12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перфилова Ольга Анатольевна1702
Россия, Омская обл., г.Калачинск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская общеобразовательная адаптивная  школа – интернат»

_________________________________________________________________


 «Я в кругу друзей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 (2 класса)

                                     Составитель: педагог-психолог 

Перфилова Ольга Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                  

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Рабочая   программа составлена в  соответствии с ФЗ от 29.12.12 г. № 273 «Об   образовании»   в РФ, проектом федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью. 

В структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью данная  программа является частью коррекционной области программы   внеурочной  деятельности.

Данная программа,   разработана на основе программы развивающих занятий Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х. Попова. Программа «Я в кругу друзей»,  является  блоком  программы по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с нарушением интеллекта 2 класса.   Программа  направлена на формирование УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у школьников во внеурочной деятельности.

         Для работы используется программа развивающих занятий «Психологическая азбука» Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х. Попов.

Цель и задачи:

Главной целью  программы выступает развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями.

Программа призвана решить следующие задачи:

·                   Формировать  психологическую готовность к обучению, работа над  личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД

·                   Познакомить детей с основными психологическими понятиями.

·                   Помочь детям осознать свои способности.

·                   Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

·                   Снизить  уровень школьной тревожности

·                   Помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира.

·                   Помочь детям в создании  классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

·                   Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми

·                   Ориентировать детей на  социально приемлемые формы поведения в обществе.

 

Коррекционный курс «Я в кругу друзей»  рассчитан на 33-34 часа в год (при недельной  нагрузке 1 час). Занятия рекомендуется проводить с группой детей (6-10 человек) по 25-30 минут.

 

2.     Календарно-тематическое планирование «Я в кругу друзей»

Тема занятия

Дата

Ключевые задачи решаемые на занятии

Материалы

I

 Диагностический , 3 часа.

1

«Я и моя школа»

 

Изучение отношения к школе

диагностический материал

2.

« Я и мои друзья»  

 

Сбор информации о самооценки и межличностных отношениях между сверстниками

диагностический материал

3.

  «Я и моя  семья»  

 

Сбор информации о межличностных отношениях в семье

диагностический материал

II

Я теперь школьник (вхождение в новую роль), 2 часа.

4.

«Что значит быть школьником?», №4

 

Напомнить правила школьной жизни. Помочь в осознании социальной позиции школьника

Раб.тетради, цв. карандаши, маленький мячик, медали со значком (пси) для награждения

5.

«Знакомство Пси – Магом» , №5

 

Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Рабочие тетради, цв. карандаши, маленький мячик, план схемы школы на ватмане, кукла Пси-мага

III

Введение в мир психологии, 6 часов.

6.

« Королевство внутреннего мира», № 6

 

Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности

Рабочие тетради, цв. карандаши, кукла Пси-мага, книга «Сказки о самой душевной науке»

7.

«Сказка о волшебных зеркалах», № 7

 

Укрепить интерес к самопознанию познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Рабочие тетради, цветные карандаши,  книга «Сказки о самой душевной науке»

8.

«Сказка о волшебных зеркалах» , №8

 

Укрепить интерес к самопознанию познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Рабочие тетради, цветные  карандаши,  книга «Сказки о самой душевной науке»

9.

« Что я знаю о себе», № 9

 

Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии

Раб.тетради, цв. карандаши, набор начков( разрезанные открытки)

10

« Что я знаю о себе и других» , №10

 

Помочь посмотреть на себя глазами других людей

Рабочие тетради, цветные карандаши

11

«Я – это кто?», № 11

 

Помочь осознать собственную уникальность и самого себя в прошлом, настоящем и будущем, развивать способность к самоанализу и рефлексии

Рабочие тетради

IV

Психика и познание мира, 7 часов.

