Внеурочное занятие «Занимательная математика» (4 класс)
Внеурочное занятие «Занимательная математика 4 класс»
Разработала: Ларина Елена Анатольевна
Тема: «Решение занимательных математических задач с экологическим содержанием»
Педагогические цели:
- повторить изученный материал, используя ребусы и задачи с экологическим содержанием;
- развивать мышление, внимание, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- воспитывать любовь и уважение к окружающей среде.
Задачи: создать условия для развития навыков счета и умения решать текстовые задачи, способствовать развитию интеллектуальных способностей ученика и формированию мотивации учебной деятельности школьника.
Планируемые результаты:
Предметные: решение текстовых задач разного вида, связанных со знаниями о природе и экологических проблемах, разгадывание ребусов.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач и разгадывания ребусов, в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты, посредством учета сторон и сотрудничества;
Личностные: расширяют познавательные интересы и учебные мотивы; владеют основными моральными нормами поведения.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, изображения с деревьями, листочки из цветной бумаги (зелёный, жёлтый, красный)
Ход занятия
I.Организационный момент
Приветствие, подготовка рабочих мест.
Слайд №1
II. Постановка цели занятия, мотивация учебной деятельности.
1) Слайд №2
Пусть математика сложна,
Её до края не познать.
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.
Учитель:
- Начинаем наше занятие. Капитаны, сделайте выбор цветного листочка. Это будет ваш сигнал о готовом ответе. Чтобы узнать тему занятия, нужно расшифровать запись на карточках.
Слайд №4. Повторим правила работы в группе.
Слайд №5 Приложение
Ученики разгадывают слова: задачи, ребусы.
Учитель: чтобы узнать на какую тему будут задачи и ребусы, надо продолжить предложение.
2017 год в России объявлен годом …..
Ученики: экологии
Слайд №6
Тема: «Решение занимательных математических задач с экологическим содержанием»
Учитель:
- Что такое экология?
- Чему нас учат экологи?
Экология – наука о доме.
Экологи учат нас бережно относиться к миру природы, защищать его.
Учитель: какую цель поставим для себя на занятии?
Ученики: будем решать задачи, узнавать новое о природе и об отношении к ней человека.
Слайд № 7
Цель:
-повторить изученный материал, используя ребусы и задачи с экологическим содержанием;
-развивать мышление, внимание, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях;
-воспитывать любовь и уважение к окружающей среде
Учитель: у вас на партах есть изображение дерева. Вам нужно собрать листочки своего цвета и приклеить их. В конце занятия подведём итог, какая команда лучше нарядила своё дерево. Ответы пишем на карточках фломастером.
III.Основная часть.
1) Применение полученных ранее знаний для решения задач с экологическим содержанием на морскую тематику.
Учитель: Мы живем в большом, чудесном, красивом крае. Как он называется?
Ученики: Приморский край
Учитель: Наш край уникален, он омывается …
Ученики: Японским морем.
Учитель: Внимание, задача!
Слайд №8
Общая протяжённость границ Приморского края 3000 км. Из них 1650 км – сухопутные границы. Сколько км составляет протяжённость морских границ Приморья? (1350 км)
(ответ появляется на слайде, для сравнения)
Учитель: Как вы думаете, ребята, морская флора и фауна нуждаются в охране и бережном отношении человека?
Сайд №9 (подводная арифметика)
Детёныш голубого кита выпивает за день 600 л молока. Сколько молока выпьет такой малыш за месяц (30 дней)? (18000 л)
Учитель: Молодцы! Охота на китов запрещена государством.
Слайд №10
Морж весит 1800 кг, а дельфин на 1400 кг меньше. Сколько весит дельфин?
(400 кг)
Слайд №11
Длина кита 33 метра, что в 11 раз больше длины тюленя. Найдите длину тюленя.
(3 метра)
Слайд №12
Существует 250 видов акул. Десятая часть из них способна нападать и на человека. Сколько таких видов акул существует? (25 видов)
Слайд №13
Длина мягкотелой дальневосточной черепахи 30 см, а длина морской кожистой черепахи- 2 метра. На сколько меньше длина дальневосточной черепахи? (на 170 см)
Слайд №14
Сколько верных ответов?
