Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная лексика»
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Формируемые |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
Вид контроля |
Дата |
||
Понятия |
УУД |
План |
Факт |
|||||
1 |
1 |
Вводное занятие. |
Словарный запас. Лексикон. |
Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать информацию в разных формах. Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения, Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции. |
Овладеть основными понятиями словарный запас и лексикон. |
диагностика словарного запаса |
||
Занимательная лексика – 22 часов |
||||||||
2 |
3 |
Русской речи Государь по прозванию Словарь |
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова и способы его объяснения. Основные виды словарей, их назначение, структура, содержание словарных статей. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Овладеть основными понятиям лексикологии. Объяснять лексическое значение слов. Опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности. Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой |
устный опрос |
||
3 |
2 |
В царстве смыслов много дорог. |
Многозначные слова. Слова-омонимы. |
языковой анализ текста |
||||
4 |
1 |
Как и почему появляются новые слова? |
Лексическое значение слова. Новые слова. |
языковой анализ текста |
||||
5 |
1 |
Многозначность слова. |
Многозначные слова. Лексическое значение слова и способы его объяснения. |
самостоятельная работа |
||||
6 |
1 |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Этимология. Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. |
устный опрос |
||||
7 |
2 |
Об одном и том же - разными словами. |
Слова-синонимы. |
самостоятельная работа |
||||
8 |
1 |
Слова – антиподы. |
Слова-антонимы |
самостоятельная работа |
||||
9 |
2 |
Фразеологизмы – это… |
Фразеологизм. Фразеологический оборот. |
языковой анализ текста |
||||
10 |
1 |
Слова-иностранцы |
Слова иноязычного происхождения. Словарь иностранных слов. |
языковой анализ текста |
||||
11 |
1 |
«Он весь свободы торжество». |
Литературный язык. Живая народная речь. |
устный опрос |
||||
12 |
2 |
Мы говорим его стихами. |
Крылатые выражения. Афоризмы. |
устный опрос |
||||
13 |
1 |
Слова уходящие и слова – новички. |
Архаизмы. Неологизмы. |
самостоятельная работа |
||||
14 |
2 |
Паронимы, или ошибко-опасные слова». |
Паронимы. |
языковой анализ текста |
||||
15 |
1 |
Словарь - грамотей. |
Орфографический словарь |
устный опрос |
||||
16 |
1 |
Научная этимология. |
Этимологический словарь |
устный опрос |
||||
Слово о словах – 12 часов |
||||||||
17 |
1 |
Какие бывают имена? |
Ономастика |
Познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Овладеть основными понятиями ономастики. Объяснять историю появления нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Объяснять различие ЛЗ и ГЗ слова; толковать ЛЗ разными способами. Группировать слова по тематическим группам. Проводить лексический и этимологический анализ слова. Извлекать необходимую информацию из этимологического словаря. |
устный опрос |
||
18 |
2 |
Древнерусские имена. |
История появления имен, отчеств, фамилий, названий месяцев, предметов быта, растений. Отличие чувств от черт характера. Описание своих чувств и характера. Знакомство с великими деятелями искусства. |
практическое занятие |
||||
19 |
1 |
Отчество и фамилия. |
практическое занятие |
|||||
20 |
1 |
Времена года. |
практическое занятие |
|||||
21 |
1 |
Черты характера и чувства. В чём разница? |
практическое занятие |
|||||
22 |
1 |
О том, что нас окружает в быту |
самостоятельная работа |
|||||
23 |
1 |
Растения – почему их так называют? |
самостоятельная работа |
|||||
24 |
2 |
Люди искусства – почему их так называют? |
самостоятельная работа |
|||||
25 |
2 |
Итоговое занятие. |
защита проектов |
|||||
Итого: |
часов |
Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная лексика» составлено по примерным программам внеурочной деятельности/ под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 и на основе программы Т. Н. Трунцевой «Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология».
/data/files/s1487271411.doc (Программа "Занимательная лексика")
Легоцкая Вера Сергеевна
Акмаева Татьяна Владимировна