Конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у казачки»
Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у казачки"
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие, «Социально-коммуникативное».
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем дойти до стола.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий.
- Закрепить представление детей о выращивании хлеба в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
- Развивать умения поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
- Активизировать словарь: хлебобулочные изделия, хлеборобы, мукомолы.
Воспитательные:
- Приобщение дошкольников к культурным ценностям донского казачества, укрепление и развитие преемственности поколений.
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Использованные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, сотрудничество, игровые.
Средства реализации: коробка – «русская печка»; проекционное мультимедийное оборудование для показа мультфильма; муляжи хлебобулочных изделий; зёрна пшеницы; фартуки, колоски по количеству детей; мнемотаблица; влажные салфетки; хохломская посуда, свистулька; рушник; ручная и электрическая кофемолки; хлебопечка;
продукты для приготовления хлеба; песочный столик.
I. Вводная часть.
1.Эмоциональный настрой.
Воспитатель свистит в свистульку:
- Свистулька моя, свистит, заливается.
И ребята вокруг собираются…
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся (Дети встают в круг, улыбаются друг другу.)
2. Мотивация.
Воспитатель: Здорово дневали?
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Я, донская казачка, рада приветствовать вас, а как вы думаете, почему меня называют донская казачка?
Ответы детей.
Воспитатель: А детей, живущих рядом с рекой Дон, как называют?
Дети: донские казачата.
Воспитатель: Ну, раз вы - казачата, то одевайтесь в казачьи фартуки.
Дети надевают фартуки – «казачьи костюмы» и садятся на стулья поставленные полукругом
II. Основная часть.
1.Постановка проблемы.
Воспитатель: Гостей принято потчевать гостинцами и я для вас их приготовила.
Показывает коробку, стилизованную под русскую печку, дети достают из неё «гостинцы - муляжи»
Воспитатель: Что у вас в руках?
Дети: Бублик, булка, пирожок…
Воспитатель: Как назвать это одним словом?
Дети: ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ (активизация)
Воспитатель: А мои гостинцы настоящие?
Дети: Нет
Воспитатель: А хотите настоящего хлеба-соли отведать?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда сложите муляжи на поднос.
Дети кладут на хохломской поднос муляжи хлебобулочных изделий.
Воспитатель: А знаете ли вы, казачата, из чего делают хлебобулочные изделия?
Дети: Из муки
Воспитатель: А муку из чего делают?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: А зерно в чем растет?
Дети: В колоске.
Воспитатель раздает детям из хохломской вазочки пшеничные колоски.
Воспитатель: Повторяйте за мной движения и следите за колоском только глазами, не поворачивая головы.
2. Зрительная гимнастика «Колосок»:
Вырос в поле дом, колосок в руке отводим вправо - вперед
Полон дом зерном, колосок в руке отводим влево - вперед
Стены позолочены, колосок в руке отводим вверх - вперед
Ставни заколочены, колосок в руке отводим вниз - вперед
Ходит дом ходуном колосок в руке отводим вперед – к носу
На столбе золотом. колосок в руке отводим вперед – к носу
Поморгайте.
Воспитатель: Положите свои колоски под стул и давайте посмотрим на экран и вспомним, как выращиваются хлебные колоски.
3. Показ и обсуждение познавательного мультфильма.
Воспитатель: Что мы видим на экране?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: А зачем пашут землю?
Дети: Чтобы земля была мягче?
Воспитатель: Как называется механизм, который прицеплен к трактору?
Дети: Плуг.
Воспитатель: Как называют человека, который работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: А что сейчас тянет трактор?
Дети: Сеялку и борону.
Воспитатель: Для чего они нужны?
Дети: Из сеялки высыпаются семена в землю, а борона разбивает комки земли.
Воспитатель: А сейчас что за машина вышла на поле и для чего?
Дети: Комбайн убирает урожай
Воспитатель: Как он это делает?
Ответы детей.
Воспитатель: Он срезает колоски и достает из них зерно. Это называется, молотит. (Активизации).
Воспитатель: Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер
Воспитатель: Что происходит дальше?
Дети: Подъезжает трактор, и комбайнер высыпает зерно в телегу. Трактор везет зерно на мукомольный завод и высыпает его в бункер.
Воспитатель: Давайте, ребята немного отдохнем, возьмите свои колоски и подойдите ко мне.
- Вокруг себя повернитесь в зернышки вы превратитесь…
4. Физминутка «В землю зернышко попало»:
В землю зернышко попало присесть
Прорастать на солнце стало ручки поднять над головой,
Дождик землю поливал показ дождя, одной рукой,
И росточек прорастал медленно встают,
Потянулся наш росток руки вверх на цыпочках,
Превратился в колосок. покружиться два раза
Воспитатель: - Вокруг себя повернитесь в казачат вы превратитесь…
Собирает колоски у детей и читает:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Давайте еще раз назовем, профессии людей, которые трудятся на полях.
Дети: тракторист, комбайнер.
Воспитатель: а вместе их можно назвать ХЛЕБОРОБЫ (активизация)
5. Поисково-исследовательская деятельность.
Воспитатель: Итак, зерно у нас есть.
Показывает плошку полную зерна
Воспитатель: А что дальше нужно делать?
Дети: Перемолоть его в муку.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу. Что вы видите на столе?
Дети перечисляют предметы, которые знают, а воспитатель называет те, которые не назвали.
Воспитатель: В давние времена наши предки - казаки мололи муку в ручную, потом придумали строить мельницы, и мы будем молоть муку двумя способами: на электрической и ручной мельнице. А как нас можно назвать, раз мы муку молоть будем?
Ответы детей.
Воспитатель: МУКОМОЛЫ (активизация).
Воспитатель: Итак, приступим, работать надо аккуратно.
Воспитатель вместе с детьми насыпает зерно в мельницы и каждый ребенок по очереди мелет муку.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, какая мука у нас получилась.
Ответы детей.
Воспитатель: На всякий случай у меня есть чуть - чуть магазинной муки,
давайте сравним с нашей.
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему же она не белая?
(Ответы детей)
Воспитатель: Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
Можно печь хлеб.
Воспитатель: А в чем хлеб пекут?
(Ответы детей)
Воспитатель: Казаки раньше хлеб в русской печке пекли, а сейчас у многих хлебопечки дома есть.
Достает хлебопечь.
Воспитатель: Какие еще продукты нужны?
Показывает карточку - алгоритм.
Воспитатель: Ира, сыпь муку, Катя, наливай воду, Саша сыпь сахар…..
Включает хлебопечь…
III. Заключительная часть.
1.Систематизация знаний.
Словесная игра с мячом «Цепочка»
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно.
Где хлеб купили? — ... (В магазине.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса .)
Как колос появился? — ... (Вырос в поле.)
Кто его посеял? — ... (Хлеборобы.)
Воспитатель достает хлеб из хлебопечки, выкладывает его на рушник, читает стихи:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Закончится наша встреча, и вы попробуете хлеб и угостите своих друзей.
2. Рефлексия.
Воспитатель: Снимите фартуки и подойдите к песочному столику.
Если вам понравилась наша встреча, нарисуйте веселый смайлик, если нет – грустный.
Воспитатель: Пришла пора прощаться, Храни вас Бог.