Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика при изучении английского языка в условиях ФГОС.
Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика при изучении английского языка в условиях ФГОС.
Мамедова Эльнура Вахидовна,
учитель английского языка
ГКОУ «Горловская СШИ № 16»
Языковой портфель – это современный методический инструмент, помогающий преподавателю реализовать образовательную программу в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Метод "Портфолио" представляет собой систему сбора, архивирования и оценивания личных образовательных успехов учащегося за определенный период обучения. Портфолио дает возможность учитывать результаты в различных сферах деятельности: академической, творческой и коммуникативной. Портфолио – это не просто собрание работ ученика; это продуманная и целенаправленно организованная индивидуальная коллекция материалов и документов, демонстрирующая усилия, развитие и успехи ученика в различных областях. Многие исследователи видят главную задачу учебного портфолио в подтверждении прогресса в обучении на основе результатов учебной деятельности.
Цель портфолио: перенос акцента с пробелов в знаниях и умениях учащихся на конкретные достижения по определенной теме, разделу, предмету.
1. объединение количественной и качественной оценок;
2. преобладание самооценки над внешней оценкой;
3. обеспечение возможностей для независимого учебного процесса и познания нового.
4. развитие у обучающихся навыков объективной самооценки во время обучения, опирающейся на самоконтроль и внесение корректировок в собственные действия.
Польза применения портфолио в обучении:
1. Повышение вовлеченности и ответственности;
2. Осознанное обучение: оно помогает школьникам глубже понимать процесс изучения языка и его результаты, формируя более осознанный подход;
3. Четкие цели и эффективная организация;
4. Развитие самостоятельности и самосовершенствования;
5. Наглядное представление достижений и реализации знаний: обеспечивает визуальную оценку личных успехов каждого учащегося и показывает применение ими полученных знаний и умений в реальных ситуациях;
6. Комплексное представление об обучении: оно создает полную картину учебного пути ученика и его достижений;
7. Стимулирование активности и расширение возможностей для обучения и самообразования;
Развитие самоанализа и адекватной самооценки.
Типы портфолио, выбираемые в зависимости от целей обучения:
- Портфолио с документами.
- Портфолио достижений.
- Рефлексивное портфолио.
Также существуют смешанные варианты, сочетающие элементы разных типов.
Я начала использовать технологию "Портфолио" на уроках английского языка пять лет назад. По моему мнению, эта технология идеально подходит для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Специфика применения языкового портфеля на различных стадиях обучения.
Я начала использовать методику "Портфолио" на занятиях английским языком начиная со 2 класса, то есть с самого начала изучения английского.
2 класс. На этом этапе школьники выполняют креативные задания, соответствующие темам модуля, что позволяет им с раннего возраста проявлять самостоятельность и творчество, основываясь на личном опыте, принимать собственные решения и развивать активный подход к обучению. Ученики добавляют в языковой портфель работы, созданные в классе или дома.
5 класс. Текущие пятиклассники формируют языковой портфель со второго класса, благодаря чему у них накоплен значительный опыт в разработке и создании творческих работ. Языковой портфель пятиклассника можно условно разбить на две составляющие: успехи в изучении английского языка (результаты контрольных работ) и творческие проекты. Главная задача ЯП – усиление личной самооценки, саморазвитие, формирование навыков самостоятельной работы в коллективе, не нанося ущерба интересам коллектива. Темы заданий обусловлены учебным планом, а способы творческой реализации задания выбирает сам ученик.
к.
6-7 класс
Главная задача этого этапа – совершенствование умений учащихся в области самоанализа и самооценки собственных достижений. Особое внимание в седьмом классе уделяется развитию навыков написания сочинений, где акцент делается на умении выражать собственную точку зрения и приводить аргументы в её поддержку, а также написанию личных писем, где важны содержательность и грамотный выбор слов. Тщательная работа над языковым портфелем позволяет ученикам взглянуть по-новому на использование родного и иностранного языков. Грамотное стилистическое, лексическое и грамматическое оформление письменных работ способствует автоматическому переносу этих навыков в устную речь.
8-9 класс.