12

«Мои ощущения», № 12

 

Показать роль ощущений и познаний окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

Раб.тетради, цв. карандаши,  см. практикум «Ощущения»,  книга «Сказки о самой душевной науке», н-р предметов с различным запахом и вкусом, н-р мелких предметов

13

«Моё восприятие мира», № 13

 

Содействовать осознанию уникальности собственного восприятия  окружающего мира

Раб.тетради, цв. карандаши, запись муз. Со звуками моря: чудесный мешочек с н-м мелких предметов: карандаш, ластик, точилка, мал. расческа и др., листы бумаги А4 на каждого, медальки, дипломы

14

«Моё внимание», №14

 

Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность

Раб.тетради, цв. карандаши или разноцв ручки, секундомер, книга «Сказки о самой душевной науке»

15

«Сказка о внимательном Иванушке»

 

Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность

 

16

«Как быть внимательным», №15

 

Развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания

Рабочие тетради, цветные  карандаши, запись релаксационной музыки

17

«Развиваем  внимание», № 16

 

Помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание

Рабочие тетради, цв. карандаши или разноцветные ручки, , запись маршевой и релаксационной музыки, заготовки для игры «Печатаю на компьютере» и «Буквы алфавита» - карточки с буквами

18

«Я умею быть внимательным», № 17

 

Мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность

Раб. тетради, запись маршевой и релаксационной музыки, листочки для записи слов для каждого ученика; карточки с буквами

V

Темперамент и характер, 8 часов.

 

19

«Что такое темперамент?», № 18

 

Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента

Рабочие  тетради, запись маршевой и релаксационной музыки, книга «Сказки о самой душевной науке»

20

«Типы темперамента», № 19

 

Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Раб. тетради,  книга «Сказки о самой душевной науке», карточки с названиями персонажей из «Сказки о типах темперамента» 

21

«Разные люди – разные типы темперамента», № 20

 

Закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности

Раб. тетради, запись спокойной музыки, рис Бидструпа (реакция людей на смятую шляпу); карточки с названием  типов темперамента, книга «Сказки о самой душевной науке»

22

«Разные люди – разные характеры», № 21

 

Обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Рабочие тетради, цв. карандаши, записи музыки, отличительные значки, книга «Сказки о самой душевной науке»

23

«Сказка о деревьях – характерах»

 

Развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

 

24

«Какой у меня характер»,  №22

 

Мотивировать на сознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе

Рабочие тетради, цв. карандаши, запись динамичной и спокойной музыки, листы бумаги

25

«Какой характер у других»,  №23

 

Рабочие тетради, написанный на доске перечень сказочных героев

26

«Мой характер: оценим недостатки,  №24

 

Содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

Рабочие тетради набор карточек с названием черт характера, карточки с описанием сценок «Мороженое», «Три характера»

VI

Я и мои эмоции, 6 часов.

27

«Что такое эмоции?»,  №25

 

Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций

Рабочие тетради

28

«Что я знаю о своих эмоциях»,  №28

 

Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Рабочие тетради, аудиозапись

29

«Какие бывают эмоции», № 26

 

Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способность к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражений эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Рабочие тетради, карточки сназванием сказочных персонажей; несколько медалей «Знаток эмоций»

30

«Конкурс Чувствоведов», № 27

 

Н-р карт с названием эмоций, фото детей испыт разн. Эмоции, тексты этюдов для разыгрывания, листы бумаги, медали «Лучший чувствовед»

31

«Что я знаю о своих эмоциях»,   №28

 

Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способность к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

 

32

«Королевство внутреннего мира»: поиск сокровищ.  №29

 

Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию

Рабочие тетради

VII

Диагностический, 2 часа.

33

«Я и моя школа»

 

Изучение отношения к школе

Сбор информации о самооценки и межличностных отношениях между сверстниками. Изучение межличностных отношений в семье

диагностический материал

34

«Я и моя  семья»  

 

диагностический материал

 

  Итого: 34 часа

           

 


Содержание программы. 

Раздел 1, 7 (5 часов)

Диагностический.

 Материал этого раздела изучает  психоэмоциональное состояния младшего школьника в социуме.

   Полученная информация помогает педагогам наметить направления работы со школьником с учетом зоны ближайшего развития. 

Раздел 2 (2часа).

Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

Материал этого раздела отбирается с целью помочь детям быстрее вой­ти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьни­ка, которая, предоставляя им новые права, накладывает вполне определен­ные обязанности.

