12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пушкова наталья Борисовна42

Конспект урока

Педагог: Пушкова Наталья Борисовна

Предмет: Изобразительное искусство, МБОУ «СОШ №8», класс: 5 «А»






Тема урока: « Зачем людям украшения. Украшения Древнего Египта»


Тип урока: урок новых знаний. Защита проекта












2019 год Бийск

Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Задачи урока:

Образовательная: Научить учащихся определять стилистические особенности декоративного искусства Древнего Египта (символика).

Развивающая: Развитие у учащихся умения выделять общее и специфическое в культуре Древнего Египта. Развитие информационной компетентности, умения работать в группе, творческих способностей и фантазии, познавательной активности.

Воспитательная: Воспитание чувства любви и уважения к истории культуры, нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.


Результаты освоения учебного материала:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты:

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации произведений искусства.

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: репродукции произведений изобразительного искусства, презентация, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», раздаточный материал с показом выполнения элементов и символики Древнего Египта; компьютер, проектор, экран.

Форма проведения урока: защита проектов.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: ИКТ, приемы здоровьесберегающих технологий, системно - деятельный подход.

Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал по теме: «Декор предметов быта Древнего Египта»

Оборудование:

Учебники

Папирус с изображением фараона Рамзеса II на колеснице

Раздаточный материал – карточки с символикой и орнаментом Древнего Египта

Фотографии произведений декоративно-прикладного искусств

Оценочные листы, правила работы в группе, карточки – задания для каждой группы: Головные украшения, украшения рук, Ожерелья, Нагрудные украшения и пояса.

компьютер, экран, проектор

листы для практической работы

тест шкала настроения

Структура урока:

Организационный момент –1 мин.

Актуализация изучаемой темы– 1 мин.

Изучение нового материала – 10 мин.

Физкультминутка – 1мин.

Практическая работа (изучение и закрепление учебного материала) - 20 мин.

6. Рефлексия. Защита проектов - 5 мин.

7. Подведение итогов - 1 мин.

8. Задание на дом - 1мин.






Ход урока

Организационный момент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Задачи: создать благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке; обеспечить благоприятный психологический настрой учащихся; проверить отсутствующих на уроке; включить учащихся в деловой ритм.

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций); методы словесной передачи информации: беседа, опрос.

Планируемый результат: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к работе на уроке, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие присутствующих.

Учащиеся отмечают свое настроение в карточках на начало урока.



Приветствует детей.

Кто пришел с хорошим настроением сегодня, давайте поделимся этим настроением и улыбнемся себе, друг другу и гостям.

Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала проведем тест «Настроение». У вас на столах находятся листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.

Проверка подготовки учащихся к уроку, актуализация внимания учащихся. Создание положительного эмоционального настроя на работу.


Актуализация изучаемой темы

Цель: актуализация знаний учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности.

Задачи: включить всех учащихся в обсуждение темы; активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; подвести учащихся к постановке цели урока.

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, определение цели и направления учебной деятельности.



Об украшениях.


На нем нарисован фараон Рамзес II на колеснице.



























Древний Египет




«Украшения Древнего Египта»


Знакомство с декоративно-прикладным искусством Древнего Египта.

Узнать разновидности украшений Древнего Египта и нарисовать египетское украшение.







О чем мы говорили на прошлом занятии?

Посмотрите вот на этот папирус. Кто нарисован на нем?

















И послушайте внимательно стихотворение.





О какой стране идет речь?

Так как на прошлом уроке мы изучали тему украшений, а страна Древний Египет, то скажите: Как будет называться тема сегодняшнего урока?

А теперь сформулируем, какая цель урока? Для чего нам нужно изучить тему урока?

А какова задача?


Чтобы достичь цели урока и выполнить задачу нам придется поработать в группах. Сегодня у нас 4 группы. Вы уже каждый находитесь в своей группе.


Прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить правила работы в группе. У вас на столах находится памятка с правилами работы в группе.

Прочитайте.



