12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колыхалина Светлана Степановна1981
Более 30 лет работаю учителем технологии в школе.
Россия, Ростовская обл., Семикаракорск
Материал размещён в группе «Методические разработки»

Технологическая карта урока

Колыхалина Светлана Степановна

Технология

5 класс, девочки

Комбинированный

Тема раздела: Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 часов).

Тема

Моделирование фартука.

Цель

Дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере фартука, ознакомить с различными видами отделки, познакомить учащихся с профессией "художник-модельер”, научить работать с инструкционной картой

Задачи

Образовательные:

ознакомить учащихся с понятием моделирование; с приёмами моделирования (изменения формы);

сформировать навыки по моделированию (техническому моделированию прикладным способом);

ознакомить с видами фартуков различного назначения и их отделкой;

применение приемов моделирования при изготовлении новых моделей фартуков;

закрепить материал предыдущего урока;

работать с инструкционными картами или карточками-заданиями.

Развивающие:

развить у учащихся творческие способности, пространственное воображение, креативное мышление, внимательность, точность;

развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;

приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;

развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;

развивать стремление к анализу и оценки своей работы;

формировать знания и умения об основных приемах моделирования;

развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;

развивать умения логически мыслить;

развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.

Воспитательные:

воспитать аккуратность, самостоятельность;

воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;

творческое отношение к труду;

культуру труда;

коллективизм, чувство взаимопомощи;

усидчивость;

воспитывать чувство требовательности к себе;

ответственности за свою работу;

эстетический и художественный вкус;

стремление доводить свою работу до конца.

УУД

Личностные УУД:

стимулировать способность иметь собственное мнение;

сделать учёбу полезной, интересной, увлекательной;

выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми, научиться ничего не принимать на веру;

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

целеполагание;

мотивация учебной деятельности;

развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности;

признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД:

логические, уметь конструировать и моделировать фартук;

анализ объектов с целью выделения признаков;

исследовать несложные практические ситуации.

выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД:

постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

поиск и устранение причин возникших трудностей

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

владение умениями совместной деятельности с другими её участниками;

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Основные понятия, термины

Моделирование, модельер, эскиз л(модель), отделка

Межпредметные связи

ИЗО, русский язык (связь терминов с профессией модельер)

Ресурсы:

- Основные

- Дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь

Цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей

Тип урока

Комбинированный

Методы обучения

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы

Самостоятельная работа, беседа.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентации , видео "Супер физкультминутка" (видеоролик) , м/ф

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран

Образовательные ресурсы Интернет

Картинки на Яндекс.

Наглядные пособия

Пособия «Моделирование фартука», «Модели фартуков», «Отделка фартуков»

Планируемые результаты

Уметь выполнять моделирование фартука

Форма урока

Фронтальная, групповая

 

УМК:

Для учителя

Для  обучающихся

1.Методическое пособие. (Технологии ведения дома)

2.Рабочая программа по технологии.

(Технологии ведения дома). 5 класс 2015

3. Интернет-сайты

Учебник «Технология. Технологии ведения дома»

 Н. В. Синица, В. Д. Симоненко-М, «Вентана- Граф», 2014


 

Ход урока

Этапы урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

I Организационный момент1 мин

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех.

Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоционально-психологический настрой учащихся на изучение материала

 

Организуют рабочее место

Регулятивные: самостоятельно организовать свое рабочее место);

познавательные (умение регулировать свои действия, взаимодействие в группе);

коммуникативные (соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения)

II Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Мотивация учебной деятельности

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Ребята! Я приготовила для вас задания, они легкие, но если вы неправильно ответите, то вернетесь к первому заданию!

Желаю удачи!


 

Девочки, а сейчас мы вспомним Машу

(показ двух эпизодов)

Маша готовила кашу. Перемазала весь сарафан.

Девочки, чего не хватает Маше?

Какие бывают фартуки Слайд 3

Что у них общего и в чём различие?

(Карточки –сравнение – работа по парам)

Каким должен быть фартук для кухни?

Какой фартук нужен Маше?

Посмотрите на экран Слайд 4

Чьи фото на нем изображены?

А кто такие модельеры, чем они занимаются?

- Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания? (Нет)

- В чем затруднение?

У вас возникла проблема? Какая?

(Мы не знаем, как выполнить задание?)

- Молодцы! Вы сами сформулировали проблему.

Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

Поэтому какая у нас тема урока?

Тема урока: «Моделирование фартука для Маши"

Сегодня на уроке вы будете модельерами.

Получить первоначальные навыки приемов моделирования – это цель нашего урока

Взаимодействуют со сверстниками в процессе выполнения заданий

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Начинают заполнять тетрадь

Постановка цели и задач урока

Регулятивные (определить цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя),

познавательные (самостоятельное определение цели урока),

коммуникативные (оформление своих мыслей в устной речи с учетом предложенной ситуации)

III. Изучение нового материала. Поисково-исследовательский этап

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже знаеи и умеет, запомнить новые правила. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха.

Подача нового материала осуществляется в исследовательской форме

- Как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия?

