Урок «Автономное пребывание человека в природных условиях» (ОБЖ, 6 класс)
Автономное пребывание человека в природных условиях
PPTX / 3.99 Мб
Урок по ОБЖ в 6 классе
Тема: Автономное существование человека в природных условиях.
Цели :
Образовательные:
Систематизация знаний по теме «Автономное существование человека в природе»;
Контроль знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».
Развивающие:
Развивать у учащихся познавательные процессы;
Развивать умения анализировать различные ситуации.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся стремление к знаниям;
Бережного отношения к природе.
Формировать у учащихся внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок- путешествие
Форма урока: игровая
Методы обучения:
-словесный (беседа,);
-наглядный (показ презентации, рисунки)
-практический (выполнение самостоятельных заданий)
Материально-техническое оснащение урока:
компьютер,
проектор, интерактивная доска Smart Board,
кроссворд,
компьютерная презентация,
компасы,
линзы
рисунки,
принадлежности для рисования,
карточки,
рюкзак ,
наборы тонких палочек,
аудиозапись звуков природы,
Макеты временных укрытий, изготовленные детьми.
Ход занятия .
I Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
СЛАЙД 1 «Титульный»
Учитель: - Сегодня у нас не простой урок, здесь и сейчас все вместе мы отправимся в поход.
- Нам необходимо пройти маршрут так, чтобы было безопасно и благополучно все вернулись домой. А успешный исход нашего путешествия будет зависеть от каждого из нас. Ведь в походе главное – это совместная работа, которая объединяет и сплачивает людей, учит добру, взаимопомощи. Поход – это школа выживания в природе.
Вам понадобятся все ваши знания, умения и навыки для безопасного поведения и выживания в условиях автономного существования в природе.
II.Основная часть.
СЛАЙД 2 «Автономное существование»
Учитель: Какое существование называется автономным?
Учащиеся отвечают: Существование человека без воды, пищи, связи с внешним миром. Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой.
Учитель: Какие виды автономного существования вы знаете?
Учащиеся: добровольное и вынужденное.
Учитель: Назовите известного героя литературного произведения, который оказался в условиях вынужденного автономного существования в природе?
Учащиеся: Робинзон Крузо.
Учитель: где пришлось выживать Робинзону? При каких обстоятельствах он оказался на острове?
Ученик: Он оказался на острове в результате кораблекрушения.
Учитель:- А какие ещё причины автономного существования вы знаете? СЛАЙД 3 «Причины автономного существования»
Учащиеся отвечают:
Поломка транспорта в безлюдной местности;
Побег с целью освобождения от неволи (плена)
Потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи)
Потеря ориентировки на местности (блуждание)
Путешественники – экстремалы
Ученые - исследователи
поиск чего-нибудь, например клада и т д
Учитель: Каковы основная задача человека в условиях вынужденной автономии? (выжить)
Учитель: Каковы основные правила выживания? (сориентироваться, а если не удалось – построить временное жилище, развести костёр, найти и очистить воду, отыскать и приготовить съедобную пищу в природе, подать о себе сигналы бедствия).
Учитель: Вот на одном пункте мы и остановимся с вами: пойдем искать клад!!!
СЛАЙД 4 «Клад»
-Мне в руки попала карта, где отмечено место клада. Давайте мы выясним, что это за клад!
СЛАЙД «Подготовка к походу»
Учитель: Организовать поход - очень трудоемкое и ответственное дело. С чего же нам начать?
Ученики:(С выбора руководителя группы ,постановки цели и задач похода, выбора местности и маршрута движения, распределения обязанностей, предупреждения поисково– спасательной службы МЧС)
- Почему распределение обязанностей необходимо провести заранее?
(чтобы каждый четко знал, за что он отвечает.)
- Главный в походе – руководитель группы. Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода?
(Он отвечает за жизнь и здоровье участников похода, должна быть строгая дисциплина, чтобы не попасть в беду.)
Подготовку мы прошли успешно, а что мы возьмем с собой поход?
