Урок ОБЖ в 8 классе «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»

3
0
Материал опубликован 14 September 2020

Технологическая карта урока


Тема

«Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»

Предмет, класс

Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс

Цель

Сформировать у обучающихся необходимость сохранения окружающей природной среды как одного из факторов, влияющих на здоровье человека.

Задачи

Образовательные:  создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и его влиянии на здоровье человека.

Развивающие: развивать чувство ответственности за загрязнение окружающей среды; пропаганда здорового образа жизни;

Воспитательные: воспитать ответственность и заботу за состояние окружающей среды и своего здоровья.

.

УУД

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; осознавать значимость новой информации; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убеждённость.

Регулятивные УУД: научиться ставить цели и искать пути их достижения; уметь оценивать свою деятельность; научиться прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; уметь работать в группе и договариваться друг с другом; участвовать в коллективном обсуждении проблем; уметь слушать и понимать других; уметь аргументировать свое мнение, уметь выполнять различные роли в группе.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прочитанного, определение основной и второстепенной информации; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, схемами; устанавливать причинно-следственные связи; уметь переводить информацию из полного текста в схему или таблицу.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать основные понятия темы (природная среда, биосфера, предельно-допустимая концентрация (ПДК), детергенты);

Знать источники загрязнения и основные загрязнители атмосферы, природных вод и почв;

Уметь приводить примеры влияния различных загрязнителей на здоровье человека.

Личностные:

развитие личностных качеств, обеспечивающих ответственное отношение к сохранению окружающего мира, к личному здоровью, к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Метапредметные:

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

владение навыками самостоятельного определения целей и задач по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Межпредметные

связи

География, экология

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вид урока

Проблемный

Формы урока

Групповая

Оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал по группам

Литература

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс - Фролов М.П. и др, ред. Воробьев Ю.Л.




Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Вводная часть

(3 минуты)

Приветствие, организация класса (проверка отсутствующих).

Связь с предыдущим материалом.

Подведение к теме урока с помощью иллюстраций.

Постановка познавательных задач на урок.


Эмоциональный настрой на урок.

Определение темы урока.


Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке???

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание; самоорганизация.

Познавательные:

целеполагание (мотивация), смыслообразование.

Коммуникативные:

формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли, строить высказывания.

II. Изучение нового материала

(27 минут)

Рассказ учителя. Разъяснение основных понятий.

Постановка проблемных вопросов. Беседа с обучающимися.

Деление обучающихся на группы.

Запись определений в тетрадь.

Испытание затруднений при ответах на вопросы учителя.

Деление на группы.

Поиск информации по тексту учебника.

Заполнение сводной таблицы.

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.

Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Чем отличаются живые организмы от остальных природных тел?

Основной отличительной особенностью живого вещества является способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны к этому, они преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде.

ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.

Какие компоненты окружающей среды испытывают на себе воздействие человека?

Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?

Заполнение Таблицы 1. Влияние различных загрязнителей на здоровье человека (см. Приложение).

Загрязнения атмосферы.

Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей.

Загрязнение почв

Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.

Загрязнение вод

Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.


Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.

Личностные:

соблюдение правил поведения обучающихся на уроке; выражение собственного мнения по проблеме, поставленной на уроке.

Регулятивные:

сформировать взаимодействие с окружающими; уметь сверять свои действия и при необходимости их исправлять; умет отличать правильно выполненное задание от неправильного.

Коммуникативные:

владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с учителем; готовность к коллективной форме работы.


III. Закрепление материала

(10 минут)

Учитель предлагает вопросы для актуализации знаний и умений (фронтальный опрос).













































Обучающиеся

индивидуально или

коллективно отвечают на вопросы.

Вопросы для закрепления нового материала:

Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?

Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания?

Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?

Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?

Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?














Личностные:

формирование собственной позиции и собственного отношения; способность к самооцениванию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осознание (оценивание) учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению; формировать умения делать выводы и заключения.

Познавательные:

закрепить имеющиеся знания; умение работать с различными источниками информации; умения применять знания в новой ситуации; умение ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные:

владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с учителем; умение участвовать в обсуждениях и строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников.


IV. Заключительная часть

(5 минут)

Подведение итогов урока. Проведение рефлексии (вопросы).

Оценивание наиболее активных обучающихся.

Объяснение домашней работы.

Анализ результатов деятельности в свих группах; оценивание своих успехи и сравнивают их с успехами одноклассников.

Запись домашнего задания.

Вопросы для рефлексии:

1. Почему было трудно на уроке?

2. Что открыли и узнали на уроке?

3. Оправдались ли ваши ожидания от урока?

4. Что вы взяли с сегодняшнего урока?

5. Над чем заставил задуматься урок?


Домашнее задание:

Прочитать § 4.1. (стр. 78 – 83) и выполнить задание на стр. 83.

