Внеклассное мероприятие «Занимательные задания у таблицы Менделеева»

3
0
Материал опубликован 2 October 2020

Занимательные задания у таблицы Д.И. Менделеева.

Тип урока: нетрадиционный урок обобщения.

Цели:

Обучающая: закрепить полученные знания по изученной теме; показать взаимосвязь химических элементов и веществ через таблицу Д.И. Менделеева.

Развивающая: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; способствовать развитию логического мышления, развивать память, наблюдательность, внимание.

Воспитательная: воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить к активности, сплоченности, умению работать в команде.

План урока

Организационный момент:

Познакомить учащихся с целью урока, ходом игры, правилами: сообщить, что группа разделена на команды; игра состоит из нескольких конкурсов, где будут разные задания, оценивать их будут члены жюри.

Вступительное слово преподавателя.

Основная часть урока:

Представление команд.

Разгадать кроссворды у доски.

Задание ведущего (преподавателя).

Кто больше знает.

Химический чайнворд.

Путешествие в мир химических элементов.

География + химия.

Заключение. Подведение итогов.

 

Подготовка к этому уроку начинается за неделю до мероприятия. Учащимся сообщаются основные части урока, указывается, что надо повторить по учебнику и по тетради. Вся группа делится на 2 команды. Каждая команда получает домашнее задание:

Составить кроссворд (один от команды).

Придумать название своим командам, выбрать капитана.

Приготовить по 5 вопросов команде соперников.

Для проведения урока приглашаются жюри: классный руководитель, завуч, директор, методист.

Ход урока

Организационный момент

Преподаватель: Добрый день, ребята и члены жюри. Рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Позвольте познакомить вас с целью урока, ходом игры и правилами.

Преподаватель: Наш урок хочу начать стихотворением:

Всему присущ порядок и закон,

Какой бы не пришлось касаться темы.

Коснешься химии. И тут уж не резон не знать периодической системы.

Как просто все!

Казалось бы во сне открытья совершать, куда уж проще!

И символы откуда-то извне на белого листа ложатся площадь.

Всем кажется, что всё само собой.

И все молчат, а жизнь взирает немо,

Как двадцать лет повязан был судьбой ум человека и его проблема!

Как фонари, пронзающие тьму, слова и мысли долго пламенели.

И тайной неизвестной никому, проникся в озаренье Менделеев!

Таблица Менделеева занимает в нашем воображении такое же прочное место, как и алфавит, календарь и знаки зодиака. Но сами химические элементы, помимо нескольких самых распространенных: железа, углерода, меди, золота - покрыты завесой тайны. По большей части мы не знаем, как они выглядят, в каком виде встречаются в природе, почему так названы и чем полезны для нас.

Открытие таблицы химических элементов стало одной из важных вех в истории развития химии как науки. Первооткрывателем таблицы стал российский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Неординарный ученый с широчайшим научным кругозором сумел объединить все представления о природе химических элементов в единую стройную концепцию.

В 1869 году Менделеев опубликовал свою схему периодической таблицы в журнале Русского химического общества и разослал извещение об открытии ведущим ученым мира. В дальнейшем химик не раз дорабатывал и улучшал схему, пока она не приобрела привычный вид.

А теперь я вас приглашаю в наше замечательное путешествие по Периодической системе Дмитрия Ивановича Менделеева.

Основная часть урока

1. Преподаватель: И сейчас мы с вами услышим приветствие команд (капитаны встают и представляют свои команды).

Капитан 1й команды: Команда «Порох». Наш девиз - сера, селитра к нам пришли, уголь с огнем вмешались, новую силу мы обрели, историю поменяли.

Капитан 2й команды: Команда «H2O». Наш девиз - мы команда H2O, нам всегда везде везло, не в везенье, правда, дело, просто любим свое дело.

Преподаватель: Ребята, все вы получили домашнее задание и должны были подготовить кроссворды и вопросы для своих оппонентов (по 2 представителя от команды выходят к доске и заполняют кроссворд, кто быстрее тот победил).

Кроссворд 1й команды.

Каждый элемент имеет свое название, свой символ и свое произношение этого символа. В сетку кроссворда необходимо вписать название химического элемента согласно его символа.

 

 

 

t1601627182aa.png

 

1. P 5. Ag 9. Fe

2. S 6. Cu 10. Pb

3. N 7. H 11. C

4. SI 8. O 12. Sn

 

 

 

 

Кроссворд 2й команды

По горизонтали: 1. Явление, когда один и тот же химический элемент может образовать несколько простых веществ. 6. Драгоценный металл из которого изготавливают ювелирные изделия. 8. Металл находится в 1й группе побочной подгруппе, 4 период. 9. Единственный металл, при н. у., находящийся в жидком состоянии. 10. Металл находится в периодической системе Менделеева слева от кадмия. 11. Элемент с зарядом ядра 76.

