Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика» (5 класс)
Рабочая программа
Внеурочная деятельность
«К тайнам слова: занимательная лексика»
5 класс
Учителя русского языка и литературы Захаровой Наталии Геннадьевны
2013 – 2014 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы МОУ «Сланцовская основная общеобразовательная школа».
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.
Цель и задачи программы
Цель курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-развитие мотивации к изучению русского языка;
-развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-совершенствование общего языкового развития учащихся;
-совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
-воспитание культуры обращения с книгой;
-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
-воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
-развивать смекалку и сообразительность;
-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы
«К тайнам слова: занимательная лексика»
Курс состоит из трёх частей:
1) «Звучащая строка»
2) «Таинства лексики»
3) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Курс рассчитан на 35 занятий, в неделю 1 час.
Формы проведения занятий
-лекции;
-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-анализ и просмотр текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-игровая;
-теоретическая;
-практическая
Основные методы и технологии
-технология разноуровневого обучения;
-развивающее обучение;
-технология обучения в сотрудничестве;
-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
2. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
3. Учебно–тематический план.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Виды учебной деятельности |
Форма контроля |
Дата проведения |
|
план. |
факт. |
|||||
Звучащая строка – 5 часов |
||||||
1. |
Что такое орфоэпия? |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
2. |
Что такое фонография или звукозапись? |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
3. |
Звуки не буквы! |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
4. |
Звучащая строка. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
5. |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
Таинства лексики – 18 часов |
||||||
6. |
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
7-8. |
В царстве смыслов много дорог. |
2 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
9. |
Как и почему появляются новые слова? |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
10. |
Многозначность слова. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
11. |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
12. |
Об одном и том же - разными словами. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
13. |
Слова – антиподы. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
14-15. |
Фразеологические обороты. |
2 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
16. |
Словари «чужих» слов. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
17. |
«Он весь свободы торжество». |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
18. |
Мы говорим его стихами. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
19. |
Слова уходящие и слова – новички. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
20-21. |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
2 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
22. |
Словарь - грамотей. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
23. |
Научная этимология. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
Слово о словах – 12 часов |
||||||
24. |
Какие бывают имена? |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
25-26. |
Древнерусские имена. |
2 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
27. |
Отчество и фамилия. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
28. |
Времена года. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
29. |
Капитан и капуста. |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
30-31. |
О том, что мы носим |
2 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
32. |
Растения – почему их так называют? |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
33. |
Птицы и звери – почему их так называют? |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Мини-размышления, личные наблюдения учителя |
||
34-35. |
Итоговое занятие. |
2 |
Индивидуальная, групповая |
Выступления учащихся – защита проектов. |
4.Содержание тем курса.
Звучащая строка (5 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия» и «Фонетика».
Таинства лексики (18 часов)
Тема 6. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Знакомство с термином «лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 7. В царстве смыслов много дорог. (2ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Тема 8. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 9. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 10. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 11. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 12. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 13. Фразеологические обороты. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 14. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 15. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 16. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 17. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 18. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 19. Словарь - грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 20. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Слово о словах (12 часов)
Тема 21. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 22. Древнерусские имена. (2ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 23. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 24. Времена года. (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
Тема 25. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 26. О том, что мы носим (1ч.)
Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
Тема 27. Растения – почему их так называют?(1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Тема 28. Птицы и звери – почему их так называют?(1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Тема 29. Итоговое занятие. (2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
5. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
4. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
5. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
6. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
8. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
10. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
11. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
13. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
14. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
16. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).