И что мы с вами уже сделали на предыдущем уроке? (С построения чертежа т.е.- конструирования)

- Давайте, посмотрим на чертеж фартука

- Чертежи выкроек фартуков вы все строили разные? ( Нет, одинаковые).

- Скажите, шить фартуки вы будете все одинаковые или разные? ( Нет, разные)

- Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные фасоны фартуков?

- Молодцы!

Моделирование-это процесс создания новой одежды по фасону и отделке

Слайд 5.

Виды моделирования: Слайд 6.

художественное – создание эскиза модели изделия.
Профессия – художник – модельер.
Техническое моделирование – процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом.
Профессия – художник – конструктор – модельер.

И так – с чего начинается моделирование? (Ответ девочек)

А начинается моделирование с эскиза - это изображение модели, выполненное от руки на листе бумаги Слайд 7

Можно выделить несколько способов моделирования фартуков:

- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей

Слайд 8

- применение художественной отделки Слайд 9

- моделирование цветом Слайд 10

Итак - Модели отличаются не только фасоном еще и цветом.

Мода на цветовые сочетания в одежде время от времени меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает важное место в общей композиции. Чтобы подобрать гармоничный цвет, можно воспользоваться цветовым кругом, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий.

В круге они расположены напротив друг друга и называются контрастными.

Цвета, расположенные рядом с ними, называются родственными. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.

А ещё - Виды фартуков по покрою Слайд 11

Вы теперь художники-модельеры.

Каждая из вас получит чертеж фартука, разрезанный на части. Части перемешаны. Образца чертежа у вас не будет. Вспомните, как выглядит чертеж фартука, и соберите пазл

Оценить работы, отметить лучшее время сборки.

Теперь нужно выбрать ткань из которой вы будете шить фартук. Какая она должна быть?

Льняное полотно (лен) и х/б (сатин, ситец) - изделия из таких тканей имеют красивый внешний вид, хорошо стираются и гладятся

Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, будем заниматься моделированием (я умышленно повторяю несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность девочек к предстоящему занятию).

 

Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить вот такие фартуки? (Нельзя)

Почему? Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука. Кто этим занимается? Какой это вид моделирования?Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры.

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Находят сходства и различия моделей фартука, формулируют способы моделирования, делают выводы, выводят два определения термина "моделирование"

Выполняют эскиз ы фасонов фартуков.

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Самостоятельно собирают пазл.

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

выбирают ткань и приклеивают.

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Регулятивные (определение плана заданий на уроке под руководством учителя);

познавательные (умение рационально использовать информацию, ориентироваться в средствах и технологиях),

коммуникативные (проявлять интерес и активность в выборе решений)

Регулятивные (следовать инструкциям учителя),

познавательные(ориентация в рисунках, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности и самостоятельно продолжать их по установленному правилу),

коммуникативные(оформлять свои мысли в устной речи, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения

V.Физкультминутка

 

Учащимся предлагается посмотреть видео "Супер физкультминутка" (видеоролик) и выполнить ряд упражнений

   

VII. Практическая работа

Цель:

выполнить моделирование фартука.

Теперь вы модельеры конструкторы.


 

Учитель объясняет,

что изменение основы чертежа называется техническим моделированием.

Моделирование проходит в три этапа слайд 12

1. Разработка эскиза – художественное моделирование.

2 Внесение изменений в основу чертежа согласно эскизу.

3 Получение выкроек нужной формы.


 

Существуют определённые

Правила моделирования: слайд 13

  • Измененные части фартука должны сочетаться между собой.

    Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует делать одноцветной и сочетаться она должна с одной из красок ткани.

    Ткань и фасон следует подбирать в соответствии с назначением.

Что нужно чтобы сшить фартук? Слайд 14

Материал:

Хлопчатобумажная ткань

Шелковая ткань

Клеенчатая ткань

Инструменты и принадлежности:

Иголка

Нитка

Портновский мел

Линейка

Сантиметровая лента

Утюг

Ножницы

ЗАДАНИЕ

Предлагаю учащимся выполнить выбранную модель фартука с использованием готового шаблона.

 

Вспомним ТБ при работе с клеем и ножницами Слайд 15

Нарисовать эскиз фартука для Маши

Смоделировать фартук для Маши

(эскиз, шаблон, выкройка)

Выполняют самостоятельно выбранную модель фартука,

соблюдая правила моделирования

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях моделирования.

Коммуникативные взаимодействовать с учителем, группой.

VIII. Рефлексия деятельности

Цель: выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

А теперь вернемся к проблеме, которую вы сами сформулировали в начале урока.

- Скажите, мы решили данную проблему? Вы поняли, как выполняется моделирование фартука?

А теперь поделитесь мнениями об уроке

было интересно......

было трудно........

теперь я могу....

я научилась......

меня удивило....

мне захотелось....

Учащиеся осуществляют самооценку результатов своей деятельности

Личностные:

самопознание;

самооценка.

Домашнее задание 1 мин

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дома с родителями подобрать ткань для фартука.

Уборка рабочих мест.

Учащиеся получают домашнее задание.

Регулятивные(составление плана действий),

познавательные (выбор средств и способов решения задач),

коммуникативные (умение выполнять домашнее задание при поддержке родителей )

Опубликовано в группе «Методические разработки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.