Зачет по литературе в 7 классе в общеобразовательной школе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задания и вопросы к дифференцированному зачету по предмету «Литература» составлены по рабочей программе данной дисциплины, разработанной на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Задания составлены к УМК под редакцией Коровиной. Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемно-тематического принципов.
В 7 классе одна из ведущих проблем –изображение человека, позиция писателя.
Зачетная работа ориентирована на достижение следующих целей:
- знание содержания изученных литературных произведений;
- умение анализировать художественное произведение;
-умение создавать развернутый монологический ответ по теме или вопрос;
- уметь использовать знания в жизненных ситуациях.
Задания для зачета ориентированы на курс «Литература» 7 класс под редакцией Коровиной ( 1 полугодие) и представлены в виде билетов, в каждом из которых 3 задания по разделам:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература ХIХ века.
Проверяется уровень сформированности навыков и умений
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения.
Дифференцированный зачет проводится в форме устного ответа. Первый вопрос-это вопрос по теме изученных разделов и конкретного задания, ответ на проблемный вопрос. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний обучающихся, понимания изученного материала. Это задание требует умения самостоятельно сформулировать ответ и оформить его в виде развернутого ответа. Первые задания базового уровня необходимы для проверки освоения программы.
Второе задание-это выразительное чтение стихотворения наизусть конкретного поэта, на определенную тему или на выбор. Это задание проверяет память, смысловое понимание текста, умение воспроизводить архитектонику текста: делать паузы, ставить логические ударения, передавать понимание текста, чувства лирического героя.
Третье задание направляет обучающегося к своему личностному отношению к прочитанному, жизненному опыту, проверяет умение использовать знания по литературе в жизненных ситуациях.
Для подготовки к зачету обучающиеся имели возможность использовать следующие образовательные ресурсы:
1.Справочные материалы в кабинете, памятка «План анализа эпизода», памятка «Как выразительно прочитать стихотворение», примерный план ответа по заданиям.
2.Учебник литературы 7 класс под редакцией Коровина https://znayka.win/uchebniki/7-klass/literatura-7-klass-1-chast-korovina-zhuravlev-korovin/
3.Иллюстрации к учебным материалам https://www.labirint.ru/screenshot/goods/480966/1/
4.Фонохрестоматия к учебнику 7 класс под редакцией Коровина https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/fonokhrestomatiya-7-klass
5.Справочник терминов по литературе http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-7-klass-2/kratkij-slovar.htm
6.Задания на РЭШ https://resh.edu.ru/subject/14/7/
Список литературы:
1.«Литература. Предметная линия учебников по литературе 5-9 класс под редакцией В.Я.Коровиной». Пособие для учителей.- М, «Просвещение», 2014.
2. ЛИТЕРАТУРА. 7 КЛАСС Учебник. для общеобразовательных организаций В двух частях. Часть 1. ... Коровина В. Я. К68 Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. ор. ганизаций. В 2 ч. Ч. 1 /В .Я . Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2016
Вопросы экзаменационных билетов по литературе в 7 классе
1 БИЛЕТ 1.Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович». 2. Чтение наизусть стихотворения поэта 19 века Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» 3.Вам предложили составить сборник стихов. Какие стихи вы бы предложили для сборника и почему?
2 БИЛЕТ.1.Смысл сопоставления князя Олега и волхва в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина 2. Чтение наизусть стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык». 3. Предложите вариант обложки к балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
3 БИЛЕТ. 1. Тема «маленького человека» в повести Пушкина «Станционный смотритель». 2. Чтение наизусть стихотворения Лермонтов «Молитва». 3.Какой бы Вы нарисовали рисунок на тему «Окружающий мир и люди глазами Самсона Вырина»?
4 БИЛЕТ.1. Проблема чести и достоинства в поэме Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 2. Чтение наизусть стихотворения (отрывок) из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». 3. В каких ситуациях проявляются качества чести и достоинства человека? Почему?
5 БИЛЕТ1. Тема патриотизма в повести Гоголя «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. 2. Чтение наизусть стихотворения о родной природе поэта ХХ века И.А.Бунина. 3. Расскажите, как проявляется патриотизм в мирное время?
6 БИЛЕТ.1. Остап и Андрий. Сравнительная характеристика героев повести Гоголя «Тарас Бульба». 2. Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел». 3.Какие жизненные советы могли бы дать друг другу братья, Остап и Андрий?
7 БИЛЕТ.1. Тема нравственного подвига в поэме Некрасова «Русские женщины». 2. Чтение наизусть стихотворения (отрывок) из баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 3. Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы преодолеть трудности?
8 БИЛЕТ.1 Что высмеивает на страницах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова -Щедрина. Приемы сатиры. 2. Чтение наизусть стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык». 3. Что вы можем рассказать об обществе 19 века на примере повести Салтыкова-Щедрина?
9 БИЛЕТ. 1. Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести Л.Н.Толстого «Детство» (в главе «Наталья Саввишна». 2. Чтение наизусть отрывка из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 3. Составьте памятку «Как найти взаимопонимание детям и взрослым?»
10 БИЛЕТ .1. Какого героя из рассказа Чехова «Хамелеон» можно назвать хамелеоном и какие приемы юмора и сатиры помогают понять это? 2. Чтение наизусть стихотворения на выбор. 3. Что вы можете рассказать об обществе 19 века на примере рассказа Чехова?
11 БИЛЕТ.1. Подвиг человека во имя людей в произведении М. Горького (на примере легенды о Данко). 2. Чтение наизусть стихотворения А.К.Толстого. 3. Что вы можете рассказать об обществе конца 19 века на примере легенды о Данко?
Оценивание ответа.
Зачет по литературе в 7класс.
Устный ответ оценивается по следующим критериям:
-глубина прочитанного произведения;
– понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
– привлечение текста ( эпизоды, цитаты) для ответа на вопросы, отсутствие фактических ошибок;
– аргументация при рассуждении, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
– уместное использование терминов и понятий;
– композиционная логичность, завершенность ответа;
– выразительное чтение наизусть;
– речевая грамотность;
- объем ответа: 1 задание не менее 3-5 минут, 3 задание – не менее 10 фраз.
Отметка «5» ставится, если обучающийся ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал критериям и требованиям.
Отметка «4» ставится, если обучающийся ответил на два из трех предложенных вопросов, допускал ошибки при чтении наизусть.
Отметка «3» ставится, если обучающийся ошибки при изложении материала, его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «2» ставится, если обучающийся допускал грубые фактические ошибки или не знает материала по двум другим вопросам билета.
Отметка за зачет выводится как среднее арифметическое из оценок за каждый вопрос билета.