12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яруничева Светлана Васильевна34



Конспект воспитательского часа

«Дикие и домашние животные».

Цель:

-дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различии.

Задачи:

-отрабатывать умение узнавать животных по картинкам и голосам;

-познакомить с особенностями ухода за ними, условиями, необходимыми для их жизни;

-воспитывать бережное отношение к животным;

-развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Оборудование:

- иллюстрации диких и домашних животных;

- загадки;

- дидактические игры;

- маски домашних и диких животных;

- карточки для работы в группах;

- пословицы;

- рисунки: солнышко, шары, дом и лес;

- презентация «Домашние и дикие животные».


Ход занятия:



Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

Примечание


Чему-то научиться.


Постоянно узнавать что-то новое.

Организационный момент.

Поиграем в игру, которая называется "Доброе животное". Мы одно большое, доброе животное. У нашего животного очень доброе сердце и оно умеет стучать.

Давайте покажем и послушаем, как бьется сердце (тук-тук). Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь подышим вместе вдох-выдох (руки вверх-вниз).

Когда приходит ночь, наше доброе животное сворачивается в комочек и становится маленьким, маленьким (показываем).

Но только стоит выглянуть солнышку, как наше доброе животное просыпается, широко открывает глазки, потягивается и всем улыбается.

Подарите и вы свою улыбку друг другу, мне и нашим гостям.

Пусть наше занятие пройдет в теплой, дружеской обстановке!

-Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному и научишься всему!

Парта-это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку.

Я желаю вам, ребята, извлечь

из нашего занятия как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

А с какой целью вы пришли на урок?


На экране: «Нельзя открыть нового мира, не зная старого!».



- Что мы видим на экране?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока.



Дети встают в круг и берутся за руки.















Улыбаются друг другу и воспитателю. 




























Слайд №1


Дети читают.


На экране пословица.


1.На занятии быть внимательными.

2.Не выкрикивать с места.

3.На вопросы отвечать полными ответами.





Ответы детей: овца, корова, ёж, лиса.














Животные.

На две группы: дикие животные и домашние животные.

Тема нашего занятия: «Дикие и домашние животные».

Ответы детей:

Думаю, на уроке я узнаю

каких животных называют дикими, а каких домашними. Я смогу

рассказывать о значении домашних животных для человека.

Я хочу узнать, чем питаются домашние и дикие животные и какую пользу они приносят людям.

Введение в тему.

Какие правила будут на нашем занятии? Мы должны их выполнить. Будем внимательными и активными, и обязательно справимся.



А сейчас отгадаем загадки:

Сама пёстрая, ест много, даёт белое…(корова).

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной…(ёж).

У этих спор упрямый, ну очень интересный - и кто кудрявый самый, и кто богаче шерстью…(овца).

Обежала уж весь лес, хвост мелькает там и здесь, то не девица - краса, это-рыжая…( лиса).

Перечислите еще раз отгадки.

- Как, одним словом, можно их назвать?

На какие группы можно разделить этих животных


- Предположите, какова будет тема сегодняшнего занятия?


- Чему нам нужно научиться? Чему будем учиться?


Проговаривают и совместно с воспитателем, составляют план занятия.





Слайд № 2 – 4.



















Слайд№5



Слайд№6



























































Дикие.







Ответы детей: волк. лиса, олень, медведь, заяц.

Дикие животные живут в лесу, заботятся сами о себе.






Домашними.





































Потому что они живут рядом с человеком.











Ответы детей: олень, тигр, осёл, волк-лес корова, овца-дом.

















Лишние животные: лев, свинья, черепаха, петух.







































Лиса, волк, медведь.




Дикие, потому что живут в лесу.





























Ответы детей: потому что домашние животные приносят человеку пользу, они дают человеку молоко, мясо, яйца, шерсть.








Я коза. Я люблю есть траву, морковь, капусту и т.д.






































Ответы детей: козёл не мычит.








Корова не хрюкает.







Поросёнок не кукарекает.









Петух не лает.







Собака не мяукает.








Бывает.
































Нет, не правильно. Животных бросать нельзя.

Сообщение темы.

Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей.

Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.

Кто-то из древних людей додумался подкармливать волков. Волк стал жить рядом с человеком, охранять его

жилище, пасти скот. Волк превратился в собаку. Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека

неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом. Таким же образом, человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика.

Сказывают, что трудней всего было приручить кошку


На доске с одной стороны лес, а с другой – деревня. У меня на столе лежат картинки с животными. Нужно расселить этих животных в своё жилище.













А для того, чтобы правильно это сделать, ответьте на следующие вопросы:

- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… 


- А теперь еще раз посмотрите на экран

Приведите собственные примеры диких животных. Кто заботится о диких животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

Вывод: дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

- Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются …?

Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей...

Есть и другие группы домашних животных. Человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без домашних животных. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного - тоже домашний любимец. А кто-то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае или рыбках. И этот список можно продолжать.

- Почему этих животных называют “домашними”?

Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о потомстве, оказывают медицинскую помощь.

Закрепление.

Ребята, а вы знаете, где живут животные?

Давайте поиграем в игру, которая называется: «Чьё жилище?». Внимание на экран.

Работа с сигнальными карточками. Я называю животное, а вы, если считаете это животное домашним, поднимаете знак-дом, а если диким животным - знак лес.

- Корова, олень, тигр, овца, осёл, волк.

А сейчас мы проверим, все ли вы запомнили, внимательны ли вы?

Давайте разделимся на две группы и поиграем в игру «Четвёртый лишний». Каждая группа получает задания на карточках с названиями различных животных. Из каждой строчки вы должны выбрать лишнее животное, и сказать по какому признаку определяли.