По вертикали: 2. Элемент 4й группы главной подгруппы, 5й период. 3. Вокруг ядра движутся… 4. Элемент с порядковым номером 24. 5. Элемент расположенный по соседству слева от рения. 7. Щелочной металл 1й группы главной подгруппы, 2го периода, имеющий на внешнем слое один электрон.

t1601627182ab.png

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: А теперь, ребята, у меня есть задания для капитанов команд.

На доске пишется по два химических элемента. Капитаны команд должны назвать столько других химических элементов, сколько букв в данном слове (каждая буква этого элемента должна стать начальной буквой названий других элементов).

АЗОТ ФТОР

СЕРА ХЛОР

Преподаватель: Следующий наш конкурс называется « Кто больше знает?» (кто меньше ошибается, тот победитель). Дома вы подготовили вопросы, и сейчас у вас есть возможность их задать своим соперникам.

Вопросы 1й команды:

Составная часть атома? (электроны, протоны).

Самый легкий металл, почти в 42 раза легче самого тяжелого иридия (литий).

Какой элемент полезен в медицине? (йод).

Что такое группа? (вертикальный ряд элементов, имеющих одинаковое число валентных электронов).

Какой элемент использовали в старину для вспышек фотоаппаратов? (магний).

Вопросы 2й команды:

1.Какой элемент назван в честь бога? (прометий).

2. Какой элемент от части зол? (золото).

3.Что такое период? 9 (горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и оканчивающийся инертным газом).

4. Какой металл носит «имя» одной из европейских стран? (франций).

5.Какой металл является лесом? (бор).

5. Преподаватель: И снова честь своих команд у нас выходят защищать капитаны (капитаны команд выходят к периодической системе Менделеева и по очереди называют какой-нибудь элемент, начинающийся на последнюю букву предыдущего элемента).

Преподаватель: На уроках вы нередко отвлекаетесь и любите поиграть в разные игры, особенно часто играете в «Крестики и нолики». Так давайте в нее сейчас и поиграем. Вспомним правила игры.

Задание для 1й команды

Li

C

N

Ne

Be

Mg

Ce

Cl

B

 

Найдите ряд элементов, которые находятся в одном периоде. Назовите номер периода и какой из этих элементов обладает более сильными металлическими свойствами.

 

Задание для 2й команды

S

K

F

Cu

Cl

N

Br

O

Al

 

Найдите ряд элементов, которые находятся в одной группе. Назовите номер группы и какой из этих элементов обладает более сильными неметаллическими свойствами.

6. Преподаватель: А теперь я вас приглашаю в путешествие, в мир химических элементов. (Участники игры записывают на листах бумаги названия химических элементов. Через определенное время (3 мин) преподаватель сверяет записи, если есть повторы, то вычеркивает; у кого больше осталось названий, тот и победил).

7. Преподаватель: И, наконец, наш заключительный конкурс. Вам надо найти в таблице и перечислить химические элементы, связанные с названием городов, стран, материков.

III. Заключение. Подведение итогов.

Преподаватель: Давайте подведем итог нашего урока. Посчитаем количество заработанных баллов. Какая команда победила? Как вам понравился урок? Удалось ли вам в полной мере показать свои знания и навыки? Благодарю за работу, молодцы.

Я хочу завершить нашу встречу строчками из стихотворения М. Глазкова «Таблица Менделеева».

Пусть в зимний день с метелями

Не навещает грусть

Таблицу Менделеева я знаю наизусть

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем,

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество,

И элемента лишнего

В ней не ни одного

В ней пробужденья дерева

И внешних льдинок хруст

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть!

Конечно, наизусть таблицу Менделеева знать не нужно, но понимать величайший закон природы - Периодический закон химических элементов должен современный, думающий, образованный и воспитанный человек.

Список, используемой литература:

1.Нестандартные уроки. Химия. – А.М. Брейгер, Волгоград 2002.

2. Мы изучаем химию. – А.А. Тыльдсепп, В.А. Корн.- М: Просвещение, 1988.

3. Химия для вас. - А.М. Юдин, В.Н. Сучков, Ю.А. Коростелин. – Москва химия, 1987.

4. www.chitalnya.ru Таблица Менделеева в стихах.

5.www.mechtabooks.ru Занимательная химия.

6. nsportal.ru

7. www.Prosrossword.ru

8. pechnikovo-dr.ucoz.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.