане, кукла Пси-мага |
|
III |
Введение в мир психологии, 6 часов. |
||||
6. |
« Королевство внутреннего мира», № 6 |
|
Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности |
Рабочие тетради, цв. карандаши, кукла Пси-мага, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
7. |
«Сказка о волшебных зеркалах», № 7 |
|
Укрепить интерес к самопознанию познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию |
Рабочие тетради, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
8. |
«Сказка о волшебных зеркалах» , №8 |
|
Укрепить интерес к самопознанию познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию |
Рабочие тетради, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
9. |
« Что я знаю о себе», № 9 |
|
Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии |
Раб.тетради, цв. карандаши, набор начков( разрезанные открытки) |
|
10 |
« Что я знаю о себе и других» , №10 |
|
Помочь посмотреть на себя глазами других людей |
Рабочие тетради, цветные карандаши |
|
11 |
«Я – это кто?», № 11 |
|
Помочь осознать собственную уникальность и самого себя в прошлом, настоящем и будущем, развивать способность к самоанализу и рефлексии |
Рабочие тетради |
|
IV |
Психика и познание мира, 7 часов. |
||||
12 |
«Мои ощущения», № 12 |
|
Показать роль ощущений и познаний окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений |
Раб.тетради, цв. карандаши, см. практикум «Ощущения», книга «Сказки о самой душевной науке», н-р предметов с различным запахом и вкусом, н-р мелких предметов |
|
13 |
«Моё восприятие мира», № 13 |
|
Содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
Раб.тетради, цв. карандаши, запись муз. Со звуками моря: чудесный мешочек с н-м мелких предметов: карандаш, ластик, точилка, мал. расческа и др., листы бумаги А4 на каждого, медальки, дипломы |
|
14 |
«Моё внимание», №14 |
|
Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность |
Раб.тетради, цв. карандаши или разноцв ручки, секундомер, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
15 |
«Сказка о внимательном Иванушке» |
|
Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность |
|
|
16 |
«Как быть внимательным», №15 |
|
Развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания |
Рабочие тетради, цветные карандаши, запись релаксационной музыки |
|
17 |
«Развиваем внимание», № 16 |
|
Помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание |
Рабочие тетради, цв. карандаши или разноцветные ручки, , запись маршевой и релаксационной музыки, заготовки для игры «Печатаю на компьютере» и «Буквы алфавита» - карточки с буквами |
|
18 |
«Я умею быть внимательным», № 17 |
|
Мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность |
Раб. тетради, запись маршевой и релаксационной музыки, листочки для записи слов для каждого ученика; карточки с буквами |
|
V |
Темперамент и характер, 8 часов.
|
||||
19 |
«Что такое темперамент?», № 18 |
|
Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента |
Рабочие тетради, запись маршевой и релаксационной музыки, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
20 |
«Типы темперамента», № 19 |
|
Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы |
Раб. тетради, книга «Сказки о самой душевной науке», карточки с названиями персонажей из «Сказки о типах темперамента» |
|
21 |
«Разные люди – разные типы темперамента», № 20 |
|
Закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности |
Раб. тетради, запись спокойной музыки, рис Бидструпа (реакция людей на смятую шляпу); карточки с названием типов темперамента, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
22 |
«Разные люди – разные характеры», № 21 |
|
Обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения |
Рабочие тетради, цв. карандаши, записи музыки, отличительные значки, книга «Сказки о самой душевной науке» |
|
23 |
«Сказка о деревьях – характерах» |
|
Развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения |
|
|
24 |
«Какой у меня характер», №22 |
|
Мотивировать на сознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе |
Рабочие тетради, цв. карандаши, запись динамичной и спокойной музыки, листы бумаги |
|
25 |
«Какой характер у других», №23 |
|
Рабочие тетради, написанный на доске перечень сказочных героев |
||
26 |
«Мой характер: оценим недостатки, №24 |
|
Содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей |
Рабочие тетради набор карточек с названием черт характера, карточки с описанием сценок «Мороженое», «Три характера» |
|
VI |
Я и мои эмоции, 6 часов. |
||||
27 |
«Что такое эмоции?», №25 |
|
Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций |
Рабочие тетради |
|
28 |
«Что я знаю о своих эмоциях», №28 |
|
Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок |
Рабочие тетради, аудиозапись |
|
29 |
«Какие бывают эмоции», № 26 |
|
Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способность к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражений эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций |
Рабочие тетради, карточки сназванием сказочных персонажей; несколько медалей «Знаток эмоций» |
|
30 |
«Конкурс Чувствоведов», № 27 |
|
Н-р карт с названием эмоций, фото детей испыт разн. Эмоции, тексты этюдов для разыгрывания, листы бумаги, медали «Лучший чувствовед» |
||
31 |
«Что я знаю о своих эмоциях», №28 |
|
Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способность к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок |
|
|
32 |
«Королевство внутреннего мира»: поиск сокровищ. №29 |
|
Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
Рабочие тетради |
|
VII |
Диагностический, 2 часа. |
||||
33 |
«Я и моя школа» |
|
Изучение отношения к школе Сбор информации о самооценки и межличностных отношениях между сверстниками. Изучение межличностных отношений в семье |
диагностический материал |
|
34 |
«Я и моя семья» |
|
диагностический материал |
||
|
Итого: 34 часа |
||||
Содержание программы.
