Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровня речевого развития) по обучению чтению слогов, используя сюжет сказки «Теремок».

4
0
Материал опубликован 22 April в группе

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровня речевого развития) по обучению чтению слогов, используя сюжет сказки «Теремок».



Задачи:

Образовательные:

Закрепление навыка слияния гласных звуков.

Формирование умения слогослияния обратных и прямых слогов.

Формирование фонематического восприятия (анализ и синтез слогов)

Развивающие:

Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, согласованности движения рук и артикуляции через биоэнергопластику.

Развитие слухового внимания, памяти через воспроизведение ритмического рисунка.

Развитие зрительного восприятия букв.

Развитие диалогической речи, через воспроизведение диалога персонажей сказки.

Воспитательные: Воспитание интереса к русским народным сказкам. Воспитание желания учиться читать и писать.



Пособия к занятию:

Демонстрационный: теремок, изображения (или игрушки) мышка, заяц, лиса, волк, медведь.

Мягкие (объемные) крупные буквы (А, О, У, И, Т) лежат в мешочке.

Раздаточный: Мягкие буквы (А, О, У, И, Т)

карточки со слогами. 

Предварительная работа: Воспитатели читают и беседуют с детьми по сказке «Теремок», дети дома или во вторую половину дня смотрят мультфильм, рассматривают иллюстрации книги.

На занятии по развитию речи инсценировка сказки.





Организационный момент. Биоэнергопластика. Одновременное выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Цель: развитие мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата, согласованности движения рук и артикуляции.

Выставляется картинка из сказки «Теремок».

Л -Ребята, в гости какой сказки мы отправимся сегодня?

Правильно, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теремок».


Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

На поляне дом стоит

Дети ладонями изображают «крышу»,


Но к дому путь закрыт

а потом «забор»

«заборчик»-губы улыбаются, видны нижние и верхние зубы

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? Постучали, покрутили, потянули и открыли.


Перекрещиваем пальцы ладоней и сжимаем, изображая «замок».


«бублик» - губы скругляем, зубы видны.

Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем.

Ладонями изображаем «забор». «Ворота» открываются- ладони раздвигаем в стороны.

«окошко»- рот широко открыт.

Основная часть.

Цель: закреплять знания о пройденных гласных и согласных звуков и букв. Учить читать составлять слоги. Развитие слухового внимания, памяти и чувства ритма.

Логопед

Дети

-Кто первым прибежал?

-Первой прибежала мышка (дети изображают мышку в движении).

-Как подает голос мышка?

-Что она делает? -Каким голосом поет мышка? (Высоким или низким? Громко или тихо?)

Пропойте песенку мышки.

- Какой последний звук в песенке мышки [пи]? (логопед утрировано выделяет гласный звук)

- Какой гласный звук есть в песенке мышки?

Дайте мышке букву И. (Игра «Чудесный мешочек»)

-На что похожа буква? (на «веселые горки».) Весело катимся с горы и поем песенку [и- и- и]. В воздухе пальцем рисуем букву)

-Подошла мышка к домику и постучала. (стучим кулачком быстро 2 раза). Простучите также.

- Что же произошло дальше?


-Пи-пи

-Мышка пищит.

-Мышка пищит высоким голосом

-Мышка пищит тихо

Дети пищат тихо высоким голосом.

-[и]

-[и]


Ребенок из мешочка на ощупь достает букву И

-Буква похожа на «веселые горки»

Дети в воздухе (на столе) пальцем рисуют букву.


Дети стучат по столу или хлопают в ладоши быстро 2 раза.

-Мышке никто не ответил. Она открыла дверь, вошла в теремок и стала в нем жить.

-Кто вторым прискакал к теремку?

-Заяц скачет и поет песенку [оп].

-Какой первый звук в этой песенке?


-Пропойте этот звук и обведите губы пальцем.

-На какую фигуру похожи губы? (на овал).

- Дайте мышке букву О. На что похожа буква? (Игра «Чудесный мешочек»)


-Прискакал заяц к домику и постучал. (стучим кулачком быстро 2 раза и 1 раз медленно). Простучите также.

Что спросил заяц, а что сказала мышка? (предлагаю 2 детям инсценировать диалог между мышкой и зайцем).

Стали они вдвоем жить и песенки петь.

