12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костюнина Ириада Александровна108
Педагогический стаж 40 лет. Из них: методист ДОУ 10 лет, воспитатель ГПД - 16 лет, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории - 14 лет, Зам. председателя ПРОФ. комитета МОУ "С(К)ОШИ №4" - 20 лет
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

«НЕСТАНДАРТНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Нестандартное домашнее задание  по направлению 

«Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков»

Автор: Костюнина Ираида Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, школьный инспектор по ПДД МОУ «С(К)ОШИ №4», г. Магнитогорска, Челябинской области.

Конкурсное задание: методическая разработка нестандартного домашнего задания по профилактике ДТП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма на сегодняшний день одна из глобальных проблем современного общества в целом. Задача педагогов образовательных учреждений, особенно коррекционных – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. При этом профилактика ДТП младших школьников должна осуществляться не только в урочное время, но и во внеурочное в процессе закрепления пройденного материала. Одной из форм закрепления знаний по ПДД обучающихся воспитанников в начальной школе является выполнение домашнего задания. Домашнее задание – это один из видов организации самостоятельной работы детей, который требует особой и тщательной подготовки со стороны педагога.

Для категории детей с ОВЗ  домашнее задание составляется с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей с ОВЗ. Наиболее результативным и эффективным подходом к заданию на дом является разноуровневый подход. Разноуровневый подход к домашнему заданию на сегодняшний день является не традиционным (не стандартным) для детей с ОВЗ.

Как осуществляется разноуровневый подход к заданию на дом?

Разноуровневый подход к объему и содержанию домашнего задания осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся. При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

В каждом классе начальной школе все дети условно делятся на три микрогруппы: первая, вторая, третья.

В состав первой подгруппы (уровень 1) входят те дети, которые испытывают трудности в усвоении программного материала. Эти дети способны выполнить самые простые задания, или задания, аналогичные тем, которые выполнялись в классной работе.

В состав второй подгруппы (уровень 2) включены обучающиеся, которые способны задания сложнее, развивающего характера. Это, как правило, задания, выполнение которых требует развитость высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

И, наконец, в состав третьей подгруппы (уровень 3) входят ребята, которые способны выполнить творческие задания или требующие подойти к выполнению задания творчески. (написать мини - реферат, составить презентацию и т.д.) При выполнении задания эти дети могут воспользоваться помощью родителей (воспитателя), но по минимуму.

Ниже приведен пример разноуровневого домашнего задания для обучающихся воспитанников с ОВЗ VII вида.

Домашнее задание по теме: 

 «Транспортные средства. Виды транспортных средств»

Класс: 4 класс

Цели:

- Закрепить определение понятий: «транспортное средство», «виды транспортных средств»;

- Закрепить умение классифицировать, следовать инструкции, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

- Развитие логического и пространственного видов мышления, памяти, внимания;

- Коррекция мелкой моторики, координации движения;

- Воспитание аккуратности и бережливости при работе с раздаточным материалом.

Степень сложности: 

минимальный - для детей первой подгруппы 

средний - для детей второй подгруппы

высокий - для детей третьей подгруппы

Тип задания: по подгруппам, допускается минимальная помощь со стороны взрослого (родителя, воспитателя по мере необходимости)

Рекомендуемое количество времени на выполнение: не принципиально, так дети с ОВЗ.

Примечание: так как во внеурочной деятельности в начальной школе занятиям по направлению «Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков» отводится для 4 классов из расчёта 1 час в неделю, то ребята могут выполнить задание в удобный для них день, в том числе и в выходные дни.

Способ проверки: в игровой форме по подгруппам.

Описание способа проверки: каждая подгруппа по очерёдности выходит к доске и отвечает на вопросы педагога, который стоит в конце классной комнаты.

Игровые формы проверки: 

Игра «Опрос-светофор»

В нашем случае в качестве светофора выступают сигнальные карточки (сделанные из пластика).

Педагог задаёт вопросы по заданию. Обращённый к педагогу зелёный сигнал говорит о том, что ученик готов ответить на вопрос («Я знаю»); жёлтый сигнал – «Сомневаюсь ответить», красный сигнал – « Я не знаю»

Инструкция к выполнению домашнего задания (карта – маршрут):

А) Общие инструкции (для всех подгрупп)

Б) Инструкция по составлению синквейна (для детей третьей подгруппы)

Синквейн (от французского слова «пять») – стихотворение из пяти строк, в котором нет рифмы, но есть смысл.

Чтобы составить синквейн необходимо:

В первой строчке пишем ключевое слово (понятие).

Например: «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Во второй строчке запиши прилагательные к ключевому слову

Например: КРУГЛЫЕ, КВАДРАТНЫЕ, ТРЕУГОЛЬНЫЕ, ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ

В третьей строчке пишем глаголы к ключевому слову.

Например: ЗНАТЬ, ИЗУЧАТЬ, РАСПОЗНАВАТЬ, ПОВТОРЯТЬ

В четвёртой строчке запиши предложение с ключевым словом.

Например: ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ

В пятой строчке запиши синоним (слово, близкое по значению) к ключевому слову.

