Статья «Балльно-рейтинговая система как инструмент оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по предмету "Технология" в условиях реализации ФГОС»
Ермолаева Татьяна Валерьевна
учитель технологии
высшей квалификационной категории
МОУ Ивняковской СШ ЯМР
Балльно - рейтинговая система как инструмент оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по предмету «Технология» в условиях реализации ФГОС.
В современном обществе государство уделяет пристальное внимание развитию науки и образования, которые намерены раскрывать возможности обучающихся, подготавливать их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с присоединением России к Общеевропейскому образовательному пространству происходит изменение требований к качеству образования и системе его оценивания. Одним из требований является введение балльно-рейтинговой системы оценивания. Этот метод оценивания в настоящее время успешно используют многие ведущие высшие учебные заведения нашей страны.
Данная система оценивания позволяет учителю получать оперативную информацию для анализа и рационального планирования учебного процесса, объективно оценивать выполненное задание обучающимися, стимулировать его эффективное обучение, выстраивать образовательный маршрут с учётом его индивидуальных способностей и особенностей, используя субъектно – ориентированный тип педагогического процесса.
Обучающиеся получают возможность проводить самодиагностику и самоконтроль учебных достижений, выстраивать собственные учебные действия, сравнивать свои успехи с предыдущими, отслеживать и фиксировать динамику индивидуального развития, оценивать себя и своих сверстников, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Основными целями основной образовательной программы Ивняковской СШ, основанной на федеральном государственном образовательном стандарте, являются достижение выпускниками планируемых предметных и метапредметных результатов. От правильного осуществления организации оценивания данных результатов во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В связи с этим, возникает необходимость в разработке системы оценивания достижений, позволяющей соответствовать требованиям стандарта.
Для оценивания уровня сформированности УУД у обучающихся в рамках данной системы, мы разработали ряд таблиц и заданий.
В таблице №1 представлены критерии оценивания УУД и соответствующие им баллы.
№ | Критерии оценивания выполненных работ | Баллы |
1. | Задание выполнено полностью | 2 балла |
2. | Задание выполнено частично | 1 балл |
3. | Задание не выполнено | 0 балов |
Таблица №2 предназначена для обучающихся, которая состоит из граф, в которых отображены задания, соответствующие тому или иному предметному и метапредметному результату.
Задание №1 проверяет уровень достижения предметных результатов, владение предметной терминологией. Данное задание может применяться на этапе актуализации знаний. Например, при изучении темы «Санитарно – гигиенические требования», могут быть выбраны такие понятия как «проект», «интерьер», «дизайнер». Понятия выбираются в зависимости от того, какие знания необходимы для формулирования цели и задач на данном уроке.
Задание №3 направленно на формирование коммуникативных навыков. Данное задание так же может используется на этапе актуализации знаний в случае если выбирается проблемный метод обучения. Задание по теме «Санитарно – гигиенические требования», может выглядеть следующим образом: на слайде фото продуктов, человек в спецодежде с кухонными приборами, кастрюлька на плите. Задача детей определить, что может объединять эти картинки. Таким образом, обучающимся проставляется возможность проявить свои коммуникативные способности.
Задание №2 проверяет метапредметное умение обучающих работать с информацией. Например, по теме «Санитарно – гигиенические требования» можно использовать следующее задание: вариант 1. Прочитать текст и определить к каким группам предъявляются санитарно – гигенические требования и конкретизировать их. Оформить результат в виде схемы. Вариант 2. Работа с карточками, на которых написаны группы требований и непосредственно сами требования. Задача обучающихся разложить их в виде схемы. Затем проверить правильность выполненной работы, прочитав текст. Выполнить самооценку.
Задание №4 может использоваться на этапе закрепление нового материала или практической работы.
Таким образом, ознакомившись с заданием, обучающийся представляет какое умение оценивается при его выполнении. В случае, если одно из умений вызывает затруднение, обучающийся может выполнить дополнительное задание и получить отметку в соответствующей графе. Подсчитав, все баллы обучающийся может определить оценку, полученную им за урок, а затем и за четверть.