Раздел 1, 7 (5 часов)
Диагностический.
Материал этого раздела изучает психоэмоциональное состояния младшего школьника в социуме.
Полученная информация помогает педагогам наметить направления работы со школьником с учетом зоны ближайшего развития.
Раздел 2 (2часа).
Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Материал этого раздела отбирается с целью помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника, которая, предоставляя им новые права, накладывает вполне определенные обязанности.
Многие дети испытывают серьезные психологические трудности при вхождении в новый коллектив сверстников; особенно это характерно для детей, не посещавших детский сад. Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель создает в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок овладевает умениями общения и взаимодействия на фоне и в процессе учебной деятельности. Знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителями. Дети начинают понимать важность для эффективной работы умений сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность.
В то же время педагог-психолог объясняет детям, как можно "выплеснуть" избыток энергии без вреда для окружающих и как научиться полноценно отдыхать и восстанавливать силы после учебной деятельности - достаточно сложного и тяжелого умственного труда.
Раздел 3 (6 часов).
Введение в мир психологии.
Этот раздел курса раскрывает перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего Мира - психического мира каждого человека. Детям требуется особо разъяснить специфику психического, поскольку многие из них путают внутренний мир личности с совокупностью внутренних органов человека.
Подготовить ребенка к первоначальным самонаблюдениям и "открытиям" самого себя помогают задания, которые обращают внимание на собственный внутренний мир и деятельность ребенка, его поступки. Через обучение способам и приемам самоанализа ребенок приходит к осуществлению попыток ответить на важнейшие философские вопросы "Кто я? Какой я?". Эти ответы носят пока наивный и ограниченный характер, но на этом этапе достаточно того, чтобы ребенок мог назвать пять-шесть своих самых больших достоинств и три-четыре недостаточно развитых качества, а также мог сравнить себя с другими по степени сформированности той или иной характеристики.
Очень важно постоянно следить за сохранением у каждого ребенка позитивного самоотношения и не допускать невротизирующего воздействия самооценивания. Поскольку работа педагога-психолога в рамках этой программы постоянно сопряжена с анализом различных психических проявлений детей, важным аспектом педагогической деятельности является психотерапевтический (в рамках квалификации педагога-психолога). Значительную часть урока должны по-прежнему занимать игровые методики, а также изобразительная деятельность. Изучение собственного внутреннего мира и получение элементарных психологических знаний сопровождаются чтением "психологических" сказок и работой с книгой.
Раздел 4 (7 часов).
Психика и познание мира.
Как правило, большинство детей в первом классе достаточно сильно мотивированы на учение. К сожалению, зачастую эта мотивация быстро угасает. Одной из задач программы "Психологическая азбука", реализуемых в этом разделе, является создание условий для развития познавательных интересов. Основой такой работы становится знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
Разумеется, одно лишь знание о значении и психических функциях ощущений и восприятий, безусловно, являясь мотивирующим фактором, не может оказать определяющее, всеобъемлющее влияние на направленность детских интересов, достаточное для сохранения устойчивых мотивов учения. Лишь через деятельность, через целенаправленное развитие осмысленного отношения к ресурсам человеческой психики, через формирование умений пользоваться этими ресурсами во всех формах и видах познания окружающего мира будет развиваться мотивационная сфера личности младшего школьника.