Например: ИЗОБРЕТЕНИЕ

Получили:

Дорожные знаки

Круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

Знать, изучать, повторять, распознавать

Дорожные знаки делятся на группы

Изобретение

 

Задание для первой подгруппы «Лучший раскрашивальщик»:

Задание: раскрась транспортные средства и напиши название каждого транспорта.

Ответь на вопрос: К какому из перечисленных ниже видов транспортных средств они принадлежат (нужный вид – подчеркни)?

Наземный

Воздушный

Водный

Подземный.

Комплект картинок - раскрасок

1.

2.

3.

Карточка - задание для второй подгруппы «Подумай, выбери, объясни»

Задание:

Рассмотри внимательно картинки в каждой строчке.

Поставь метку под той картинкой, которая является лишней.

Напиши виды транспортных средств, которые изображены в каждой строчке:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Карточка - задание для второй подгруппы «Лучший расшифровщик»

Задание:

Отгадай ребус

Запиши отгаданное слово: ______________________________________________

Составь синквейн к отгаданному слову с помощью инструкции к его составлению

Ребус

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Лист оценки домашнего задания

ФИ ученика ________________________________ класс ____________ подгруппа __________

Оценивание домашнего задания осуществляется по пятибалльной системе (от 2 до 5 баллов).

Параметры оценивания

Баллы

2

3

4

5

Уровень самостоятельности выполнения задания

       

Правильность и точность выполнения задания

       

Умение использовать инструкции к выполнению задания

       

Аккуратность в выполнении задания

       

Умение быстро и чётко отвечать на вопросы педагога

       

Приложение 2

Примеры выполненных заданий обучающихся третьей подгруппы

Синквейн 1.

 

Синквейн 1

 

Синквейн 2.

 

Синквейн 2

 

Используемые Интернет - ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01/20/differentsirovannye-domashnie-zadaniya

http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4124

Примечание: некоторые изображения взяты с сайта "Учебно-методический кабинет" (педкопилка)

Дата проведения: 10 сентября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Костюнина Ириада Александровна, 08.09.18 в 15:34 1Ответить Пожаловаться
Данная разразработка соответствует конкурсным требованиям, является авторской. При проверке текста публикации на плагиат процент его уникальности составляет 98 %. Проходя по ссылке в режиме онлайн на сайте Текст.ру - 98 % можно увидеть, что автором данной работы являюсь я. Работа на других порталах не опубликована.

Отредактировано 08-09-2018 15:38

Трушина Светлана Юрьевна, 08.09.18 в 15:37 2Ответить Пожаловаться
Ираида Александровна, отличный материал, уже знакомые приемы и формы материала поданы даже очень необычными способами! Можно использовать в любой школе для детей начальных классов!
Костюнина Ириада Александровна, 08.09.18 в 15:41 2Ответить Пожаловаться
Светлана Юрьевна, спасибо за отзыв. Между прочим, когда делала работу на конкурс, ориентировалась на Вашу конкурсную работу. В том конкурсе вы вышли победителем.
Трушина Светлана Юрьевна, 08.09.18 в 15:43 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень рада , что мои оформления работ пригодились для коллег!
Донецких Инга Анатольевна, 08.09.18 в 17:40 1Ответить Пожаловаться
Ираида Александровна, вариант нестандартного домашнего задания продуман полностью. Следует отметить инновационный и творческий подход к данному этапу занятия. Вами использован один из методов технологии критического мышления - метод составления синквейна - замечательно!!!! Причём дана чёткая подробная инструкция к составлению синквейна и выполнению задания в целом. Приятно удивил и результат: у детей 4 классов получились замечательные синквейны. Молодец!
Костюнина Ириада Александровна, 09.09.18 в 05:07 1Ответить Пожаловаться
Инга Анатольевна, спасибо, что нашли время познакомиться с данным материалом. Мы недавно с детьми на занятиях практикуем составление синквейнов. Дети составили много синквейнов, но я выбрала лучшие работы. Так как подчерк ребят не совсем разборчив, я попросила воспитателей, чтобы они помогли ребятишкам выполнить их в электронном варианте. А сами синквейны составляли дети.
Дементьева Ирина Михайловна, 08.09.18 в 23:02 1Ответить Пожаловаться
Приветствую коллегу! Виден дифференцированный подход ( разноуровневые задания). Задания направлены и на развитие логического мышления, и на проявление самостоятельности при выборе ответов, и на развитие творческих способностей. Хочется отметить, что и родители не стоят в стороне!!!!!!!!!! Совместная деятельность ребёнка и родителей прописана в данном задании!!!!!!!!!!!! Ириада Александровна, спасибо за качественный ресурс!!!!!!!!!!!

Костюнина Ириада Александровна, 09.09.18 в 04:57 1Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, спасибо за отзыв. Мне от директора коррекционной школы вдвойне приятно получать такие комментарии. Да, действительно, при выполнении заданий приходится подключать родителей,но больше делается акцент, чтобы ребёнок больше проявлял самостоятельность при его выполнении. Велика и роль наших воспитателей в активизации самотстоятельной работы ребёнка при выполнении домашнего задания, которые в совершенстве владеют методикой проведения самоподготовки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.