Урок географии в 8 классе «Тектоническое строение территории России»

2
0
Материал опубликован 8 April 2017

Тектоническое строение территории России.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: Изучение особенностей тектонического строения страны.

Задачи:

1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

- определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России;

- устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей;

- объяснять причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.

2. Сформировать навык работы с тектонической картой России.

3. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.

Оборудование:

Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица.

Ход урока

I. Мотивационный этап.

На интерактивной доске слайд "Термины и понятия" Установить соответствие

1. Наука изучающая строение и историю развития Земли

Эры

2.раздел геологии, который занимается изучением возраста горных пород

Альпийская складчатость

3. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли

Кайнозойская эра

4. Самая древняя эра

Геология

5. Эра новой жизни

Байкальская складчатость

6.Самое древнее горообразование

Архейская эра

7.Самые молодые горы

Геохранология

(Самопроверка)
 

II. Этап актуализации знаний

Анализ иллюстративного ряда "Разнообразие форм рельефа России"

(Учащимся предлагается сделать вывод о рельефе России)

- От чего зависит рельеф?

- Что такое земная кора?

-Какие типы земной коры вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

Какие тектонические структуры вам известны?(Плиты, платформы, складчатые области)

III. Поиск противоречия

Проблемный вопрос: Что является причиной разнообразия тектонического строения земной коры в пределах территории России?

Рассмотрим основные тектонические структуры.

Литосферные плиты в пределах России. Работа с рисунком стр.37.

1.Евроазиатская плита (большая западная и северная часть страны),

2.Северо-Американская плита( северо-восточная часть)

3. На Амурской плите - Юг Сибири,

4.На Охотской морской плите - побережье Охотского моря и само море

Задание№1

На интерактивной карте отметьте зоны расхождения и зоны сжатия литосферных плит.

Что происходит в этих зонах?( Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амур­ская плиты, разлом озера Байкал - результат расхождения плит. На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской). А Евроазиатская и Охотская морская плита, Охотская морская и Тихоокеанская сближаются со значительной скоростью (около 8 см в год).

- Какие территории России находятся в сейсмичных зонах. Покажите их на карте.

- Объясните причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.

Задание№2 Составьте памятку "Правила поведения при землетрясении"

IV. Поиск оптимального решения.

Работа с тектонической картой атласа.

1. Назовите платформы на территории России

2. Складчатые области.

Работа с текстом учебника.

Что такое платформа? Дополните Схему "Строение платформы"

1

2

Что такое щит? Покажите их на тектонической карте.

V.Реализация выбранного плана

Задание № 3

Заполнить таблицу "Тектоническое строение территории России"

Платформы

Складчатые области

Щиты

Русская

Байкальская

Балтийский

Западно-Сибирская

Каледонская

Анабарский

Сибирская

Герцинская

Алданский

 

Мезозойская

Воронежский массив

 

Кайнозойская

 


 

Можем ли вы с вами теперь ответить на главный вопрос урока?

Что является причиной разнообразия тектонического строения земной коры в пределах территории России?

Какую информацию можно еще извлечь из тектонической карты?

Какие геологические структуры на ваш взгляд старше по возрасту платформы или складчатые области. Аргументируйте свою точку зрения.

VI.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Задание № 4

- Определите по тектонической карте возраст складчатости:

Складчатость

Возраст

Байкальская

 

Каледонская

 

Герцинская

 

Мезозойская

 

Кайнозойская

 

- Определите возраст платформ:

Платформы

Возраст

Русская

 

Западно-Сибирская

 

Сибирская

 

Сделайте вывод по таблицам.


 

Вспомните, областям складчатости в рельефе соответствуют __________?

VII.Включение в систему знаний и умений.

Задание №5 Методом наложения тектонической карты на физическую определите возраст гор на территории России.

Кавказские -

Уральские -

Алтай-

Саяны-

хр. Черского-

Хибины-

Сделайте вывод

VIII.Рефлексия

По выбору:

1.Составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились

2. Ответить на вопросы:

- Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность -

- Учение о строении земной коры -

- Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур -

- Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру

- Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-

Взаимопроверка


 

Работа с контурными картами: Задание для всех.

Отметить основные тектонические структуры.


 

Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

Было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.

Иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

Не разобрались в теме – синий цвет


 

Домашнее задание

Д.З. § 12,

По желанию:

1. Составить кроссворд по терминал урока.

2. Как появились Уральские горы? (сказка)

3. Презентация "Действующие вулканы на территории России"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.