Статья «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №7 имени Героя Советского Союза
Сергея Николаевича Судейского"
(учебный корпус №1)
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
(ОНР)
Учитель-логопед: Березина Г. И.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
При нормальном речевом развитии дети к пяти-шести годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
ОНР (общее недоразвитие речи) - является сложной формой речевого нарушения. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормального развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов речевой системы. Среди факторов, вызывающих нарушение речи, различают биологические и социально-психологические. Биологические причины нарушения развития речи это – патогенные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития и родов, а также в первые годы жизни. К биологическим причинам были отнесены следующие факторы;
- неблагоприятная наследственность, например аномалии строения артикуляционного аппарата и центральных отделов речевой системы;
- патология беременности (токсикозы, инфекционные заболевания – грипп, краснуха, скарлатина и др.) и эндокринные расстройства у матери – резус-конфликт, ушибы во время беременности, тяжелые стрессовые ситуации, приводящие к угрозе выкидыша и другие.
Наиболее грубые дефекты речи возникают:
- во внутриутробном периоде от 4 недель до 4 месяцев развития плода;
- при осложненных родах, затяжных или слишком быстрых, наложении щипцов, асфиксии плода, что приводит к внутричерепным кровоизлияниям;
- при различных заболеваниях в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения возникают речевые дефекты различного типа, особенно пагубны для развития речи частые инфекционно-вирусные заболевания, воспаления головного мозга, опухолевые и нервно-мышечные заболевания органов речи;
- травмы головы, приводящие к сотрясению и ушибу головного мозга;
- семейная отягощенность речевыми нарушениями.
Социально-психологические причины – это влияние окружающей среды и внутренние (психологические) факторы. К социально-психологическим причинам могут быть отнесены:
- образ жизни родителей до и в период беременности (профессиональные вредности, алкоголизм, курение, наркомания, конфликты в семье);
- психологическая депривация детей (недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми);
- дефекты речи окружающих ребенка людей, которым в период развития речи дети подражают;
- излишняя стимуляция речевого развития ребенка;
- педагогическая запущенность.
У детей дошкольного возраста речь легко ранима и подвержена неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые предрасполагают к «срыву» речи в возрасте 2-3 и 6-7 лет.
Общее недоразвитие речи наблюдается при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, причем в двух последних случаях имеют место не только фонетико-фонематические недостатки, но и выраженные лексико-грамматические дефекты. По мнению известных специалистов в области нарушений развития речи основной дефект детей с ОНР – недостаточность языковой способности. Дефект самих задатков этой способности проявляется в низкой речевой активности, недостаточном внимании к речевому окружению, отсутствии (или затруднении) переноса усвоенной грамматической формы на другие слова, несформированности динамических стереотипов, недостаточной способности к замещению и символизации в языковом материале. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне речевого развития. Р.Е.Левина выделяет три уровня речевого развития при ОНР. Т.Б.Филичева выделяет также дополнительный, четвертый уровень речевого развития – нерезкое выраженное недоразвитие речи.
Краткая характеристика разных уровней речевого развития речи.
1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.
2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Лексический запас этих детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), названии животных и их детенышей, различных профессий, предметов мебели (раскладушка, табуретка) и т.д.
Дети не знают многие цвета, формы, размеры предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает.
Отмечаются грубые ошибки в грамматике: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими. Грубо нарушается слоговая структура слов и звуконаполняемость: наблюдается сокращение количества слогов («памика» – пирамида), перестановка и добавление слогов (ядыги – ягоды, теленёнок – теленок), выпадение звуков (вок – волк, каф – шкаф).
Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха и восприятия.
3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями. Наиболее отчетливо недостатки проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.д. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Среди лексических ошибок встречаются следующие: замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»); подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»); замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки») и др.
Звуки, которые дети могут произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является то, что ребенок не различает звуки, заменяет два или несколько звуков одним. У детей отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов – обычно это проявляется в сокращении количества слогов (фотографирует – «графирует»). Дошкольники переставляют и заменяют звуки и слоги, сокращают слова или добавляют лишние звуки («коловода» вместо сковорода, «саф» вместо шкаф, «лимонт» – лимон).