Многие дети испытывают серьезные психологические трудности при вхож­дении в новый коллектив сверстников; особенно это характерно для детей, не посещавших детский сад. Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель создает в классе атмосферу доб­рожелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ос­лабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок овладевает умениями общения и взаимодей­ствия на фоне и в процессе учебной деятельности. Знакомится  с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нор­мам взаимоотношений со сверстниками и учителями. Дети начинают пони­мать важность для эффективной работы умений сдерживать свои импульсив­ные желания, агрессивность или излишнюю активность.

В то же время педагог-психолог объясняет детям, как можно "выплеснуть" избыток энергии без вреда для окружающих и как научиться полноценно отдыхать и восстанавливать силы после учебной деятельности - достаточно сложного и тяжелого умственного труда. 

Раздел 3 (6 часов).

Введение в мир психологии.

Этот раздел курса раскрывает перед детьми сначала в сказочной мета­форической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений про­сторы Королевства Внутреннего Мира - психического мира каждого челове­ка. Детям требуется особо разъяснить специфику психического, поскольку многие из них путают внутренний мир личности с совокупностью внутренних органов человека.

Подготовить ребенка к первоначальным самонаблюдениям и "открытиям" самого себя помогают задания, которые обращают внимание на собственный внутренний мир и деятельность ребенка, его поступки. Через обучение спосо­бам и приемам самоанализа ребенок приходит к осуществлению попыток от­ветить на важнейшие философские вопросы "Кто я? Какой я?". Эти ответы носят пока наивный и ограниченный характер, но на этом этапе достаточно того, чтобы ребенок мог назвать пять-шесть своих самых больших достоинств и три-четыре недостаточно развитых качества, а также мог сравнить себя с другими по степени сформированности той или иной характеристики.

Очень важно постоянно следить за сохранением у каждо­го ребенка позитивного самоотношения и не допускать невротизирующего воз­действия самооценивания. Поскольку работа педагога-психолога в рамках этой програм­мы постоянно сопряжена с анализом различных психических проявлений детей, важным аспектом педагогической деятельности является психотера­певтический (в рамках квалификации педагога-психолога). Значительную часть урока должны по-прежнему занимать игровые мето­дики, а также изобразительная деятельность. Изучение собственного внутрен­него мира и получение элементарных психологических знаний сопровожда­ются чтением "психологических" сказок и работой с книгой. 

Раздел 4 (7 часов).

Психика и познание мира.

Как правило, большинство детей в первом классе достаточно сильно мо­тивированы на учение. К сожалению, зачастую эта мотивация быстро угаса­ет. Одной из задач программы "Психологическая азбука", реализуемых в этом разделе, является создание условий для развития познавательных интере­сов. Основой такой работы становится знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринима­ем действительность, что такое познавательные психические процессы.

Разумеется, одно лишь знание о значении и психических функциях ощуще­ний и восприятий, безусловно, являясь мотивирующим фактором, не может оказать определяющее, всеобъемлющее влияние на направленность детских интересов, достаточное для сохранения устойчивых мотивов учения. Лишь через деятельность, через целенаправленное развитие осмысленного отноше­ния к ресурсам человеческой психики, через формирование умений пользовать­ся этими ресурсами во всех формах и видах познания окружающего мира бу­дет развиваться мотивационная сфера личности младшего школьника.

Кроме того, на этом этапе работа педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информа­ции и ориентировать их на осознанное развитие всей системы восприятия в целях более эффективного познания действительности вокруг нас и лучшего усвоения учебного материала. Этому служат специальные игры и упражне­ния, через участие в которых ребенок сможет усвоить умения для самостоя­тельного применения.

Одной  из важнейших задач начального периода обучения яв­ляется формирование произвольности действий ребенка, поэтому  в этом разделе зна­чительную часть занимают работа по развитию произвольного внимания и тре­нировка свойств внимания. 

Раздел 5 (8 часов).

Темперамент и характер.

Для того чтобы в последующем периоде обучения ребенок мог правиль­но ставить и конструктивно решать задачи саморазвития, он, осознавая свою уникальность, должен уметь соотносить себя с имеющимися в психологии ти­пологиями и строить свою траекторию развития с опорой на знания о своих индивидуальных психологических особенностях.

