Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в анатомический музей»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад « Солнышко»
Конспект
Занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
«Экскурсия в анатомический музей»
Подготовила и провела: Н.И. Шабалина
Цель: Продолжать знакомить детей со строением организма человека, особенностью и назначением его внутренних органов.
Задачи:
Закрепить представление детей о строении своего тела и назначение его отдельных частей.
Подвести детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье.
Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей.
Продолжать совершенствовать все стороны речи. Продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывание товарища.
Развивать познавательную активность.
Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
Повышать через самомассаж, дыхательную гимнастику защитные силы детского организма.
Воспитывать культуру поведения и навыки здорового образа жизни.
Вырабатывать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве.
Формировать желание правильно питаться.
Активизировать слова: анатомия, анатомический музей, анатомический фартук.
Интеграция образовательных областей:
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание книг: «Человек. Вопрос?! Ответ» В. Л. Гарькавая; «Как устроено тело человека. Сердце»; «Мой первый атлас «Тело человека». Доктор Джон Х.Р. Брук
Разгадывание кроссворда «Как называются наши органы».
Оборудование: Презентация (схематическое изображение фигур мужчины, женщины и ребенка; портреты здорового и больного человека; «Кровеносная система», «Дыхательная система»; «Пищеварительный тракт»); модели внутренних органов человека; модель тела человека с внутренними органами; анатомический фартук.
Ход занятия
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг.
В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся,
Все друг другу улыбнёмся!
- Ребята, послушайте, какое интересное стихотворение я знаю (Воспитатель читает стихотворение)
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек.
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!
- А, правда, ребята из чего же сделаны девчонки и мальчишки, а так же их родители? (Ответы детей.)
- Хотите узнать?
- Тогда, я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию в анатомический музей.
- Кто из вас знает, что такое музей? (Это место, где собраны коллекции вещей по темам и видам.)
- Анатомия – наука о строении организма. Мы поговорим о строении организма человека и увидим, что есть у каждого из нас внутри.
- Я буду вашим экскурсоводом и постараюсь сделать экскурсию интересной и запоминающейся.
- Проходите и садитесь на стульчики.
- Давайте вспомним правила поведения в музее.
Дети: Громко не разговаривать, экспонаты музея руками не трогать.
- Первый зал называется «Наше тело»
- Что вы здесь видите?
- У каждого человека есть тело. Оно имеет одинаковое строение. Какие части тела вы знаете? (Голова, шея, руки, ноги, спина, живот.)
- Давайте те части тела, которые не назвали, вспомним с помощью игры.
Игра «Один, два, три, что назову я, покажи»
- По моей команде вы должны показать на себе части тела, которые я назову.
(В конце игры воспитатель хвалит детей и говорит, что они хорошо знают строение своего тела).
- Все части тела важны и нужны и сейчас мы это докажем, если поиграем.
Игра «Для чего нам это нужно» (3–5 упражнений)
«Я начну – вы продолжайте...»
- Волосы – нам нужны, чтобы…
Уши – нам нужны, чтобы…
Нос – нам нужен, чтобы…
Глаза – нам нужны, чтобы…
(Дети заканчивают начатое воспитателем предложение).
- Всем известно, что хорошо работают только здоровые части тела.
- Будем мы с мячом играть, «портрет здоровья» рисовать.
- Я буду бросать мяч и называть часть тела, а вы, возвращая мяч, скажите, какие они бывают, когда люди здоровы.
- В нашем музее представлен портрет здорового человека.
Ребенок: У здорового человека ничего не болит, от этого он ощущает себя легким, сильным красивым. Улыбаясь окружающим, он дарит им частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может сделать счастливыми своих друзей.
Здорового человека легко узнать: у него прекрасная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, легкая походка.
- А теперь игра «Наоборот», вы должны сказать, какими бывают части тела при болезни.
По окончании игры показываю детям «портрет» – слайд больного человека, у которого волосы тусклые, щеки серые, глаза печальные, плечи опущены.
- Какой из портретов вам больше нравится? Почему? (ответы детей)
- Все правильно, здоровый человек красивый и веселый - в здоровом теле – здоровый дух.
Разминка «Изучаем части тела»
- Вот мы и рассмотрели экспонаты 1 зала.
Теперь переходим в Зал №2 «Внутренние органы»
- Этот зал называется «Внутренние органы человека».
– Можем мы заглянуть внутрь себя?
Дети: Нет
- Нам помогут в этом экспонаты музея. Что вы видите перед собой?