Фараон Рамсес II — одна из наиболее значительных фигур XIX династии. Еще при жизни он почитался как «живущая душа Ра-Хорахте», как земной образ солнечного бога. Время правления «Возлюбленного Амоном» стало золотым веком в истории Египта.
Рамсес II возглавил второй в истории Египта поход против хеттов и одержал победу в битве колесниц при Кадеше, использовав дрессированных львов. В храмах и гробнице фараона было найдено множество изображений военных сцен, которые стали символом царствования Рамсеса II, особо почитавшего Сета, бога войны и трансформации.




На плите, на саркофаге, 
на папирусной бумаге и на всем что видит взгляд, иероглифы пестрят. Рыбы, звери, птицы, точки,
 загогулины,                                           

кружочки...
  Все знакомое почти,
 а попробуй-ка, прочти!
















Памятка с правилами работы в группе

1. Во время работы нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков – есть ведущий и участники, никто не может претендовать на особую роль.

2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками группы.

4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея , выдвинутая кем либо из участников группы, она должна быть встречена с одобрением.

5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.


3. Изучение нового материала

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме « Украшения Древнего Египта».

Задачи: систематизировать знания учащихся по теме Украшения Древнего Египта; установить уровень осознанности усвоения учебного материала; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

Методы: метод словесной передачи информации и слухового восприятия: воспроизводящая беседа, фронтальный опрос; методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций и ценностей).

Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по систематизации знаний, по выявлению внутрипредметных связей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся отвечают на вопрос: Учебник, компьютер (файлы с информацией, сеть-интернет, справочная литература, посещение музеев и т.д.





Искусство Древнего Египта.

Работа с учебником.



Учащиеся отвечают на вопросы.

































































Ребята, как вы думаете, где мы можем найти информацию по изучаемой теме?

Правильно! Молодцы!

Откройте учебник и найдите материал на данную тему.

Правильно. А давайте посмотрим, какой материал нам предлагают авторы учебника. Найдите символы и орнаменты Древнего Египта. Перечислите.

Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.

Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта).– В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Обувь

Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы.

Пояс

Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс – важная часть костюма. У Древних Египтян пояс держал одежду.

Головной убор

Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить.

У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами.

Украшения Какие украшения были у египтян? (ответы учащихся) Украшения составляли с помощью символики. Орнамент состоял тоже из символов. Посмотрите, у вас на столах есть раздаточный материал. Назовите основные египетские знаки, присутствующие на украшениях.



4. Физкультминутка:

Цель: профилактика утомления.

Задачи: отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу; расслабление и отдых мышц.

Планируемый результат: предупреждение утомления учащихся и снижения их работоспособности на уроке.

выполняют упражнения за учителем


Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонюсь и улыбнусь.

проводится под музыку

5. Практическая работа

Цель: установка на выполнение практической работы.

Задачи: проверить, достаточны ли знания учащихся для выполнения практического упражнения и провести их коррекцию; показать учащимся конкретные приемы работы с ИКТ; научить работать с тестом в файл папках по поиску материала, проинструктировать по технике безопасности.

Методы: методы словесной передачи информации: объяснение; метод передачи информации с помощью практической деятельности; методы стимулирования и мотивации учащихся: волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование предстоящей деятельности).

Планируемый результат: Поиск информации с помощью ИКТ и систематизация знаний учащихся и их практическое применение, что влечет за собой раскрытие творческого потенциала учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- воспринимают и осмысливают информацию о ходе выполнения практической работы;





Учащиеся подходят к компьютерам под номерами своих групп.

Начинают поиск информации в двух папках. Отмечают у себя в альбомах номера изображений к первому заданию и найденную информацию ко второму заданию. – работа с текстом.



Сверка своих ответов с правильными.































Лидер группы работает за компьютером и заносит найденную информацию на онлайн доску под своим номером. (программа - wiki well.ru)


Учащиеся работают на местах изображая рисунки по заданию группы.





Заполняют оценочный лист

Ведут подготовку к защите проекта.

- формулирую перед учащимися цель практической работы

Для того чтобы выполнить задачи урока у каждой группы на столе находится определенное задание.

Группы работают по карточкам.