Кошка – собака- лев – корова.

Медведь – крокодил – свинья– заяц.

Коза – петух – черепаха – кролик.

Волк – лиса – попугай – петух.


Ребята, все наши добрые животные разбрелись в разные стороны, помогите мне их собрать.Поиграем в игру «Помоги другу». Вы в полной тишине должны распределиться на две группы: домашние и дикие животные. Молодцы, справились с заданием.





Физминутка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть.

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинает все сначала. 

- Кто из  животных встретился в физминутке?

- Какие они дикие или домашние? Подтвердите своё мнение.



Домашние животные сильно отличаются от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру.

Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Скот летом пасется на лугу. Там животные едят свежую траву. На зиму им заготавливают сено. Коров и коз каждый день доят и получают молоко. Из молока делают сметану, кефир, творог, масло, сыр. Баранов и овец стригут, когда у них отрастает шерсть. Из овечьей шерсти делают нитки. Из ниток вяжут шарфы, носки, свитера и делают шерстяные ткани. Коровы и бараны дают мясо. Лошади помогают человеку в работе. Они перевозят грузы. Все домашние животные, приносят пользу.

Почему человек ухаживает за домашними животными? Чем платят домашние животные за их любовь?

Как вы думаете, чем полезны человеку овцы, козы, корова, пчёлы?

А теперь я хочу узнать у вас, чем питаются домашние животные? Давайте поиграем в игру «Волшебство».       

Ребята, встаньте на коврики. Сейчас  я вас  с помощью волшебной палочки превращу в домашних животных: в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в корову, в козу. А вы из волшебного мешочка  достанете для себя еду, которую больше всего любите есть.









\



Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от пастуха. (Прочитать его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса животных, поэтому  просит нас  послушать звуковое послание (диск с записью голосов домашних животных) и сказать, какие животные слышны на нем. Поможем? Слушаем.

Давайте поиграем в игру «Так бывает или нет?».

- Я вам буду читать, и задавать вопрос, а вы будете говорить – бывает или нет.


Вам придётся постараться,

На вопросы дать ответ.

Помогите разобраться – так бывает или нет?


1) Целый день на огороде бородатый козлик ходит.

-Отчего ты козлик, грустный?

-В огороде нет капусты. Ни листочка не нашёл,

- Промычал с тоской козёл.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

2) В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье.

- Хочешь, - хрюкает корова, - я налью тебе парного?

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

3)Как не стыдно? Ай-ай-ай! Хватит спать, вставай лентяй!

А ленивый поросёнок кукарекает спросонок:

- Проходи своей дорогой. Дай поспать ещё немного.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

4) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая.

- Знаешь, почему я лаю? Это я лису пугаю.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

5) Я спросил свою собаку: «Что ты с кошкой лезешь в драку?»

- Это кошка лезет в драку, - замяукала собака.

Я хотела поиграть, а она меня кусать.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

6) Говорю я кошке: «Кошка, посиди со мной немножко! »

Отвечает кошка: «Что ты! У меня полно работы.

Мне пора котят кормить. Я иду мышей ловить».

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

Вам понравилось играть? Молодцы ребята!

А теперь вы мне должны назвать детёнышей животных. Внимание на экран.

-Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас заботы и бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте их повадки. С каждым разом вы будете ближе к ним и сможете понять язык животного мира.

А сейчас посмотрим сценку: «Разговор с кошкой» (А.Дмитриев).

Бывает так, что люди бросают своих животных и они становятся дикими. Правильно ли люди поступают? Мы в ответе за тех, кого приручили.


Слайд№7























На учительском столе лежат картинки с изображе­нием диких и домашних животных. Ученик выходит к столу, находит картинку и крепит её на доске.

Слайд№8

Дети перечисляют животных, приводят свои примеры.




Слайд№9

















Слайд№10




















Слайд №11.













Слайд№12.












Слайд № 13.

Дети выбирают животных и комментируют свои ответы.

Дети поднимают сигнальные карточки.









Дети работают в группах.













Воспитатель крепит на спины детей  карточки с названиями различных животных. Дети в полной тишине должны распределиться на две группы: домашние и дикие животные




















































Слайд № 14













Волшебная палочка, мешочек,маски животных. (На ощупь определяются нужные продукты – можно приготовить муляжи, но лучше положить в мешок настоящие овощи и пр. продукты питания домашних животных.



Голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи.







































































Слайд № 15.



















Дети инсценируют сценку: «Разговор с кошкой».


























Да. Мы научились различать диких и домашних животных, узнали об их роли в жизни человека.

Ответы детей.

.

Итог занятия.



Подведём итог нашего занятия. Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось и запомнилось? А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних?

- Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленной цели?

- Где и как можно использовать полученные знания?

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на занятии.

- Если вам на уроке было тепло и уютно, то поднимите картинку с солнышком.

- А если хотелось улететь с урока, то картинку с воздушным шариком

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Занятие окончено.
















Дети поднимают солнце или шарики.


Ученики поднимают ладошки, потом хлопают.


Слайд № 16.









Список использованной литературы:

Анохина Е.О. «Активация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира». Начальная школа № 12, 2012 г.;

Большая иллюстрированная энциклопедия животных – Москва Изд-во: Махаон, 2007;

Гребенкина Л.В. «Сценарии классных часов» часть 2. М.:Центр «Педагогический поиск», 2002 г.;

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с.;

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.;

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 48с.;

Энциклопедии животных – Москва: Изд-во Эксмо, 2007.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.