Дети: Рисунки и модели внутренних органов человека.
- Давайте поговорим о каждом из них по порядку.
Обращаю внимание детей на модель внешнего вида легкого человека.
- Что это?
Дети: Легкие
- Для чего нужны легкие?
Дети: Для дыхания
- Как воздух попадает в легкие?
Дети: Через нос.
- Положите руки на грудь и глубоко вдохните, Что вы заметили?
Дети: Грудь стала больше, она как будто надулась.
- Почему это произошло?
Дети: Воздух наполнил легкие
- Выдохните воздух. При выдохе легкие как будто становятся меньше. Почему это происходит?
Дети: Воздух выходит наружу.
Предлагаю детям подышать глубоко, чтобы почувствовать, как работают легкие.
Ребенок: Легкие работают без остановки, Воздух, который мы вдыхаем, нужен всем частям нашего организма. Это каждый должен знать; чтобы жить – надо дышать.
Обращаю внимание детей на таблицу и модель внешнего вида сердца.
Воспитатель: Как называется этот орган?
Дети: Сердце
- Какую работу выполняет сердце?
Дети: Гонит кровь по сосудам.
- Правильно. Посмотрите: с сердцем напрямую связаны все кровеносные сосуды. По ним сердце как насос, гонит кровь к каждому органу.
Предлагаю детям положить руку на область сердца и послушать, как стучит – работает сердце.
Ребенок: Сердце, как и легкие, работает без остановки. По сосудам кровь бежит, если сердце в нас стучит.
- Как вы думаете, куда попадает съеденная нами пища?
Дети: В желудок
- Какую важную работу выполняет желудок?
Дети: Переваривает пищу.
- У желудка есть помощники, которые помогают ему растворить любую – даже самую твердую – еду. Как они называются?
Дети: Желудочные соки
Воспитатель: Все, что человек съедает, к нему в желудок попадает. Желудок соки выделяет, еду в кашицу превращает.
Обращаю внимание на слайд и модель внешнего вида печени.
Воспитатель: Как называется этот внутренний орган?
Дети: Печень
- Для чего нам нужна печень?
Ребёнок: Она очищает пищу и защищает человека от всего вредного, что попадает в организм с пищей. Печень – это фильтр нашего организма, печень от беды спасает: все что вредно, собирает.
Воспитатель обращает внимание на слайд внешнего вида Мочевого пузыря.
Воспитатель: Что это?
Дети: Мочевой пузырь
- Для чего нужен мочевой пузырь? (Здесь собирается вся жидкость, которая попадает в организм человека; когда мочевой пузырь наполняется, возникает желание сходить в туалет.)
- Мы рассмотрели с вами по отдельности все экспонаты, которые находятся в этом зале. Но внутренние органы человека, вот так по отдельности, можно увидеть только в анатомическом музее. Внутри нас они расположены в определенном месте и в тесной связи друг с другом.
Показываю детям анатомический фартук, на котором прорисованы контуры внутренних органов человека.
- Чтобы вы точно знали, где что находится, надо на контурные изображения наложить модели соответствующих внутренних органов человека.
Дети выполняют задание, закрепляя модели на фартуке с помощью липучки.
- Вот и готов анатомический фартук. А сейчас произойдет волшебное превращение.
Предлагаю детям закрыть глаза и надеваю фартук на ребенка.
- Один, два, три, на Настю посмотри. Теперь для нас не секрет, что находится внутри у Насти. Точно также устроены все люди: дети и взрослые.
Воспитатель: Теперь вы знатоки своего организма.
Дети проходят в «Зал №3» «Знатоки организма человека».
Воспитатель: Вы уже знаете, как устроено тело человека, какие внутренние органы есть у каждого из нас. В этом зале на столах лежат силуэты людей, каждый может выбрать любой силуэт и разместить на нем плоскостные модели внутренних органов человека.
(Во время самостоятельной работы, воспитатель проводит индивидуальную работу по закреплению пройденного материала: просит назвать части тела и названия внутренних органов человека.)
- Молодцы, я вижу, что вы без труда справились с заданием.
Анализ:?
Воспитатель: Давайте вспомним правила здорового образа жизни, которые вы знаете.
(Ответы детей…).
Воспитатель: К нам в музей пожаловал еще один посетитель. ( В группу заходит Айболит) Вы его знаете?
Дети: Да. Доктор Айболит.
Доктор Айболит: Вы зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь,
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите,
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
(Айболит угощает детей аскорбинкой).