Среди довольно стойких ошибок грамматического оформления чаще всего встречаются следующие: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; ошибки в согласовании числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими.
Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления. Отсутствие у детей чувства ритма и рифмы мешает заучиванию ими стихов.
4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это форма речевой патологии, при которой у дошкольников отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной слоговой структуры, недостаточный уровень различения звуков. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картин выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 3-4 годам, к 5-6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении, он не должен их пропускать, искажать и заменять другими звуками.
Представленный материал помогает определить наличие отклонений у ребенка от нормы, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу.
Развитие речи детей дошкольного возраста в норме
К одному году из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: гласные – А, О, У, согласные – М, Б, П. Большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ребенок знает, как его зовут, понимает слово «нет», понимает и выполняет несложные просьбы. Повторяет простые одно- и двухсложные слова. Подражает голосам животных и звукам разных предметов. Хорошо слышит и различает много звуков. Активно рисует карандашом каракули.
От 1 года до 2 лет – ребенок знает до 300 слов, правильно произносит звуки – И, Г, К, Т, Д. Ряд твердых согласных заменяет мягкими согласными. Ребенок в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение не контролирует. Любит, когда ему читают, рассматривает иллюстрации, хорошо знает свое имя и произносит его (как может). Пользуется словами «да», «нет», «ещё», выражает просьбу словами, а не только жестами. Использует существительные в разных падежах - т.е. с разными окончаниями. Согласует предмет и действие (машина едет, я хочу).
2 – 3 года – знает до 800 слов. Правильно произносит звуки – П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Х и их мягкие аналоги, а также свистящие С, З – СЬ, ЗЬ, шипящие может заменить твердыми или мягкими свистящими (суба, сюба, зук, зюк, вместо шуба и жук). Допускается отсутствие звука Ц или его замена звуком ТЬ или СЬ. Ребенок самостоятельно может определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Пользуется двух-, трехсловными предложениями, договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Понимает значение простых предлогов и множественного числа. Очень часто задает вопросы, делает самостоятельные выводы.
3 – 4 года – знает до 2000 слов. Появляются шипящие звуки Ш, Ж, звуки Л и Р могут пропускаться или заменяться на ЛЬ, Й. Ребенок владеет навыком различения сходных фонем (звуков), на слух и в собственном произношении. Задает много вопросов, используя слова «кто?», «почему?». Начинает употреблять сложные, развернутые предложения. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Любое искажение звука является отклонением от нормы и должно корректироваться. Отсутствие звука или его замена на более простой по артикуляции может быть вызвано возрастным недоразвитием речевого аппарата.
4 – 5 лет – знает до 4000 слов. Практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения - звуки Ц, Ч, которые могут пропускаться или заменяться на ТЬ, С, Щ, могут отсутствовать звуки Р, Л, или заменяться на Й, РЬ, ЛЬ. Ребенок владеет навыком различения сходных фонем (звуков) на слух и в собственном произнесении. Пользуется предложениями из 5-6 слов, использует в речи все типы предложений, в том числе и сложные, употребляет в речи простые и сложные предлоги. Знает простые антонимы (большой - маленький), пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Знает назначение предметов, называет, из чего они сделаны. Умеет составлять рассказ по картине, пересказывать небольшой текст, употребляет в речи все части речи. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, знает право - лево, а также рисует, обводит, штрихует. Знает буквы, читает, слоги, простые слова.
5 – 6 лет – знает до 5000 слов. Появляются самые артикуляционно сложные звуки Р, Л. Ребенок полностью овладевает правильным произношением. В этом возрасте формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Различает практически все звуки родного языка и дифференцирует их. Умеет рассказывать и пересказывать, составляет рассказ с изменением сюжета, интонации, выражает свое отношение к рассказанному тексту. Пользуется распространенным предложением, хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги, рисует, заштриховывает, обводит по контуру. Знает буквы, читает слоги, слова, предложения.
При общем недоразвитии речи логопедическая работа не ограничивается только коррекцией одного недостатка. Каким бы не был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на формирование всех сторон речи (словаря, грамматического строя, связной речи). Это необходимо как для общего психического развития ребенка, его речевого развития, так и для его последующего обучения в школе.
Антон Павлович Шпак