Занятие для учащихся «Общение в конфликте»
ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ.
Цель. Дать определение конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного взаимодействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.
Сформировать понятия о виде поведения в конфликте.
Научить узнавать и выбирать определенный стиль в конфликте.
Оборудование. Мяч, листы, фломастеры.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Напряжение-расслабление»
Ведущий предлагает участникам представить, что они смотрят фильм, но звук выключен. Задается вопрос, по каким признакам они поймут, что герой ведет себя уверенно или неуверенно. Участники должны назвать признаки уверенного (открытый взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и неуверенного (скованность, взгляд в пол, постукивание пальцами по столу...) поведения. Далее ведущий просит описать грубое поведение. Затем можно предложить представить, что они слушают радиопередачу на иностранном языке без перевода. Как понять, говорит ли человек уверенно, неуверенно или грубо? В ходе обсуждения признаки уверенного поведения фиксируются на ватмане. Следует спро сить участников, какие чувства вызвал бы у них уверенный герой, какие – неуверенный, а какие – грубый? С кем бы им было приятнее общаться? В форме свободной беседы обсуждается, кто чаще всего ведет себя грубо. Необходимо подвести участников к мысли, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, на проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т.п.
Ведущему на заметку. Часто подростки утверждают, что им нравятся грубые люди. Следует иметь в виду, что подобные утверждения чаще всего обусловлены подростковым негативизмом и носят демонстративный характер, а иногда прикрывают собственную уязвимость подростков. В этом случае следует спросить участников, доверили бы они грубому человеку заботу о своей младшей сестре или старой бабушке.
Основная часть
Беседа «Конфликт – это…».
Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают «скульптора». Он строит скульптурную группу «конфликт» и занимает свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у «скульптур» чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе?
Упражнение «Выход из конфликта».
Группы по 2-3 человека. Учащимся предлагается диагностировать версию конфликта своей группы. Для этого отводится 10-15 минут. Затем группа выбирает представителя, который обосновывает этот диагноз. Далее предъявленные ситуации анализируются с точки зрения их причин. Важно выделить при анализе следующие факторы:
информационные
структурные ( формальная или неформальная группа)
ценностные (принципы)
факторы отношений (удовлетворение от взаимодействия)
поведенческие
Разыгрывание ситуаций.
Участники делятся на 5 групп. Каждая группа получает описание житейского конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Конфликтные ситуации
1).В семье двое детей-школьников. Чтобы не опаздывать на первый урок, надо встать в 8 часов утра, в течение получаса умыться, позавтракать, собрать портфель и выйти из дому. У
детей постоянно возникают конфликты, кому первым идти в ванную (никто не хочет вставать на 10 минут раньше, чтобы успеть умыться до подъема второго ребенка).
2).На одной из перемен все учащиеся школы бегут в столовую на завтрак, поэтому там часто возникают конфликты из-за того, что не все успевают поесть.
3).Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед предпочитает тишину в доме, по этому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.
4).Каждый день к концу уроков в классе становится довольно грязно. Никто не хочет убрать мусор, так как каждый считает, что если он лично не сорил, то и убирать не обязан. По поводу чистоты в классе постоянно возникают конфликты.
5).Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя происходят конфликты с родителями.
Через 5–7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть таким образом, что каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение понятию «компромисс», которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок».
Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.
Разыгрывание ситуаций конфликтов.
Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому достается одна карточка с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.
1.Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть»
2.Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
3.Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
4.Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»
течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной
форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Затем идет разыгрывание ситуаций. При несоответствии показанного в сцене конфликта поведения тому заданию, что было получено, группа и ведущий вносят в эту сцену коррективы, «на ходу» разыгрывается другой вариант.
Обсуждение.
Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства?
Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?
По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?
Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других? Почему противоположная сторона так себя ведет? Чего она опасается?
В заключении говорится о том. Какой стиль является наиболее конструктивным для взаимоотношений людей. Речь идет о стратегии сотрудничества на основе согласования интересов.
Ведущий делает вывод, избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Заключительная часть
Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Еще раз обратить внимание, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.
«Беспроигрышный метод решения споров»
-Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
-Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
-Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
-Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
-Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Ритуал прощания.
Кияйкина Наталья Федоровна