12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Инякина Оксана Владимировна190
Россия, Тамбовская обл., Тамбов


Автономное пребывание человека в природных условиях
PPTX / 3.99 Мб

Урок по ОБЖ в 6 классе

Тема: Автономное существование человека в природных условиях.

Цели :

Образовательные:

Систематизация знаний по теме «Автономное существование человека в природе»;

Контроль знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».

Развивающие:

Развивать у учащихся познавательные процессы;

Развивать умения анализировать различные ситуации.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся стремление к знаниям;

Бережного отношения к природе.

Формировать у учащихся внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний, урок- путешествие

Форма урока: игровая

Методы обучения:

-словесный (беседа,);

-наглядный (показ презентации, рисунки)

-практический (выполнение самостоятельных заданий)

Материально-техническое оснащение урока:

компьютер,

проектор, интерактивная доска Smart Board,

кроссворд,

компьютерная презентация,

компасы,

линзы

рисунки,

принадлежности для рисования,

карточки,

рюкзак ,

наборы тонких палочек,

аудиозапись звуков природы,

Макеты временных укрытий, изготовленные детьми.

Ход занятия .

I Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

СЛАЙД 1 «Титульный»

Учитель: - Сегодня у нас не простой урок, здесь и сейчас все вместе мы отправимся в поход.

- Нам необходимо пройти маршрут так, чтобы было безопасно и благополучно все вернулись домой. А успешный исход нашего путешествия будет зависеть от каждого из нас. Ведь в походе главное – это совместная работа, которая объединяет и сплачивает людей, учит добру, взаимопомощи. Поход – это школа выживания в природе.

Вам понадобятся все ваши знания, умения и навыки для безопасного поведения и выживания в условиях автономного существования в природе.

II.Основная часть.

СЛАЙД 2 «Автономное существование»

Учитель: Какое существование называется автономным?

Учащиеся отвечают: Существование человека без воды, пищи, связи с внешним миром. Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой.

Учитель: Какие виды автономного существования вы знаете?

Учащиеся: добровольное и вынужденное.

Учитель: Назовите известного героя литературного произведения, который оказался в условиях вынужденного автономного существования в природе?

Учащиеся: Робинзон Крузо.

Учитель: где пришлось выживать Робинзону? При каких обстоятельствах он оказался на острове?

Ученик: Он оказался на острове в результате кораблекрушения.

Учитель:- А какие ещё причины автономного существования вы знаете? СЛАЙД 3 «Причины автономного существования»

Учащиеся отвечают:

Поломка транспорта в безлюдной местности;

Побег с целью освобождения от неволи (плена)

Потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи)

Потеря ориентировки на местности (блуждание)

Путешественники – экстремалы

Ученые - исследователи

поиск чего-нибудь, например клада и т д

Учитель: Каковы основная задача человека в условиях вынужденной автономии? (выжить)

Учитель: Каковы основные правила выживания? (сориентироваться, а если не удалось – построить временное жилище, развести костёр, найти и очистить воду, отыскать и приготовить съедобную пищу в природе, подать о себе сигналы бедствия).

Учитель: Вот на одном пункте мы и остановимся с вами: пойдем искать клад!!!

СЛАЙД 4 «Клад»

-Мне в руки попала карта, где отмечено место клада. Давайте мы выясним, что это за клад!

СЛАЙД «Подготовка к походу»

Учитель: Организовать поход - очень трудоемкое и ответственное дело. С чего же нам начать?

Ученики:(С выбора руководителя группы ,постановки цели и задач похода, выбора местности и маршрута движения, распределения обязанностей, предупреждения поисково– спасательной службы МЧС)

- Почему распределение обязанностей необходимо провести заранее?

(чтобы каждый четко знал, за что он отвечает.)

- Главный в походе – руководитель группы. Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода?

(Он отвечает за жизнь и здоровье участников похода, должна быть строгая дисциплина, чтобы не попасть в беду.)

Подготовку мы прошли успешно, а что мы возьмем с собой поход?