1 группа – головное украшение

2 группа – ожерелье

3 группа – украшения рук

4 группа – пояса и нагрудные украшения

Для выполнения своего задания есть подсказки на компьютере – это папки по теме урока. В одной папке вы найдете описание соответствующее вашему заданию. Во второй папке вы должны правильно выбрать изображение соответствующее вашему заданию и записать номера картинок. Свои выполненные задания будете отмечать на экране.






Проверить ваши задания предлагаю по просмотру презентации.

Показ презентации с правильными ответами .


































Выберите одного человека от группы для заполнения выводов на онлайн доске. Необходимо открыть вкладку и данный вывод записать в окно, которое соответствует номеру группы.




Остальные ребята группы возвращаются на свои места и рисуют свое общее задание. На столах у вас находятся листы. Вам необходимо нарисовать свое украшение по заданию в соответствии с тем описанием, что вы нашли в папках. В процессе работы вам необходимо оценить работу своей группы по критериям в 5 бальной системе.



Заканчиваем работу, заполняем лист оценки и начинаем защиту проектов.



Карточка-задание

«Головное украшение»

На рабочем столе персонального компьютера найти папки «Изображение украшение» и «Описание украшений».

1. Проанализировать текст в папке «Описание украшений».

2. В папке изображение найти номера картинок соответствующие заданию.

__________________________________________________________________

3. Сделать выводы на листе.



Карточка- задание

«Ожерелье»

На рабочем столе персонального компьютера найти папки «Изображение украшение» и «Описание украшений».

1. Проанализировать текст в папке «Описание украшений».

2. В папке изображение найти номера картинок соответствующие заданию.

_________________________________________________________________

3. Сделать выводы на листе.



Карточка- задание

«Украшения рук»

На рабочем столе персонального компьютера найти папки «Изображение украшение» и «Описание украшений».

1. Проанализировать текст в папке «Описание украшений».

2. В папке изображение найти номера картинок соответствующие заданию.

__________________________________________________________________

3. Сделать выводы на листе.



Карточка- задание

«Пояса и нагрудные украшения»


На рабочем столе персонального компьютера найти папки «Изображение украшение» и «Описание украшений».

1. Проанализировать текст в папке «Описание украшений».

2. В папке изображение найти номера картинок соответствующие заданию.

_________________________________________________________________

3. Сделать выводы на листе.








показатели

баллы

Правильность выполнения задания


Завершенность работы в материале


Аккуратность выполнения практической работы


Защита своего мини-проекта




6. Рефлексия. Защита проекта

Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Задачи: подвести итоги практической работы учащихся; акцентировать внимание учащихся на чувствах и ощущениях; выявить степень удовлетворенности работой.

Методы: групповая рефлексия.

Планируемый результат: открытость учащихся в осмыслении своих действий (действий одноклассников) и самооценке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выходят к доске и совместно защищают свой проект, зачитывая свое задание по карточке найденную информацию и выполненный рисунок.

Защита проектов 1,2,3,4 группы и заполнение на местах оценочной таблицы.





7. Итог урока:

Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.

Задачи: проанализировать степень эффективности решения поставленной цели урока; оценить активность каждого на разных этапах урока; подвести итоги урока, поставить новые цели.

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, акцентирование эмоций и ценностей); методы контроля и самоконтроля: устные (анализ выполненной работы).

Планируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах обучения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Украшения имели важное значение в жизни человека, определяли его статус и род занятий, создавали имидж человека, подчеркивали его индивидуальность.

Учащиеся отмечают по тесту свое настроение на конец урока.

Какую проблему мы с вами сегодня решали?

Зачем людям украшения.

Какой можно сделать вывод?


Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.

- цель урока считается достигнутой, если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

8. Домашнее задание:

Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения.

Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи.

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание ситуаций творческого поиска), волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование предстоящей деятельности); метод словесной передачи информации: объяснение.

Планируемый результат: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники;

- уточняют способы его выполнения;

- по звонку убирают рабочие места и покидают класс.


Найти материал по теме декор предметов быта Древнего Египта.

- домашнее задание по поиску материала является связующим звеном между последующими уроками.
































15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.