Потенциал учащихся этого возраста достаточно велик, что позволяет использовать разнообразные формы работы. Творческие задания все чаще выполняются с применением компьютерных технологий. Интересным опытом стала работа с разделом учебника, посвященным культуроведению. Такой подход требует активного взаимодействия ученика и учителя. Значительная роль отводится также родителям, которые могут оказывать помощь ребенку в выполнении различных творческих заданий.
Считаю, что образовательная технология портфолио дает возможность реализовать индивидуальный подход в обучении наиболее полно. Портфолио учеников включает в себя: результаты контрольных заданий, тестов, алгоритмы действий; проектные работы; сочинения и другие творческие работы в письменной форме; дипломы, сертификаты и прочие подтверждения успехов учащихся. В ходе создания портфолио у школьников развиваются:
1. общеучебные навыки (умение систематизировать, обобщать, 2. сравнивать, классифицировать информацию и т.д.);
3. навыки проектирования (способность выбирать и формулировать цели, определять ожидаемые результаты, составлять план действий);
4. организационные умения (навыки ведения записей, поиска необходимой информации и т.д.).
Особое значение имеет система оценивания портфолио, которая может быть реализована следующим образом:
1. оценивается процесс работы над портфолио и характер выполненных заданий;
2. оцениваются лишь обязательные разделы портфолио на основе установленных критериев;
3. оцениваются все разделы, итоговая оценка определяется как среднее значение;
4. оценивается финальная версия портфолио, используя заранее определенные критерии;
5. оценивается не только сам портфолио, но и уровень его защиты;
6. портфолио не оценивается, ученик сам отбирает материалы для презентации на заключительном занятии.
Обычно, параметры критерии оценивания мы разрабатываем сообща с учениками, но иногда я могу предложить их самостоятельно. Главный принцип создания учебного портфолио в инновационной педагогике – индивидуальный подход, основанный на личных способностях, увлечениях и опыте, а также на самокоррекции. В последнее время всё большую популярность приобретает рейтинговая система оценивания успеваемости школьников. Её сильная сторона несомненна: она стандартизирует запросы к компетенциям обучающихся, включая знания, способности и навыки; обеспечивает свежую информацию о скорости работы каждого ученика и всего класса; даёт возможность использовать эти данные для мотивации учеников и внедрения управленческих решений. Результаты деятельности каждого учащегося заносятся в "Листе индивидуальных достижений".
Конечном счете, портфолио представляет собой не просто набор работ, а целостную картину достижений и потенциала, позволяющую увидеть прогресс, оценить компетенции и наметить дальнейшие пути развития. Оно становится ценным инструментом как для самооценки, так и для внешней оценки со стороны преподавателей, работодателей или других заинтересованных лиц.
Список литературы
1. В работе Гальсковой Н.Д. и Никитенко З.Н. (2005) "Языковой портфель: инструмент оценивания и самооценки. Цели и содержание" (издательство "Айрис Пресс") рассматривается языковой портфель как средство для оценивания прогресса и самостоятельной оценки учащимися своих достижений в изучении языка. .–М.: Айрис Пресс. –2005.-204с.
2. В статье Загвоздкина В.К., опубликованной в журнале "Школьные технологии" (2004, №3, стр. 179-187).
3. Калмыковой И.Р. в журнале "Образование в современной школе" (2002, №5, стр. 23-27) статья посвящена рассмотрению портфолио как инструмента, способствующего самоорганизации и развитию личности. Автор акцентирует внимание на роли портфолио в становлении самостоятельности и самосознания.
4. Кирилловой А.И., опубликованной в журнале "Практика административной работы в школе" (2005, №5, стр. 22-24), предлагаются конкретные упражнения, которые могут быть использованы школьниками при подготовке материалов для включения в портфолио.
5. Задворнова Л.А. в своей электронной публикации "Языковой портфель как средство рефлексивного обучения иностранного языка"(URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/yazykovoi-portfel-kak-sredstvo-refleksivnogo-obucheniya-iya, дата обращения: 06.10.2012) исследует языковой портфель как инструмент, позволяющий учащимся рефлексировать над своим учебным процессом при изучении иностранного языка.