Выложите из букв песенку [ои] Какой первый звук? Какой последний? Поменяйте буквы местами. Прочитайте эту песенку.


-Вторым к теремку прискакал заяц. (Дети изображают зайца в движении и произносят песенку зайца.)

-[о]. (Дети произносят звук и обводят губы пальцем)

-Овал


-Буква похожа на овал. (Ребенок находит на ощупь в мешочке букву О)

(Дети стучат по столу или хлопают в ладоши)


(2 ребенка инсценируют диалог мышки и зайца)



(Дети выкладывают из объемных букв песенки [ои] [ио], а заяц с мышкой им помогают)

-Кто третьим пришел к теремку?

(Появляется игрушка (изображение) лиса)

- Лиса идет и песенку поет [а]. Пропойте песенку лисы. Обведите губы пальцем. На какую фигуру похожи губы? (на круг). Дайте лисе букву А. Изобразите букву пальцами.

- Подошла лиса к дому и постучала. (стучим кулачком медленно 1раз и 2 раза быстро). Простучите также.

Угадайте, кто стучит лиса, заяц или мышка? (дети угадывают ритм)

Стали они втроем жить и песенки петь.

Выложите из букв песенку [оиа] Какой первый звук? Какой последний? Назовите звук в середине песенки? Предлагаю детям на выбор карточки с буквами для чтения. (АО ОА ИА АИ ИО ОИ)


- Пришла к теремку лиса.

(Дети изображают лису в движении)

Дети пропевают звук [а] и обводят губы пальцем.

Губы похожи на круг.

Дети пальцами выкладывают букву А

Дети повторяют ритмический рисунок.


Дети угадывают ритмический рисунок.


Дети выкладывают из букв песенку[оиа] (работа с раздаточным материалом)


Дети поочередно читают буквы на карточках


-Кто четвертым пришел к теремку? Волк бежит и воет [у]. Каким голосом воет голодный волк? Низким или высоким? Чтобы волка успокоить, дадим ему буку У. Предлагаю встать всем в круг и написать пальцем на спине любимую букву волка.

-Прибежал волк к домику и постучал. (стучим кулаком медленно 2 раза). Простучите также.

Как стучала мышка? Изобразите. Как стучал волк? Угадайте, кто стучит.

Сколько зверей стало жить в теремке? Выложите песенку мышки и зайца (волка и лисы, зайца и волка, волка и мышки). Прочитайте их.


Дети изображают волка в движении и поют песенку волка низким голосом

Дети встают в круг и пишут пальцем на спине друг друга любимую букву волка У.


Дети повторяют ритмический рисунок.

Дети вспоминают ритмические рисунки животных. Игра «Угадай, кто стучит»

Дети выкладывают дуэты песенок животных и читают их.

-Что же случилось дальше в этой сказке?


Сломал медведь теремок. Надо новый строить. Пошел медведь искать молоток. Давайте поможем медведю.

-Какая буква похожа на молоток?

-Как стучит молоток? [т]

Буква Т будет молотком, гласные буквы – это гвозди.

Молоток стучит по букве А. ТА

О ТО

У ТУ

И ТИ

Дети учатся читать слоги в игровой ситуации с «молотком» (буква Т).

Зайчик с медведем забивают гвозди ОТ, лиса и медведь-АТ, волк и медведь – УТ, мышка и медведь -ИТ


Дети рассказывают конец сказки.


t1713812083aa.gif

Буква Т




Дети читают (сначала все вместе потом по одному) слоги с согласным Т в игровой ситуации с «молотком».

t1713812083ab.jpg

Итог занятия.

- Был низкий теремок, а построили звери какой терем?

Было их четверо, а с медведем сколько их стало?

Стали они жить впятером. Вспомните, которые по счету был волк, (мышка, заяц и т.д.).

Предлагаю вечером или дома нарисовать иллюстрации к сказке «Теремок», а потом мы их соберем в книжку для нашей библиотеки. Кто будет рисовать первую страницу книги? Кто нарисует мышку с ее любимой буквой? Лису? Волка? Медведя с буквой Т?

-Не забудьте написать песенки животных.




Высокий


Пять


Мышка -первая, заяц -второй, лиса- третья, волк -четвертый, медведь -пятый

-













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации