12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Акмаева Татьяна Владимировна2289
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Формируемые

Основные виды учебной деятельности учащихся

Вид

контроля

Дата

Понятия

УУД

План

Факт

1

1

Вводное занятие.

Словарный запас.

Лексикон.

Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать информацию в разных формах.

Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения,

Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции.

Овладеть основными понятиями словарный запас и лексикон.

диагностика словарного запаса

   

Занимательная лексика – 22 часов

2

3

Русской речи Государь по прозванию Словарь

Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова и способы его объяснения. Основные виды словарей, их назначение, структура, содержание словарных статей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Овладеть основными понятиям лексикологии.

Объяснять лексическое значение слов.

Опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы.

Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой

устный опрос

   

3

2

В царстве смыслов много дорог.

Многозначные слова. Слова-омонимы.

языковой анализ текста

   

4

1

Как и почему появляются новые слова?

Лексическое значение слова. Новые слова.

языковой анализ текста

   

5

1

Многозначность слова.

Многозначные слова. Лексическое значение слова и способы его объяснения.

самостоятельная работа

   

6

1

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Этимология. Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.

устный опрос

   

7

2

Об одном и том же - разными словами.

Слова-синонимы.

самостоятельная работа

   

8

1

Слова – антиподы.

Слова-антонимы

самостоятельная работа

   

9

2

Фразеологизмы – это…

Фразеологизм. Фразеологический оборот.

языковой анализ текста

   

10

1

Слова-иностранцы

Слова иноязычного происхождения. Словарь иностранных слов.

языковой анализ текста

   

11

1

«Он весь свободы торжество».

Литературный язык. Живая народная речь.

устный опрос

   

12

2

Мы говорим его стихами.

Крылатые выражения. Афоризмы.

устный опрос

   

13

1

Слова уходящие и слова – новички.

Архаизмы. Неологизмы.

самостоятельная работа

   

14

2

Паронимы, или ошибко-опасные слова».

Паронимы.

языковой анализ текста

   

15

1

Словарь - грамотей.

Орфографический словарь

устный опрос

   

16

1

Научная этимология.

Этимологический словарь

устный опрос

   

Слово о словах – 12 часов

17

1

Какие бывают имена?

Ономастика

Познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Овладеть основными понятиями ономастики.

Объяснять историю появления нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы. 

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон.

Объяснять различие ЛЗ и ГЗ слова; толковать ЛЗ разными способами.

Группировать слова по тематическим группам. Проводить лексический и этимологический анализ слова.

Извлекать необходимую информацию из этимологического словаря.

устный опрос

   

18

2

Древнерусские имена.

История появления имен, отчеств, фамилий, названий месяцев, предметов быта, растений.

Отличие чувств от черт характера. Описание своих чувств и характера.

Знакомство с великими деятелями искусства.

практическое занятие

   

19

1

Отчество и фамилия.

практическое занятие

   

20

1

Времена года.

практическое занятие

   

21

1

Черты характера и чувства. В чём разница?

практическое занятие

   

22

1

О том, что нас окружает в быту

самостоятельная работа

   

23

1

Растения – почему их так называют?

самостоятельная работа

   

24

2

Люди искусства – почему их так называют?

самостоятельная работа

   

25

2

Итоговое занятие.

     

защита

проектов

   

Итого:

часов

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная лексика» составлено по примерным программам внеурочной деятель­ности/ под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 и на основе программы Т. Н. Трунцевой «Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология».

/data/files/s1487271411.doc (Программа "Занимательная лексика")

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 09.07.17 в 11:32 0 Ответить Пожаловаться
Татьяна Владимировна, спасибо за интересный материал. Очень может быть полезен коллегам, особенно молодым. Практически из всех тем можно сделать интересный проектный продукт с детьми.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.