Какие задачи вызвали затруднения?
Что нового узнали?
Подводим итоги раздела «Подводная арифметика»
2) Работа с иллюстративным материалом (ребусы)
(поисковый характер решения нестандартных задач)
Слайд №15
Учитель: Как называется головоломка с использованием цифр, букв, фигур или предметов?
Ученики: ребус
Учитель: идём от простого к сложному.
Слайд №16
(хозяин тайги)
(тигр)
Тигр – хозяин тайги, занесён в Красную книгу, охраняется государством.
Слайд №17(хищное насекомое)
(стрекоза)
Изысканная летунья. Питается насекомыми, пойманными на лету.
Слайд №18 (прекрасное превращение)
Гусеница – личинка насекомых из отряда чешуекрылых (бабочек)
Слайд №19
Гималайский медведь встречается на юге Приморского края, даже чаще, чем бурый.
Слайд №20
Подведём итоги.
Учитель: закончите предложение
Всем им нужна наша …
Я хочу похвалить …
3) Физминутка.
Слайд №21
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали!
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
Но немножко мы устали…
4) Решение задач с экологическим содержанием с выбором правильного ответа.
Слайд №22
Прогулка не всегда бывает приятной. Почему? Узнаете, разгадав ребус.
(мусор)
Слайд №23
Учитель:
- А такую картину часто видим?
Загрязнённые участки природы - печальное зрелище!
- А у нас в посёлке можно увидеть такое? Что же делать?
Природе нужна наша помощь?
(ответы детей)
Учитель:
- Решите задачу про двух мальчиков из нашей школы.
Слайд №24
Максим и Валера решили убрать за неряшливыми туристами. Максим собрал 29 бумажек, а Валера в 3 раза больше. Сколько бумажек собрали оба мальчика?
Выбор ответа (87,116, 61)
Учитель:
- Но, к сожалению не все ребята бывают такими ответственными и трудолюбивыми. Итак, ученики одной школы вышли на прогулку…
Слайд №25(бабочки здесь больше не живут)
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 55 цветов, а ученики 2 класса 43 цветка. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка, чтобы быть сытой должна попробовать нектар 7 цветов?
Выбор ответа (14, 12, 23)
Слайд №26 (Чистый воздух – это здорово!)
Вдыхая воздух рядом с этими деревьями, человек очищает лёгкие. Риск подхватить простуду рядом с ними практически исчезает.
Берёза – 28
Сосна – 23
Тополь – 17
15 х 8 – (48 +49)
Найдите значение выражения и узнайте, что это за дерево.
Учитель:
- В нашем посёлке много сосен?
- Как вы думаете, почему?
(Люди приезжают отдыхать в наш посёлок, поправлять своё здоровье. Поэтому, санатории часто строят в сосновом бору или высаживают рядом с ними сосны.)
5) Командиры – вперёд!
Слайд №27
Командиры получают карточки с задачей. Могут позвать на помощь одного члена команды.
Слайд №28
Каждый житель Земли расходует за год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?
Решив эту задачу, я понял (а), что …
(каждый участник может дать свой ответ на эту задачу)
Учитель:
- Как мы можем беречь бумагу?
Слайд №29
Продолжительность жизни
бурого медведя – 50 лет
белого медведя – 30 лет
дикого кабана – 20 лет
Как, одним словом назвать продолжительность жизни всех трёх животных?
(век)
Подведение итогов конкурса капитанов.
IV. Рефлексия деятельности.
Слайд №30
У вас выросло деревце знаний. Оно ещё маленькое, но чем больше листочков на нём появится, тем больше вы будете знать о природе и её защите, так же разовьёте логическое мышление и навыки счёта.
А чем больше знаешь о природе, тем больше её
…….…. и ………!
И не сможешь нанести ей ……….!
Приклейте листочки и подведите итоги.
- Что особенно понравилось на занятии?
- О чём сможешь рассказать другим?
/data/files/n1574081421.ppt (Презентация)