Подготовить небольшой доклад (на 3-5 минут) о наиболее острой экологической проблеме вашего района и ее влиянии на здоровее местных жителей.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: формирование умения в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценивания и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные:

продуктивное взаимодействия с сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении; уметь доносить свою позицию до других.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

II. Изучение нового материала

Таблица 1. Влияние различных загрязнителей на здоровье человек

Вид загрязнения

Источники

загрязнения

Основные

загрязнители

Влияние на

здоровье человека

Загрязнение

атмосферы




Загрязнение почв




Загрязнение

природных вод






Эталон

Вид загрязнения

Источники

загрязнения

Основные

загрязнители

Влияние на

здоровье человека

Загрязнение

атмосферы

ТЭС, транспорт, промышленные предприятия

Взвешенные частицы: зола, сажа, пыль; газообразные примеси: оксиды С, N, S, углеводороды

Раздражение легочной ткани, рак легких

Загрязнение почв

Предприятия промышленности и сельского хозяйства, автотранспорт

Металлы и их соединения, радиоактивные элементы, удобрения и пестициды

Подавляют иммунную систему, вызывают генетические мутации и рак

Загрязнение

природных вод

Нефтеперерабатывающие предприятия,

промышленность, с/х

Нефть и нефтепродукты,

детергенты, пестициды, удобрения


Генетические мутации и рак







ФОРМЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверочная работа по теме «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».

I вариант

II вариант

1. Дайте определение понятие «природная среда» и «ПДК».

1. Дайте определение понятие «биосфера» и «детергенты».

2. К источникам загрязнения атмосферы относятся…

2. К источникам загрязнения природных вод относятся…

3. Приведите примеры, как загрязнители почв влияют на здоровье человека.

3. Приведите примеры, как загрязнители атмосферы влияют на здоровье человека.

4. Что относится к взвешенным частицам? Приведите примеры их влияния на организм человека.

4. Чем опасны радиоактивные элементы для здоровья человека? Приведите примеры.



Ответы

I вариант

II вариант

1. Природная среда (природа) – совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) – концентрация вредных веществ в окружающей среде, которая  в течение длительного времени на организм человека не оказывает отрицательного воздействия.

1. Биосфера - оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов.

Детергенты - синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.

2. ТЭС, транспорт, промышленные предприятия.

2. нефтеперерабатывающие предприятия,

промышленность, с/х.

3. Подавляют иммунную систему, вызывают генетические мутации и рак.

3. Раздражение легочной ткани, рак легких.

4. Взвешенные частицы: зола, сажа, пыль. Асбест вызывает хронические раздражения легочной ткани, которое может привести к раку.

4. Радиоактивные элементы способны накапливаться в организме человека. Стронций – в костях и зубах; цезий – в мышцах; йод – в щитовидной железе.



2. Заполните пропущенные слова в тексте.

Карточка 1.

К основным источникам загрязнения _________относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными________, в других —____________частицами. Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и____________. Взвешенные частицы представляют собой ____ естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Особую опасность представляет загрязнение___________________. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий - практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с _______________автомобилей.

Карточка 2.

В роли основных загрязнителей почв выступают __________и их соединения, ___________элементы, а также ___________и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве. К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения. _________ поступает в окружающую среду при применении ртутьсодержащих пестицидов. ____________— химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Загрязнение почв ___________носит наиболее массовый и опасный характер. Его соединения используются в качестве антидетонационных добавок к бензину. Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, ___________в них в определенных тканях и органах: стронций-90 - в________________, цезий-137 — в____________, йод-131 — в _____________и т. п.

Карточка 3.

Основными загрязнителями поверхностных вод являются____________________, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают _____________— синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных ______________и____________земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов. Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с _____________(азота, фосфора, калия). Воды подвергаются также _____________загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде_____________, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

ОТВЕТЫ:

Карточка 1 – атмосферы, примесями, взвешенными, углеводороды, пыль, тяжелыми металлами, выхлопами.

Карточка 2 – металлы, радиоактивные, удобрения, ртуть, пестициды, свинцом, накапливаясь, в костях и зубах, в мышцах, в щитовидной железе.

Карточка 3 – нефть и нефтепродукты, детергенты, сельскохозяйственных, лесных, удобрениями, термическому, кислорода.



Рt1600075860aa.png азгадайте кроссворд



По горизонтали:

3. Является основным загрязнителями поверхностных вод. 5. Вещество, широко используемое в строительстве, вызывающее хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких. 6. Наиболее опасный загрязнитель почв. 7. Синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. 9. Радиоактивные элементы могут вызвать генетическую … . 11. Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов. 13. Заболевание, которое может развиться в результате вдыхания волокон асбеста.

По вертикали:

1. Взвешенные частицы естественного и искусственного происхождения, загрязняющие воздух. 2. Химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. 4. Основной источник поступления свинца в атмосферу. 8. Радиоактивный элемент, накапливающийся в костях и зубах человека. 9. Радиоактивный цезий накаливается в … . 10. Газовая оболочка Земли, состоящая из азота (78,08%), кислорода (20,95%), аргона (0,93%), углекислоты (около 0,09%) и водорода, неона, гелия, криптона, ксенона и ряда др. газов. 12. Особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы.

Ответы:

t1600075860ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.