СЛАЙД «Снаряжение туриста»
- Сейчас я предлагаю вам собрать необходимое снаряжение для похода.
Из предложенных предметов выбрать те, которые вы взяли бы с собой в поход и с какой целью.
Один у доски собирает содержимое рюкзака. Остальные на месте по группам.
- Почему ты взял(а) рюкзак, а не пакет, сумку?
- Распределим личное и общественное снаряжение.
ЛИЧНОЕ(каждому) : спальный мешок, коврик, карта, компас, фонарик, полотенце, зубная щетка, паста, аптечка, ложка, чашка, нож (складной),туалетная бумага, одежда, дождевик, носки, кепка, спички, вода, пакет для мусора, полиэтиленовый пакет для воды.
ОБЩЕСТВЕННОЕ : варочная посуда (котелок), консервы, палатка, топор, карта, компас, саперная лопата, спички, вода и т.д.
??СЛАЙД «БОЛОТО»
3.Учитель: И так, мы взяли все необходимое, а теперь - в путь! Первая преграда, на что мы вышли, это - болото! Может мы сбились с пути?! Давайте, определим наши ориентиры!
СЛАЙД «ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
- Какие способы ориентирования вы знаете?
Учащиеся отвечают:
С помощью компаса
по небесным светилам
по местным приметам
по солнцу и часам
СЛАЙД «Работа по определению азимута»
Учитель: Работаем в группе (Практическая работа на месте с рисунком), определите азимут на 9 – этажный дом, на дерево, на магазин, на детский сад. Учащиеся на месте работают с рисунками и компасом, определяют азимут на ориентиры. (Проверка из слайда.)
СЛАЙД «ЛЕС»
Учитель:- Ребята! Мы идем дальше по карте, выдерживая направление по азимуту. Впереди у нас следующая преграда, это – лес! (Воспитательный момент.) У Насти есть для Вас важная информация. Послушайте:
Ученик: Лес - одно из ценнейших природных богатств. Это лёгкие нашей планеты, около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу. За год гектар леса "отфильтровывает" 50 - 70 т. пыли. Лес - земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства. Поэтому надо его беречь. Лес – наше богатство!
Учитель: Много ли, мало ли прошли, пора сделать привал. Надо выбрать место для организации бивака, для костра.
СЛАЙД «ПОЛЯНА С МУСОРОМ»
Мы нашли подходящую поляну, но здесь уже побывали «горе – туристы». Ваша задача, очистить свою поляну от мусора, отвечая правильно на вопросы. (Мусор исчезает при правильном ответе)
Каково значение костра в природных условиях?
обогреться,
приготовить пищу,
подать сигнал бедствия,
пугать хищников,
успокаивает.
Щелчок
Какие правила необходимо соблюдать при выборе места и разведения костра?
Площадку для костра выбирают
на открытом, но защищенном от ветра месте,
желательно около воды.
разводит костер на вытоптанном участке земли,
на старых кострищах,
не ближе 4-6 метров от деревьев
если есть дерн, сними его, переверни травой вниз и уложи вокруг костра.
убери листву, хвою, траву вокруг костра на 1 — 1,5 м (могут загореться)
если есть возможность, обложи его камнями и т.д.
Щелчок
Какие способы разведения огня вы знаете?
спички
линзы
трением
куска металла и кремня.
Щелчок
Учитель: Вот мы очистили поляну от мусора, теперь необходимо разжечь костер. Дрова у вас под рукой. (карандаши)
СЛАЙД «КОСТРЫ»
Учитель: Перед вами названия костров. Ваша задача из карандашей смоделировать один из видов костров и объяснить его самое целесообразное применение (Использование).
Моделирование костра.
Учитель: Как только вы смоделировали костер, выполните задание на соответствие названия и изображения костра.
Проверяем соответствие с помощью карточек из цветной бумаги.
Учитель: Ну, а теперь проверим, как вы справились с моделированием костра.
Ответы учащихся.
Практическая работа – моделирование костра. Ребята выбирают одну из 3 х карточек с названием костра, складывают из карандашей, объясняют предназначение.
СЛАЙД «Временные укрытия»
Учитель: Ребята! Мы даже не заметили, как солнце опустилось. Для ночлега необходимо соорудить временное укрытие. Конечно, самое простое укрытие из снаряжения – это палатка. А если ее нет?
У вас было домашнее задание – выполнить макет временного укрытия, которое можно соорудить из подручных материалов в лесу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Представьте свой проект.
Представление проекта
Учитель: Мы с вами долго ходили и пора подкрепиться. Поскольку нам необходима вода для приготовления пищи, а она на исходе какие способы очистки воды вам известны? Как обеззаразить воду?
СЛАЙД «Очистка воды»
Учащиеся отвечают:
Обеззаразить воду можно:
Кипячением;
Химическим методом: использовать йод, марганцовку;
Природный: использование растений таких, как ромашка, тысячелистник, чистотел и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь представьте, что у Вас кончилась еда, или потеряли мешок с едой во время перехода через реку. Как бы Вы вышли из этой ситуации? Можно ли употреблять в пищу что-нибудь из природы?
Посмотрите на представленные предметы и скажите, что вы использовали в пищу, а что нет?
СЛАЙД «Съедобное и несъедобное»
Учащиеся отвечают: Основными источниками пищи в условиях автономного существования могут быть
съедобные растения, грибы
корневища, клубни, луковицы
травы, листья, стебли
сухие плоды
сочные плоды(ягоды, и фрукты)
кора деревьев
водоросли
съедобные грибы
Мясо зверей, рыб.
По рисункам:
- нельзя: жабы, поганки, пушистые черви
-можно: лягушка, гриб, ягоды, улитка, черви, жуки, кора березы.
СЛАЙД «УЗЛЫ»
Учитель: Ой! Ребята! А у нас Сережа, так увлекся сбором ароматной лесной малины, что не заметил ямы – ловушки и угодил в нее. Как ему помочь?
Учащиеся отвечают: Бросить ему веревку. Вязание узлов. (2 способа)
СЛАЙД «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Наложение повязки
СЛАЙД «Сундук с кладом»
Учитель: Ребята! Мы прошли все преграды и дошли до сундучка. Чтобы узнать содержимое клада необходимо разгадать следующий кроссворд.
БЕЗОПАСНОСТЬ или ЗНАНИЯ ????
Решение кроссворда.
1.Вид костра.
2. Светило, помощник ориентирования
3.Фактор ,мешающий успешно справиться с экстремальной ситуацией.
4. Способ добывания огня.
5. Вид зимнего укрытия.
6. «Скорая помощь» туриста.
з |
в |
е |
з |
д |
н |
ы |
й |
|
л |
у |
н |
а |
|||
с |
т |
р |
а |
х |
|||
|
л |
и |
н |
з |
а |
|
|
|
|
|
и |
г |
л |
у |
|
а |
п |
т |
е |
ч |
к |
а |
|
Учитель: И так, ребята, мы расшифровали содержимое сундучка. Какое волшебное слово вы нашли?
Учащиеся отвечают: это – БЕЗОПАСНОСТЬ (знание!)
Учитель: Молодцы, ребята! Да, Безопасность превыше всего! А Знания - сила! Знание безопасности - лучше богатства. Наука в лес не ведет, а из лесу выводит. Если Вы на уроках ОБЖ усвоите , как действовать в различных экстремальных ситуациях и в быту, и в природе, то будете целыми, здоровыми.
Вы сегодня молодцы! Продемонстрировали свои знания и умения выживания в условиях автономного существования в природе.
Рефлексия –Ребята! Вам понравился урок?
Перед вами березовые листочки. Выберите лист, того цвета, который соответствует следующим характеристикам.
Зеленый - Урок был интересен и полезен для меня
Желтый - Урок был интересен, но возникали определенные трудности.
Коричневый - Урок был неинтересен и бесполезен для меня.
Евгений Алексеевич