Отсюда становится ясным основной способ введения необходимого пси­хологического материала этого раздела и отслеживания его усвоения (в той или иной степени этот способ применяется и в во всех других разделах про­граммы): изложение нового содержания учителем завершается формулиро­ванием вопросов ученика, обращенных и к себе, и к товарищам, и ко взрослому - "А каков я в этом смысле? К какому типу можно отнести меня? Какие у меня особенности проявления (темперамента, характера)?". Поиск и нахож­дение ответов на эти вопросы стимулируют в свою очередь потребности в усовершенствовании, развитии своих психологических особенностей. Важно помочь ребенку формировать удовлетворенность собой, своим поведением, что является одним из механизмов сознательной саморегуляции и развития поведенческой сферы самосознания. 

Раздел 6 (6 часов).

 Я и мои эмоции.

Гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка является залогом полноценного общего психического развития. Богатые эмоциональные пере­живания окрашивают жизнь ребенка в яркие цвета, наполняют полифоничес­ким звучанием даже самые рядовые и обычные события его жизни. Вместе с тем излишняя эмоциональная чувствительность может привести к быстрой утомляемости ребенка, нервозности.

Если ребенок научится распознавать собственные и чужие эмоции, осоз­навать их значение и смысл, это будет очень серьезным шагом на пути к овладению им своими переживаниями, к выработке навыков произвольнос­ти действий и психической саморегуляции.

Наряду с развитием умений разбираться в тонких оттенках чувств и рас­познавать эмоции очень важно развивать у малыша сдержанность, устойчи­вость к стрессовым ситуациям, умение справляться с негативными эмоция­ми. Этому очень способствуют специальные этюды, в которых ребенок дол­жен сыграть некую роль, "примеривая на себя" те или иные эмоции и обуча­ясь управлять ими. Большой упор делается на знакомстве с основополагаю­щими сферами личности - эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной. Дети впервые делают попытки разобраться в ведущих мотивах сво­его поведения, в механизмах возникновения потребностей и эмоций.

В работе с детьми педагог-психолог должен заняться тренировкой нужных форм поведения при разыгрывании эмоционально острых ситуаций, прора­боткой специальных техник изменения собственных состояний, обучением способам "высвобождения" негативных эмоций без вреда для окружающих (через рисование своих чувств, через физические действия, через дыхатель­ные упражнения). Вместе с тем  нужно напоминать  о том, что стремление только к единственному - "мирному" - способу выражения эмо­ций при полном исключении всех других способов не всегда является оправ­данным. В жизни встречаются ситуации, когда вполне уместной, а иногда и необходимой оказывается эмоциональная агрессия. Может случиться и так, что в какой-то момент более правильным путем будет "подавление" и сдер­живание эмоций. Рецептурный, однозначный метод работы с эмоциональной сферой ребенка  противопоказан. Ведь  поведение взрослого человека должно быть гибким, соответствующим обстоятельствам, предугадать все нюансы которых просто невозможно. 

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты

1.     Низкий  уровень тревожности.

2.     Высокая и нормальная самооценка.

3.     Позитивное отношение к себе и своей личности.

4.     Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами.

5.     Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

6.     Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.

7.     Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.

8.     Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.

 

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

1.     Умение осознавать требования педагога и соответствовать им.

2.     Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами.

3.     Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы.

4.     Умение общения и достойного поведения с одноклассниками.

5.     Навыки коллективной деятельности.

 

Формы контроля и результативность работы оценивается с помощью:

·        Тестирование (групповое и индивидуальное) (тест тревожности «Сказка», «Лесенка», социометрия Федоренко Л.Г, анкетирование,  методики, направленные на исследование уровня сформированности УУД).

·        Применение проективных методик диагностики ( «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д)

·        Наблюдение за детьми в игровых и учебных ситуациях

 

Литература

1.     Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова.- М.: ГЕНЕЗИС, 2017.

2.     «Сказки о самой душевной науке» Вачков И.В. М.: ГЕНЕЗИС, 2017.

3.     Распечатки из рабочей тетради для 1года обучения

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 26.07.19 в 19:37 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал для работы с детьми! Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.