Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции при обучении английскому языку
Развитие читательской грамотности как условие успешного
формирования речевой компетенции при обучении английскому языку
Читательская грамотность – способность человека
понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
(Из материалов исследования ПИЗА)
Одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами.
Выделяют три группы читательских умений:
Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).
Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
В данной статье предлагаю коллегам практический пример обучения разным видам смыслового текста на уроке английского языка. Урок (сдвоенный, т.е. 2 академических часа) проводился в 7 классе по УМК “FORWARD” по теме: “Formal letters: applying for a job” (Unit 11).
Любой урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, т.е. цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке, быть достижимой и измеряемой. только в том случае если учащиеся принимают цель урока, как личностно значимую, что и происходит при её совместной постановке, они демонстрируют высокий уровень мотивации к её достижению.
Для того чтобы учащиеся личностно приняли значимость умения, которое должно было начать формироваться на данном уроке, я начала урок с «отступления», сказав, что каждый после окончания колледжа или института, а может и во время заочного обучения будет искать для себя интересную и хорошо-оплачиваемую работу. Я попросила учащихся рассказать кто кем хочет работать. И мы вместе с учащимися пришли к тому, что нам необходимо научиться правильно оформлять резюме, заявления
Таким образом, совместно с обучающимися была определена цель (овладеть навыками составления анкеты, заполняемой при приёме на работу) и был намечен пошаговый план достижения поставленной цели:
1. Познакомиться с примерами объявлении о трудоустройстве (формальный и неформальный стиль).
2. Познакомиться с примерами анкет (формальный и неформальный стиль).
3. Создать план (алгоритм) составления анкеты.
4. Выделить и заучить «шаблонные» фразы.
5. Сравнить свой план с планом, предложенным в учебнике стр.25 упр. 6. При обнаружении расхождения скорректировать созданные алгоритмы.
6. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале урока гипотезу.
7. Провести рефлексию: достигнута ли поставленная цель; на каком уровне; наметить действия для закрепления достигнутого уровня овладения новым способом действий и дальнейшего совершенствования.
Для активизации ключевой лексики учащиеся выполнили упр. 5 на стр. 25 (прочитать рекламу). Затем, выполнили задание 2 (просмотровое чтение – соотнесение рекламы с письмом Pat).
Далее, ориентируясь на содержание представленных в учебнике объявлений о трудоустройстве и письма Pat, учащиеся составили план (алгоритм) написания отзыва на фильм (просмотровое чтение – знакомство со структурой текста; ознакомительное чтение – составление плана, который выявляет структуру текста письма и взаимосвязь его частей) сначала индивидуально, затем обсудили вместе и вынесли на доску:
A plan of a letter (учебник стр. 25).
При работе с текстами, учащиеся предположили, что многие анкеты отзывов – эталонов могут быть использованы для составления любого другого письма и анкеты, поэтому им было предложено подчеркнуть в тексте эти слова/фразы/предложения. Для сравнения результата это задание было выполнено также (изучающее чтение – выделение ключевых слов). И уже ориентируясь на план и фразы-шаблоны, мы вернулись к «пробному заданию», т.е. составлению или коррекции письма-заявления и анкеты, о котором я просила обучающихся в начале урока (изучающее чтение – переработка: создание вторичных текстов на основе данного). Несколько учащихся прочли свои письма и анкеты для всей группы, в то время как слушающие обучающиеся сличали представляемый образец с планом и «эталонами».
Далее была проведена промежуточная рефлексия уровня овладения новым способом действий, во время которой обучающиеся поняли, что овладели основами составления письма и анкеты. Учащиеся также предположили, что письмо и анкета могут быть расширены, после чего познакомились с образцом расширенного отзыва, раздаточный материал (просмотровое чтение – знакомство со структурой текста).
Для совершенствования навыка «свертывания» информации текста, учащимся было предложено ознакомиться с текстом, найти и выписать только необходимую информацию из письма, кратко заполнив анкету (преобразование сплошного текста в несплошной).
Учащимся было предложено найти подтверждение своей правоты с помощью мобильных телефонов в Интернете, что было выполнено с особым удовольствием, т.к. чаще всего использование мобильных телефонов на уроке у нас под запретом (поиск нужной текстовой информации с помощью современных технических средств).
На последнем этапе уроке, в процессе рефлексии, мы выяснили, что цель, поставленная нами в начале урока, достигнута и в дальнейшем для полного овладения этим способом действия нужна только практика. Учащиеся также предположили, что алгоритмы, которыми они овладели, могут помочь в составлении официального письма, заявления, анкеты при трудоустройстве и другие сферы (образование, медицина, культура)
В качестве домашнего задания учащимся было предложено стр. 25 упр. 7. написать своё письмо с обращением о трудоустройстве и заполнить свою анкету.
Безусловно, существует огромное множество других приемов работы со сплошными текстами. Огромное количество интересных приемов предлагает технология развития критического мышления через чтение и письмо. Однако в данной статье я хотела предложить один из практических примеров развития читательской грамотности обучающихся в процессе обучения английскому языку.
[1]PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования