12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса502
учитель начальных классов
Россия, Тульская обл., Новомосковск


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»












Конспект урока по русскому языку на тему:


Закрепление знаний о типах склонения имен существительных.

4 класс


t1649001243aa.jpg


Учитель: Соболева Лариса Васильевна, учитель начальных классов.













Новомосковск, 2022

Тема урока: «Закрепление знаний о типах склонений имен существительных». (интегрированный урок)

t1649001243ab.gifЦели урока:

совершенствование умения определить типы склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах;

обобщение знаний о склонении имен существительных;

воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;

развитие логического мышления.


Оборудование:

таблицы «Три типа склонения имен существительных», «Как определить склонение»;

гербарий «Рожь, ячмень, пшеница»;

дифференцированный тест урока.


Содержание урока

Организационный момент.

Чистописание.

Словарная работа.

Орфографическая разминка.

Сообщение темы и цели урока.

Определение склонения имен существительных в начальной форме.

Определение склонения имен существительных в косвенных падежах.

Физкультминутка.

Списывание с выполнением задания.

Письмо по памяти.

Самостоятельная работа.

Итог урока.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

Дети прописывают две строчки по образцу.

3. Словарная работа

На доске:

Хлебороб, хозяйство, хлеб

Учитель: Кaкoe слово можно назвать лишним и почему?

Дети. - Лишнее слово хлеб, т.к. состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство - из трех.

- Лишнее слово хозяйство, т.к. слова хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.

- Лишнее слово хозяйство еще и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные.

- Лишнее слово хлебороб, т.к. оно означает одушевленный предмет.

Учитель: Найдите и объясните орфограммы в этих словах.

Хлебороб - хлеб, хлеборобы, хлеб - хлеба

4. Орфографическая разминка

Учитель: Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.

На доске:

Хлебороб.

Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастет зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь в солнце помогут им, растениям расти. Созреет колoc. Хлебороб начнет жатву. Выйдут в поле комбайны, и польется в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почетен труд хлебороба.

Учитель: Как думаете, много сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?

Дети: Да.

Учитель: Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения. (учитель раздает индивидуальные карточки, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных).

5. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний типах склонения имен существительных. Будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о склонении имен существительных.

6. Определение склонения имен существительных в начальной форме.

Учитель: Какие растения выращивают хлеборобы?

Дети: Пшеницу. рожь, ячмень, овес, пpoco, гречиху. Учитель: Распределите названия растений по склонениям.

(Название растений напечатаны на отдельных карточках, а с обратной стороны написана информация об этих растениях. Ученик берет карточку, читает название растения и информирует о нем, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике.)

На доске:

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Пшеница

Ячмень

Рожь

Гречиха

Овёс



Просо



Учитель: Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонениям?

Дети:

- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

- Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями -о, -е, мужского рода - с нулевым окончанием.

- К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевыми окончаниями.

7. Определение склонения имени существительных в косвенных падежах. Учитель: На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными и определите склонение.

Пшеница

Много земли засевает человек пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу.

Учитель: Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных.

Дети: I -е склонение.

Учитель: Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?

Дети: Надо поставить существительное в начальную форму, затем воспользоваться таблицей «Как определить склонение»

8. Физкультминутка.

9. Списывание с вьшолнением задания.

Учитель: Почему же именно про хлеб говорят «всему голова» (Дети высказываются)

На доске:

Хлеб

Люди хлеб в п_лях лелеют,

Сил для хлеб_ не жалеют,

Пашут каждую в_сну,

Подымают ц_лину.

Сеют, жнут, н_чей не спят.

С детства знай, как хлеб растят!

Учитель: Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение у выделенных слов.

Дети: для хлеба - 2-е склонение, весну - 1 склонение, целину - 1-е склонение, с детства - 2 склонение.

10. Письмо по памяти

Учитель: Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб - это символ богатства и труда. Прочитайте пословицы, записанные на доске.

Учитель:

Хлеб край - и поделкой рай.

А хлеба ни куска - и в тарелке тоска.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Хлеб - всему голова!

t1649001243ac.png


Без печки холодно, без хлеба голодно.

Учитель: Выберите пословицу, которая вам больше нравится. Прочитайте несколько раз, выучите.

Запишите пословицу, которую запомнили, укажите склонение.

11. Самостоятельная работа

Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Склонение имен существительных». Вам предлагается ответить на вопросы теста.

Вариант 1.

1 .Выбери правильный ответ.

Склонение - это изменение имен существительных:

а) но числам;

6) по падежам;

в) по родам.

2. Выбери правильный ответ.

Чтобы определить склонение, у имен существительных, надо поставить его в:

а) Р.п. мн.ч.;

6) И.п. мн.ч.;

в) И.п. ед.ч.

3. Укажите падеж.

Кем? Чем? ______________

Кому? Чему? ____________

О ком? О чем‘? __________

4. Укажите склонение

Степь, поле, пустыня.

Вариант 2.

1 .Выбери правильный ответ.

Склонение - это изменение имен существительных:

а) но числам;

6) по падежам;

в) по родам.

2. Выбери правильный ответ.

Чтобы определить склонение, у имен существительных, надо поставить его в:

а) Р.п. мн.ч.;

6) И.п. мн.ч.;

в) И.п. ед.ч.

3. Укажи падеж

Степью, к полю, в пустыне.

Укажите склонение

Степью, к полю, в пустыне.

12. Итог урока

Учитель: Вы хорошо работали, были активны. Мне понравились ваши устные ответы. Оценки за тесты вы узнаете на следующем уроке.

13. Домашнее задание.

- Составьте 2-4 предложения о значении воды в жизни людей, определите склонение имен существительных.


2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.