12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елфимова Наталья Александровна22
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
0

Календарно-тематическое планирование «Занимательная шкатулка русского языка»

 

 

1.Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная шкатулка русского языка» составлена для работы с учащимися 2 классов и направлена на возможность познавательной деятельности. Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.

Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к внеурочной деятельности по русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания , совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.

Содержание и методы обучения “Занимательной шкатулки по русскому языку” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.


 

2.Принципы.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Данная программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.


 


 

3.Цели.

расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.


 


 

4.Задачи.

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.


 

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.


 


 

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


 


 

Занятия  формируют следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


 

5.Формы проведения занятий.

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.


 


 


 

6.Описание места курса  в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2-х классов.

7.Планируемые результаты.

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предмету русский язык.


 

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


 

Метапредметные результаты.


 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану


 

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


 


 

Тематическое планирование      (34 часа)


 


 


 


 

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Можно ли писать без букв?

1

2

Древнее письмо. Знаки-иероглифы.

1

3

Алфавиты разных стран мира.

1

4

Что такое фонема?

1

5

Тайны фонем.

3

6

Страна главных слов.

2

7

Опасные места в словах русского языка.

2

8

Самые опасные согласные

1

9

Привет, гласные!

1

10

Фонематический анализ слова.

1

11

Вспоминаем старых знакомых.

1

12

В стране непроизносимых согласных.

2

13

Как «оседлать» правило.

2

14

Для чего нужна память и грамотность.

1

15

Из чего же состоят слова?

4

16

Родственные слова или форма слова.

1

17

Кто командует корнями?

3

18

«Пересаженные» корни.

1

19

Здравствуйте, Имя Существительное!

1

20

Здравствуйте, Имя Прилагательное!

1

21

Здравствуйте, Глагол!

1

22

Итоговые занятия.

2

   

Итого 34 часа

     


 


 


 


 


 


 

Содержание программы. Тематическое планирование.

Учебно – тематический план.


 


 

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятий

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Дата проведения

Универсальные учебные действия

1

Можно ли писать без букв?

1

рассказ

1

   

Регулятивные УУД:

определять и

формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2

Древнее письмо. Знаки-иероглифы.

1

рассказ

1

   

3

Алфавиты разных стран мира.

1

творческая работа

1

   

4

Что такое фонема?

1

игра

 

1

 

5

Тайны фонем.

3

рассказ, игра

1

2

 

6

Страна главных слов.

2

рассказ,

практикум

1

1

 

7

Опасные места в словах русского языка.

2

рассказ,

творческая работа

1

1

 

8

Самые опасные согласные

1

игра

 

1

 

9

Привет, гласные!

1

практикум

1

   

10

Фонематический анализ слова.

1

игра

 

1

 

11

Вспоминаем старых знакомых.

1

рассказ

1

   

12

В стране непроизносимых согласных.

2

рассказ,

практикум

1

1

 

13

Как «оседлать» правило.

2

игра,

практикум

1

1

 

14

Для чего нужна память и грамотность.

1

игра, практикум

 

1

 

15

Из чего же состоят слова?

4

практикум,

рассказ,

игра,

творческая работа

2

2

 

16

Родственные слова или форма слова.

1

практикум

1

   

17

Кто командует корнями?

3

рассказ, игра

2

1

 

18

«Пересаженные» корни.

1

викторина

1

   

19

Здравствуйте, Имя Существительное!

1

рассказ, игра,

1

   

20

Здравствуйте, Имя Прилагательное!

1

игра

 

1

 

21

Здравствуйте, Глагол!

1

рассказ,

работа со словарём

1

   

22

Итоговые занятия.

2

викторина,

игра

1

1

   
 

Итого:

34 ч

 

19 ч

15 ч

   


 


 


 


 


 


 


 

Содержание занятий.

Тема 1. Можно ли писать без букв?(1 ч.)

История возникновения письменности. Важность письма. Различные знаки и символы в нашей жизни.

Тема 2. Древнее письмо. Знаки-иероглифы.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Алфавиты разных стран мира. (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 . Что такое фонема.(1 ч.)

Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 5 .Тайны фонем.(3 ч.)

Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 6.Страна главных слов. (2ч.)

Слова - названия предметов, признаков, действий. Игра «Подбери слово-предмет». Составление опорной таблицы. Тренировочные упражнения.

Тема 7. Опасные места в словах русского языка. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 8. Самые опасные согласные. (1 ч.)

Звуки – м,н,р,л,й- сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» .

Тема 9. Привет, гласные.(1 ч.)

Ударение. Гласные ударные и безударные. Игра «Угадай место ударения».  

Тема 10. Фонематический анализ слова.(1 ч.)

Что такое фонематический анализ слова. Разбор слов. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Вспоминаем старых знакомых. (1ч.)

Практическое занятие.

Большая буква. Сочетания жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 12. В стране непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминай-ки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 13. Как «оседлать» правило.(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 14. Для чего нужна память и грамотность.(1ч.)

Какая бывает память. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 15. Из чего же состоят слова?(4ч.)

Главная морфема. Весёлое окончание. Дедушка-суффикс. История о приставках.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. История приставки бес-.Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка -с. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминай-ка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 16. Родственные слова или форма слова.(1ч.)

Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 17. Кто командует корнями?(3ч.)

Три правила корня. Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 18. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 19.Здравствуйте, Имя Существительное!(1ч.)

Что такое имя существительное. Одушевленные и неодушевленные. Собственные и нарицательные. Тренировочные упражнения.

Тема 20. Здравствуйте, Имя Прилагательное! (1ч.)

Что такое имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. Полная и краткая форма прилагательного. Тренировочные упражнения.

Тема 21. Здравствуйте, Глагол! (1ч.)

Что такое глагол. Роль глагола в речи. Выписываем глаголы. Учимся задавать вопросы к глаголам.

Тема 22. Итоговое занятие.(2ч.)

Повторение. Олимпиада.

 

Средства, необходимые для реализации программы:

 наличие лингвистических словарей;

наличие  карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

Состав слова.                                                                                                                        

Признаки родственных слов.                                                                                                

Виды пересказа.                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги.

Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем.

Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.    

Различать существительное, прилагательное и глагол.                                                          Пересказать текст.


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Вид

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии».
М.: Просвещение, 1991


 

- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

- Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Печатные пособия

 

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы и издания на электронных носителях (CD, DVD)

Технические средства

1. Классная доска

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером.

4. Мультимедийный проектор


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

БИБЛИОГРАФИЯ

«Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

«Старинные вятские загадки» Киров, 1990

Александрова .Г«Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

Бакулина. Г « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

Бесова.М « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

Вартанян.Э « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

Волина.В « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии».
М.: Просвещение, 1991

Минский .Е« От игры к знаниям» М, 1982

Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008

Панов М.В. Занимательная орфография. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.