Задания к уроку биологии в 6 классе по теме «Строение стебля»
Задания
к уроку биологии «Строение стебля». 6 класс. Учебник В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений». Дрофа. Вертикаль.
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.1. Выберите из предложенного списка тип стебля липы
Список слов: травянистый, деревянистый
Ответ: ______________
1.2. Покажите стрелками на рисунке участки среза ветви липы: камбий, ситовидные клетки луба, сосуды древесины
1.3. Какую функцию выполняет камбий в стебле древесного растения липы?Ответ: _________________
1.4.В приведённом ниже списке названы ткани древесного стебля липы. Выпишите ткань, которая выпадает из общего ряда. Объясните свой выбор.
Запасающая, проводящая, образовательная, покровная, механическая, всасывающая.
Ответ: Выпадает ткань _________. Объяснение: _____________________
2.Умение определять понятия, создавать обобщения
2.1. Между корой и древесиной стебля липы залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины.
Найдите в приведённом списке слов и подчеркните название этого процесса. Выполнить задание вам поможет §9, с.50
Размножение, расселение, рост, распространение, питание, движение.
3.Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
3.1. Рассмотрите и подпишите, на каком рисунке срез стебля однодольного растения и на каком рисунке срез стебля двудольного растения. Объясните свой выбор.
Ответ: 1 ____________, 2 ______________. Объяснение: ____________________________
4.Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4.1. Липа считается дымоустойчивой породой, неплохо переносит загрязнение воздуха газами. В теневых группах, на плодородных с хорошим увлажнением почвах ее газоустойчивость возрастает. Липу мелколистную относят к морозо- и холодоустойчивым породам. Она из группы широколиственных пород, сопутствующих дубу, дальше всех проникает на север и произрастает в суровых климатических условиях. Заморозков не боится, так как распускается поздно. Морозовыносливость липы объясняется коротким периодом роста побегов, высокой водоудерживающей способностью листьев и низкой интенсивностью дыхания их, особенно в первой половине вегетации, а также высоким содержанием масла в молодых ветвях. Благодаря тому, что в составе жиров у липы содержится линоленовая ненасыщенная кислота, которая способна легко и быстро окисляться с выделением тепла, липа в период зимнего покоя выносит морозы до 48 градусов. Мелколистная липа способна приспосабливаться и произрастать в разнообразных почвенных условиях, кроме заболоченных, засоленных и сухих почв. Лучше всего она растет на рыхлых, свежих, богатых перегноем почвах. Липа - типично теневыносливая порода. Она уступает в этом лишь буку, ели, пихте, грабу. Особенно теневыносливыми считаются всходы липы, которые растут успешно под прикрытием широкотравья, а на открытых местах даже требуют затенения. Причем она под пологом леса теневынослива и сама сильно затеняет почву. Липа – это растений долгожитель, может жить до 1 тыс. лет.
Прочитайте текст и приведите аргументы из текста: «Может ли липа расти на вашей пришкольной территории?». Выберите и подчеркните в списке слов: может расти (нет). Напишите аргументы.
Ответ: может расти (нет). Аргументы: 1_______, 2__________,3____________,4________
4.2. Ученик с помощью лупы рассмотрел кожицу молодого стебля липы и обнаружил мелкие бугорки. Как научно называются эти бугорки? Какую функцию они выполняют?
Ответ: Название ____________. Функция ______________
4.3. Вы изучили поперечный спил ствола липы. Установите последовательность участков спила, начиная с кожицы. Используйте список слов и запишите названия участков последовательностью цифр, следующих друг за другом в правильном порядке.
Список слов:
1.сердцевина
2.камбий
3.луб
4. древесина
5.кожица
6.пробка
Ответ: ___________________
4.4. Рассмотрите внимательно спил ствола липы и определите влияние условий жизни на рост дерева в толщину. Выберите условие из списка и запишите в ответ: на болоте, на вырубке, на открытом месте. Как вы определили влияние условия?
Ответ: Условие: ___________________. Определили: _______________
5.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
5.1. Вставьте в текст «Стебель липы» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в ответе в порядке следования.
Стебель – осевая часть……. (А) липы. Он проводит ….. (Б). Стебель выносит ….. (В) к свету. В нём откладываются ….. (Г). На нём развиваются ….., ….., ….. (Д).
Список слов:
1.листья, цветки, плоды с семенами
2.запасные питательные вещества
3.питательные вещества
4.побега
5.листья
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответы
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
||||||||||
1.1. |
Деревянистый |
1 |
||||||||||
1.2. |
3 (за каждое слово – 1 балл) |
|||||||||||
1.3. |
а) образует клетки луба и древесины, б) обеспечивает рост ствола дерева в толщину |
1 (возможно написание только а) или только б) |
||||||||||
1.4. |
Всасывающая. Эта ткань относится к корню. |
2 (если нет объяснения – 1 балл) |
||||||||||
2.1 |
рост |
1 |
||||||||||
3.1. |
1 – однодольного, 2 – двудольного. В стебле однодольного растения нет камбия и он почти не растёт в толщину. (Или: В стебле двудольного растения есть образовательная ткань камбий и он растёт в толщину) |
3 (если нет объяснения – 2 балла) |
||||||||||
4.1. |
Ответ будет в зависимости от особенностей вашей пришкольной территории |
5 (каждая ошибка вычитает 1 балл) |
||||||||||
4.2 |
Чечевички, газообмен |
2 |
||||||||||
4.3. |
563241 |
6 (все цифры неправильного порядка вычитаются как ошибки) |
||||||||||
4.4. |
На открытом месте. По форме расположения годичных колец. |
2 |
||||||||||
5.1. |
|
5 (каждая ошибка в последовательности вычитается 1 баллом) |
Примечание автора заданий: критерии оценки не устанавливаются. Так как это лишь задания для урока и учитель может их использовать на выбор и т.п. При использовании данных заданий как контрольной составляющей, учитель сам определяет критерии оценки.
Дементьева Ирина Михайловна
Чухрий Вера Васильевна
Елена Владимировна
Чухрий Вера Васильевна