Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровня речевого развития) по обучению чтению слогов, используя сюжет сказки «Теремок».
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровня речевого развития) по обучению чтению слогов, используя сюжет сказки «Теремок».
Задачи:
Образовательные:
Закрепление навыка слияния гласных звуков.
Формирование умения слогослияния обратных и прямых слогов.
Формирование фонематического восприятия (анализ и синтез слогов)
Развивающие:
Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, согласованности движения рук и артикуляции через биоэнергопластику.
Развитие слухового внимания, памяти через воспроизведение ритмического рисунка.
Развитие зрительного восприятия букв.
Развитие диалогической речи, через воспроизведение диалога персонажей сказки.
Воспитательные: Воспитание интереса к русским народным сказкам. Воспитание желания учиться читать и писать.
Пособия к занятию:
Демонстрационный: теремок, изображения (или игрушки) мышка, заяц, лиса, волк, медведь.
Мягкие (объемные) крупные буквы (А, О, У, И, Т) лежат в мешочке.
Раздаточный: Мягкие буквы (А, О, У, И, Т)
карточки со слогами.
Предварительная работа: Воспитатели читают и беседуют с детьми по сказке «Теремок», дети дома или во вторую половину дня смотрят мультфильм, рассматривают иллюстрации книги.
На занятии по развитию речи инсценировка сказки.
Организационный момент. Биоэнергопластика. Одновременное выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Цель: развитие мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата, согласованности движения рук и артикуляции.
Выставляется картинка из сказки «Теремок».
Л -Ребята, в гости какой сказки мы отправимся сегодня?
Правильно, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теремок».
| Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика |
На поляне дом стоит | Дети ладонями изображают «крышу», | |
Но к дому путь закрыт | а потом «забор» | «заборчик»-губы улыбаются, видны нижние и верхние зубы |
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Постучали, покрутили, потянули и открыли. | Перекрещиваем пальцы ладоней и сжимаем, изображая «замок». | «бублик» - губы скругляем, зубы видны. |
Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем. | Ладонями изображаем «забор». «Ворота» открываются- ладони раздвигаем в стороны. | «окошко»- рот широко открыт. |
Основная часть.
Цель: закреплять знания о пройденных гласных и согласных звуков и букв. Учить читать составлять слоги. Развитие слухового внимания, памяти и чувства ритма.
Логопед | Дети |
-Кто первым прибежал? | -Первой прибежала мышка (дети изображают мышку в движении). |
-Как подает голос мышка? -Что она делает? -Каким голосом поет мышка? (Высоким или низким? Громко или тихо?) Пропойте песенку мышки. - Какой последний звук в песенке мышки [пи]? (логопед утрировано выделяет гласный звук) - Какой гласный звук есть в песенке мышки? Дайте мышке букву И. (Игра «Чудесный мешочек») -На что похожа буква? (на «веселые горки».) Весело катимся с горы и поем песенку [и- и- и]. В воздухе пальцем рисуем букву) -Подошла мышка к домику и постучала. (стучим кулачком быстро 2 раза). Простучите также. - Что же произошло дальше? | -Пи-пи -Мышка пищит. -Мышка пищит высоким голосом -Мышка пищит тихо Дети пищат тихо высоким голосом. -[и] -[и] Ребенок из мешочка на ощупь достает букву И -Буква похожа на «веселые горки» Дети в воздухе (на столе) пальцем рисуют букву. Дети стучат по столу или хлопают в ладоши быстро 2 раза. -Мышке никто не ответил. Она открыла дверь, вошла в теремок и стала в нем жить. |