СЛАЙД «Снаряжение туриста»

- Сейчас я предлагаю вам собрать необходимое снаряжение для похода.

Из предложенных предметов выбрать те, которые вы взяли бы с собой в поход и с какой целью.

Один у доски собирает содержимое рюкзака. Остальные на месте по группам.

- Почему ты взял(а) рюкзак, а не пакет, сумку?

- Распределим личное и общественное снаряжение.

ЛИЧНОЕ(каждому) : спальный мешок, коврик, карта, компас, фонарик, полотенце, зубная щетка, паста, аптечка, ложка, чашка, нож (складной),туалетная бумага, одежда, дождевик, носки, кепка, спички, вода, пакет для мусора, полиэтиленовый пакет для воды.

ОБЩЕСТВЕННОЕ : варочная посуда (котелок), консервы, палатка, топор, карта, компас, саперная лопата, спички, вода и т.д.

??СЛАЙД «БОЛОТО»

3.Учитель: И так, мы взяли все необходимое, а теперь - в путь! Первая преграда, на что мы вышли, это - болото! Может мы сбились с пути?! Давайте, определим наши ориентиры!

СЛАЙД «ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

- Какие способы ориентирования вы знаете?

Учащиеся отвечают:

С помощью компаса

по небесным светилам

по местным приметам

по солнцу и часам

СЛАЙД «Работа по определению азимута»

Учитель: Работаем в группе (Практическая работа на месте с рисунком), определите азимут на 9 – этажный дом, на дерево, на магазин, на детский сад. Учащиеся на месте работают с рисунками и компасом, определяют азимут на ориентиры. (Проверка из слайда.)

СЛАЙД «ЛЕС»

Учитель:- Ребята! Мы идем дальше по карте, выдерживая направление по азимуту. Впереди у нас следующая преграда, это – лес! (Воспитательный момент.) У Насти есть для Вас важная информация. Послушайте:

Ученик: Лес - одно из ценнейших природных богатств. Это лёгкие нашей планеты, около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу. За год гектар леса "отфильтровывает" 50 - 70 т. пыли. Лес - земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства. Поэтому надо его беречь. Лес – наше богатство!

Учитель: Много ли, мало ли прошли, пора сделать привал. Надо выбрать место для организации бивака, для костра.

СЛАЙД «ПОЛЯНА С МУСОРОМ»

Мы нашли подходящую поляну, но здесь уже побывали «горе – туристы». Ваша задача, очистить свою поляну от мусора, отвечая правильно на вопросы. (Мусор исчезает при правильном ответе)

Каково значение костра в природных условиях?

обогреться,

приготовить пищу,

подать сигнал бедствия,

пугать хищников,

успокаивает.

Щелчок

Какие правила необходимо соблюдать при выборе места и разведения костра?

Площадку для костра выбирают

на открытом, но защищенном от ветра месте,

желательно около воды.

разводит костер на вытоптанном участке земли,

на старых кострищах,

не ближе 4-6 метров от деревьев

если есть дерн, сними его, переверни травой вниз и уложи вокруг костра.

убери листву, хвою, траву вокруг костра на 1 — 1,5 м (могут загореться)

если есть возможность, обложи его камнями и т.д.

Щелчок

Какие способы разведения огня вы знаете?

спички

линзы

трением

куска металла и кремня.

Щелчок

Учитель: Вот мы очистили поляну от мусора, теперь необходимо разжечь костер. Дрова у вас под рукой. (карандаши)

СЛАЙД «КОСТРЫ»

Учитель: Перед вами названия костров. Ваша задача из карандашей смоделировать один из видов костров и объяснить его самое целесообразное применение (Использование).

Моделирование костра.

Учитель: Как только вы смоделировали костер, выполните задание на соответствие названия и изображения костра.

Проверяем соответствие с помощью карточек из цветной бумаги.

Учитель: Ну, а теперь проверим, как вы справились с моделированием костра.

Ответы учащихся.

Практическая работа – моделирование костра. Ребята выбирают одну из 3 х карточек с названием костра, складывают из карандашей, объясняют предназначение.

 

СЛАЙД «Временные укрытия»

Учитель: Ребята! Мы даже не заметили, как солнце опустилось. Для ночлега необходимо соорудить временное укрытие. Конечно, самое простое укрытие из снаряжения – это палатка. А если ее нет?

У вас было домашнее задание – выполнить макет временного укрытия, которое можно соорудить из подручных материалов в лесу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Представьте свой проект.

Представление проекта

Учитель: Мы с вами долго ходили и пора подкрепиться. Поскольку нам необходима вода для приготовления пищи, а она на исходе какие способы очистки воды вам известны? Как обеззаразить воду?

СЛАЙД «Очистка воды»

Учащиеся отвечают:

Обеззаразить воду можно:

Кипячением;

Химическим методом: использовать йод, марганцовку;

Природный: использование растений таких, как ромашка, тысячелистник, чистотел и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь представьте, что у Вас кончилась еда, или потеряли мешок с едой во время перехода через реку. Как бы Вы вышли из этой ситуации? Можно ли употреблять в пищу что-нибудь из природы?

Посмотрите на представленные предметы и скажите, что вы использовали в пищу, а что нет?

СЛАЙД «Съедобное и несъедобное»

Учащиеся отвечают: Основными источниками пищи в условиях автономного существования могут быть

съедобные растения, грибы

корневища, клубни, луковицы

травы, листья, стебли

сухие плоды

сочные плоды(ягоды, и фрукты)

кора деревьев

водоросли

съедобные грибы

Мясо зверей, рыб.

По рисункам:

- нельзя: жабы, поганки, пушистые черви

-можно: лягушка, гриб, ягоды, улитка, черви, жуки, кора березы.

СЛАЙД «УЗЛЫ»

Учитель: Ой! Ребята! А у нас Сережа, так увлекся сбором ароматной лесной малины, что не заметил ямы – ловушки и угодил в нее. Как ему помочь?

Учащиеся отвечают: Бросить ему веревку. Вязание узлов. (2 способа)

СЛАЙД «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

Наложение повязки

СЛАЙД «Сундук с кладом»

Учитель: Ребята! Мы прошли все преграды и дошли до сундучка. Чтобы узнать содержимое клада необходимо разгадать следующий кроссворд.

БЕЗОПАСНОСТЬ или ЗНАНИЯ ????

Решение кроссворда.

1.Вид костра.

2. Светило, помощник ориентирования

3.Фактор ,мешающий успешно справиться с экстремальной ситуацией.

4. Способ добывания огня.

5. Вид зимнего укрытия.

6. «Скорая помощь» туриста.

 

з

в

е

з

д

н

ы

й

 

л

у

н

а

     

с

т

р

а

х

     

 

л

и

н

з

а

 

 

 

 

 

и

г

л

у

 

 а

 п

 т

е 

 ч

к 

а 

 

Учитель: И так, ребята, мы расшифровали содержимое сундучка. Какое волшебное слово вы нашли?

Учащиеся отвечают: это – БЕЗОПАСНОСТЬ (знание!)

Учитель: Молодцы, ребята! Да, Безопасность превыше всего! А Знания - сила! Знание безопасности - лучше богатства. Наука в лес не ведет, а из лесу выводит. Если Вы на уроках ОБЖ усвоите , как действовать в различных экстремальных ситуациях и в быту, и в природе, то будете целыми, здоровыми.

Вы сегодня молодцы! Продемонстрировали свои знания и умения выживания в условиях автономного существования в природе.

Рефлексия –Ребята! Вам понравился урок?

Перед вами березовые листочки. Выберите лист, того цвета, который соответствует следующим характеристикам.

Зеленый - Урок был интересен и полезен для меня

Желтый - Урок был интересен, но возникали определенные трудности.

Коричневый - Урок был неинтересен и бесполезен для меня.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 25.01.18 в 20:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Хвалю Вас как старый походник, унас были 10-дневные экспедиции с детьми по родному краю
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.