Таблица №3 предназначена для учителя, в которой отображены все учащиеся и их достижения. Предметные и метапредметные результаты отмечены в таблице цифрами, под которыми записывается балл, полученный обучающимся за выполненное им задание. Также выделена графа для дополнительных заданий. Задания для формирования тех или иных умений обучающихся разрабатываются учителем, но так же можно предложить это сделать и обучающимся, используя метод делегирования полномочий, тем самым реализуя уровневый подход в обучении. В случае, если выбранные учителем предметные и метапредметные результаты в определенной четверти достигнуты, то в следующей четверти учитель их заменяет на следующие, в противном случае, продолжает их дальнейшее формирование.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что балльно - рейтинговая система оценивания обеспечивает преемственность в образовании, способствует реализации требований основной образовательной программы, тем самым повышая его качество.
Библиографический список
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Ивняковской СШ ЯМР
Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с. : ил.
Требования к уровню подготовки обучающихся Фундаментального ядра Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Мамцева О. В., Мистюрина М. С. Балльная система оценивания // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/
Макарова Е. Г. Мастер класс «Критериальное оценивание — важный фактор процесса обучения» http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/administrativnaja-rabota/54799-master-klass-kriterialnoe-ocenivanie- %E2 %80 %93-vazhny.html
Глухова И. В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/310771
Таблица №2
Оценочный лист за I четверть___________________________________5 классДата | Задание №1 П Разъясняет содержание понятий | Задание №2 П Работа с информацией. Выделяет главную информацию, составляет схему, инструкцию, карту. | Задание №3 К Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения | Задание №4 Р Определяет действия, составляет алгоритм их действий. Следует технологии изготовления продукта. П | Доп. задания | Итого: | Количество баллов за урок:
|
| | | | | | | 7–8б – «5»; 5–6б –«4»; 4б – «3»; 0 – 3б – «2» |
| | | | | | | 14 – 16б – «5»; 12-13б – «4»; 11-8б– «3»; 0-7б – «2» |
| | | | | | | 21-24б – «5»; 18-20б – «4»; 12-17б – «3»; 0-11б – «2» |
| | | | | | | 28-32б – «5»; 24-27б – «4»; 16-23б – «3»; 0-15б – «2» |
| | | | | | | 36-40б – «5»; 30-35б – «4»; 20-29б – «3»; 0-19б – «2» |
| | | | | | | 43-48б – «5»; 36-42б – «4»; 24-35б – «3»; 0-23б – «2» |
| | | | | | | 50-56б – «5»; 42-49б – «4»; 28-41б – «3»; 0-27б – «2» |
| | | | | | | 57-64б – «5»; 48-56б – «4»; 32-47б – «3»; 0-31б – «2» |
| | | | | | | 64-72б – «5»; 54-63б – «4»; 36-53б – «3»; 0-35б – «2» |
Критерии оценивания: 2балла – задание выполнено полностью; 1балл –выполнено 50% задания; 0 баллов – выполнено менее 50% задания. 90 – 100% баллов – оценка «5»; 75 – 89% баллов – оценка «4»; 50 – 74% баллов – оценка «3»; менее 50% - оценка «2» |
Таблица №3
Оценочный лист 5 класса на I четверть | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | ФИО учеников № заданий | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | Доп. задания | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | | |||||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
Количество баллов за урок: | 7–8б – «5»; 5–6б – «4»; 4б – «3» 0 – 3б – «2» | 14 – 16б – «5»; 12-13б – «4»; 11-8б– «3»; 0-7б – «2» | 21-24б – «5»; 18-20б – «4»; 12-17б – «3»; 0-11б – «2» | 28-32б – «5»; 24-27б – «4»; 16-23б – «3»; 0-15б – «2» | 36-40б – «5»; 30-35б – «4»; 20-29б – «3»; 0-19б – «2» | | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО учеников | Дата | Дата | Дата | Дата | Дата | | |||||||||||||||||||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||
Количество баллов за урок:
| 43-48б – «5»; 36-42б – «4»; 24-35б – «3»; 0-23б – «2» | 50-56б – «5»; 42-49б – «4»; 28-41б – «3»; 0-27б – «2» | 57-64б – «5»; 48-56б – «4»; 32-47б – «3»; 0-31б – «2» | 64-72б – «5»; 54-63б – «4»; 36-53б – «3»; 0-35б – «2» | | |