-Кто вторым прискакал к теремку? -Заяц скачет и поет песенку [оп]. -Какой первый звук в этой песенке? -Пропойте этот звук и обведите губы пальцем. -На какую фигуру похожи губы? (на овал). - Дайте мышке букву О. На что похожа буква? (Игра «Чудесный мешочек») -Прискакал заяц к домику и постучал. (стучим кулачком быстро 2 раза и 1 раз медленно). Простучите также. Что спросил заяц, а что сказала мышка? (предлагаю 2 детям инсценировать диалог между мышкой и зайцем). Стали они вдвоем жить и песенки петь. Выложите из букв песенку [ои] Какой первый звук? Какой последний? Поменяйте буквы местами. Прочитайте эту песенку. | -Вторым к теремку прискакал заяц. (Дети изображают зайца в движении и произносят песенку зайца.) -[о]. (Дети произносят звук и обводят губы пальцем) -Овал -Буква похожа на овал. (Ребенок находит на ощупь в мешочке букву О) (Дети стучат по столу или хлопают в ладоши) (2 ребенка инсценируют диалог мышки и зайца) (Дети выкладывают из объемных букв песенки [ои] [ио], а заяц с мышкой им помогают) |
-Кто третьим пришел к теремку? (Появляется игрушка (изображение) лиса) - Лиса идет и песенку поет [а]. Пропойте песенку лисы. Обведите губы пальцем. На какую фигуру похожи губы? (на круг). Дайте лисе букву А. Изобразите букву пальцами. - Подошла лиса к дому и постучала. (стучим кулачком медленно 1раз и 2 раза быстро). Простучите также. Угадайте, кто стучит лиса, заяц или мышка? (дети угадывают ритм) Стали они втроем жить и песенки петь. Выложите из букв песенку [оиа] Какой первый звук? Какой последний? Назовите звук в середине песенки? Предлагаю детям на выбор карточки с буквами для чтения. (АО ОА ИА АИ ИО ОИ) | - Пришла к теремку лиса. (Дети изображают лису в движении) Дети пропевают звук [а] и обводят губы пальцем. Губы похожи на круг. Дети пальцами выкладывают букву А Дети повторяют ритмический рисунок. Дети угадывают ритмический рисунок. Дети выкладывают из букв песенку[оиа] (работа с раздаточным материалом) Дети поочередно читают буквы на карточках |
-Кто четвертым пришел к теремку? Волк бежит и воет [у]. Каким голосом воет голодный волк? Низким или высоким? Чтобы волка успокоить, дадим ему буку У. Предлагаю встать всем в круг и написать пальцем на спине любимую букву волка. -Прибежал волк к домику и постучал. (стучим кулаком медленно 2 раза). Простучите также. Как стучала мышка? Изобразите. Как стучал волк? Угадайте, кто стучит. Сколько зверей стало жить в теремке? Выложите песенку мышки и зайца (волка и лисы, зайца и волка, волка и мышки). Прочитайте их. | Дети изображают волка в движении и поют песенку волка низким голосом Дети встают в круг и пишут пальцем на спине друг друга любимую букву волка У. Дети повторяют ритмический рисунок. Дети вспоминают ритмические рисунки животных. Игра «Угадай, кто стучит» Дети выкладывают дуэты песенок животных и читают их. |
-Что же случилось дальше в этой сказке? Сломал медведь теремок. Надо новый строить. Пошел медведь искать молоток. Давайте поможем медведю. -Какая буква похожа на молоток? -Как стучит молоток? [т] Буква Т будет молотком, гласные буквы – это гвозди. Молоток стучит по букве А. ТА О ТО У ТУ И ТИ Дети учатся читать слоги в игровой ситуации с «молотком» (буква Т). Зайчик с медведем забивают гвозди ОТ, лиса и медведь-АТ, волк и медведь – УТ, мышка и медведь -ИТ | Дети рассказывают конец сказки. Буква Т Дети читают (сначала все вместе потом по одному) слоги с согласным Т в игровой ситуации с «молотком». |
Итог занятия. - Был низкий теремок, а построили звери какой терем? Было их четверо, а с медведем сколько их стало? Стали они жить впятером. Вспомните, которые по счету был волк, (мышка, заяц и т.д.). Предлагаю вечером или дома нарисовать иллюстрации к сказке «Теремок», а потом мы их соберем в книжку для нашей библиотеки. Кто будет рисовать первую страницу книги? Кто нарисует мышку с ее любимой буквой? Лису? Волка? Медведя с буквой Т? -Не забудьте написать песенки животных. | Высокий Пять Мышка -первая, заяц -второй, лиса- третья, волк -четвертый, медведь -пятый |
-