Тема «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Тема «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Аннотация
В данной статье выявлены необходимость и значимость формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Рассмотрены наиболее эффективные приемы формирования читательской грамотности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, культура чтения, литература, методы, образование, приемы, педагог, русский язык, читательская грамотность, чтение
В российской истории образования современный период считается временем смены ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Острая актуальность данной темы обусловлена тем, что одна из ключевых проблем в образовании - невысокий уровень культуры чтения школьников. А ведь именно качественное чтение содействует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в культурно-информационной среде. В связи с этим развитие читательской грамотности у подрастающего поколения очень актуально в настоящее время для системы образования.
В целом следует отметить, что одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у школьников интерес к чтению, создать все условия для воспитания компетентного читателя.
Традиционно читательская грамотность является фактором интеллектуального развития ученика и фактором его воспитания. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности ученика к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
В настоящее время под этим понятием подразумевается способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
На наш взгляд, именно читательская грамотность – это один из механизмов успешной исследовательской работы школьников. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений.
Таким образом, читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Исследованиями последних лет установлено, что формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке, но особую роль в успешном формировании читательской грамотности учащихся играют уроки русского языка и литературы. Педагог должен стать наблюдателем, партнёром, вдумчивым наставником, который помогает ученикам выстроить собственный вектор личностного развития. При таком походе действия учеников становятся более творческими, активными, самостоятельными, а роль педагога максимально сведена к «режиссированию» такой активной, познавательной деятельности учеников. Таким образом, творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные школьники глубже чувствуют и понимают прочитанное ими.
Часто в своей работе я применяю активные формы проведения уроков (уроки-конференции, лекции, семинары), при подготовке к которым учащиеся используют чтение дополнительной литературы разных жанров. Для выступлений и обсуждения материалов необходимо уметь работать с книгой: отбирать необходимую литературу, анализировать содержание в связи с поставленной проблемой. Мною было замечено, что далеко не у всех учащихся сформирована читательская грамотность.
В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Их цель - вооружить учеников набором стратегий, чтобы потом они могли самостоятельно продуктивно работать с текстом. Остановимся лишь на некоторых.
Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно поделила на две группы:
1) активные методы обучения (кластер, мозговой штурм, ключевые слова, ассоциации, свободное письмо, перепутанные логические цепочки, ромашка Блума, чтение с остановками, «синквейн», работа с вопросником);
2) интерактивные методы обучения (кольцевое чтение, зигзаг, фишбоун, диаграмма Венна, концептуальная таблица, «уголки», создание викторины, «тонкие и толстые вопросы», лингвистические сказки, «письмо с дырками» (реконструкция текста), маркировка, словесное рисование).
Каждый из методов содержит набор приемов, способствующий более продуктивной реализации определенного метода в практике. Данные приемы, на мой взгляд, являются наиболее эффективными и позволяют получить высокий результат, поскольку при их реализации на уроке используются различные источники информации, а также задействованы разные виды памяти и восприятия.
Выбор методов обучения читательской грамотности зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведенных образовательной программой на изучение данной темы. Конечно, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Таким образом, применение в процессе урочного занятия разных форм и методов обучения читательской грамотности позволяет раскрыть свой потенциал каждому школьнику, содействуют развитию у них наблюдательности, зрительной памяти, фантазии.
Внеурочная деятельность также является одним из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности. Как правило, внеурочная деятельность осуществляется через реализацию многообразных форм ее демонстрации. Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером (исследовательские и социальные проекты, индивидуально-групповые занятия и элективные курсы, экскурсии в библиотеку или на природу). Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
В моей практике во время внеурочной деятельности наиболее эффективными в формировании читательской грамотности можно отметить следующие мероприятия: тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»; игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»; представление портфолио «Мои достижения»; ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта); тематический конкурс чтецов; турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»; блиц-турнир «Из чего состоит книга?»; интеллектуальный марафон «Почемучки»; интеллектуальные квесты (или приключенческие игры); акции «Почитай-ка».
В основу интеллектуальных квестов (увлекательных поисковых игр) заложено выполнение учащимися цепочки спортивно-интеллектуальных заданий и шифровок на смекалку (по сюжету литературных произведений, например, детективного или приключенческого жанра). Акции «Почитай-ка» направлены на формирование собственной позиции по проблеме чтения, ее важности, на развитие волонтерских умений. В плане реализации проекта ребятам может быть предложено задание совместно с библиотекарями школы подобрать список интересной литературы по возрастным категориям и распространить буклеты среди школьников.
Подводя итог, следует отметить, что сегодня именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования, потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны.
Список литературы
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.
Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с.
«Читаем, решаем, живём. Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»» 5-6 класс»: /– Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022. - 47 с.