Кроме того, на этом этапе работа педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на осознанное развитие всей системы восприятия в целях более эффективного познания действительности вокруг нас и лучшего усвоения учебного материала. Этому служат специальные игры и упражнения, через участие в которых ребенок сможет усвоить умения для самостоятельного применения.
Одной из важнейших задач начального периода обучения является формирование произвольности действий ребенка, поэтому в этом разделе значительную часть занимают работа по развитию произвольного внимания и тренировка свойств внимания.
Раздел 5 (8 часов).
Темперамент и характер.
Для того чтобы в последующем периоде обучения ребенок мог правильно ставить и конструктивно решать задачи саморазвития, он, осознавая свою уникальность, должен уметь соотносить себя с имеющимися в психологии типологиями и строить свою траекторию развития с опорой на знания о своих индивидуальных психологических особенностях.
Отсюда становится ясным основной способ введения необходимого психологического материала этого раздела и отслеживания его усвоения (в той или иной степени этот способ применяется и в во всех других разделах программы): изложение нового содержания учителем завершается формулированием вопросов ученика, обращенных и к себе, и к товарищам, и ко взрослому - "А каков я в этом смысле? К какому типу можно отнести меня? Какие у меня особенности проявления (темперамента, характера)?". Поиск и нахождение ответов на эти вопросы стимулируют в свою очередь потребности в усовершенствовании, развитии своих психологических особенностей. Важно помочь ребенку формировать удовлетворенность собой, своим поведением, что является одним из механизмов сознательной саморегуляции и развития поведенческой сферы самосознания.
Раздел 6 (6 часов).
Я и мои эмоции.
Гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка является залогом полноценного общего психического развития. Богатые эмоциональные переживания окрашивают жизнь ребенка в яркие цвета, наполняют полифоническим звучанием даже самые рядовые и обычные события его жизни. Вместе с тем излишняя эмоциональная чувствительность может привести к быстрой утомляемости ребенка, нервозности.
Если ребенок научится распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл, это будет очень серьезным шагом на пути к овладению им своими переживаниями, к выработке навыков произвольности действий и психической саморегуляции.
Наряду с развитием умений разбираться в тонких оттенках чувств и распознавать эмоции очень важно развивать у малыша сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение справляться с негативными эмоциями. Этому очень способствуют специальные этюды, в которых ребенок должен сыграть некую роль, "примеривая на себя" те или иные эмоции и обучаясь управлять ими. Большой упор делается на знакомстве с основополагающими сферами личности - эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной. Дети впервые делают попытки разобраться в ведущих мотивах своего поведения, в механизмах возникновения потребностей и эмоций.
В работе с детьми педагог-психолог должен заняться тренировкой нужных форм поведения при разыгрывании эмоционально острых ситуаций, проработкой специальных техник изменения собственных состояний, обучением способам "высвобождения" негативных эмоций без вреда для окружающих (через рисование своих чувств, через физические действия, через дыхательные упражнения). Вместе с тем нужно напоминать о том, что стремление только к единственному - "мирному" - способу выражения эмоций при полном исключении всех других способов не всегда является оправданным. В жизни встречаются ситуации, когда вполне уместной, а иногда и необходимой оказывается эмоциональная агрессия. Может случиться и так, что в какой-то момент более правильным путем будет "подавление" и сдерживание эмоций. Рецептурный, однозначный метод работы с эмоциональной сферой ребенка противопоказан. Ведь поведение взрослого человека должно быть гибким, соответствующим обстоятельствам, предугадать все нюансы которых просто невозможно.
Планируемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
1. Низкий уровень тревожности.
2. Высокая и нормальная самооценка.
3. Позитивное отношение к себе и своей личности.
4. Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами.
5. Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
6. Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.
7. Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.
8. Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
1. Умение осознавать требования педагога и соответствовать им.
2. Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами.
3. Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы.
4. Умение общения и достойного поведения с одноклассниками.
5. Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля и результативность работы оценивается с помощью:
· Тестирование (групповое и индивидуальное) (тест тревожности «Сказка», «Лесенка», социометрия Федоренко Л.Г, анкетирование, методики, направленные на исследование уровня сформированности УУД).
· Применение проективных методик диагностики ( «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д)
· Наблюдение за детьми в игровых и учебных ситуациях
Литература
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова.- М.: ГЕНЕЗИС, 2017.
2. «Сказки о самой душевной науке» Вачков И.В. М.: ГЕНЕЗИС, 2017.
3. Распечатки из рабочей тетради для 1года обучения
Кияйкина Наталья Федоровна