Занятие по познавательному развитию в разновозростной группе «Путешествие в песочную страну»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для открытия новых знаний в творческой исследовательской деятельности детей посредством развития моторики, тактильной чувствительности .
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления о свойствах неживой природы – песка;
- знакомить со свойствами песка;
-стимулировать познавательный интерес;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-познакомить с приемами рисования на песке;
-активизировать речь и обогащать словарь детей,
- закрепить цвета, и формы предметов;
-закрепить знания видов транспорта.
Развивающие:
- развивать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- развивать любознательность в процессе игры с песком;
- развивать тактильную чувствительность, восприятие, мышление
-совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предметов с помощью песочной анимации;
- развивать творческую деятельность детей (рисование на песке);
- развивать воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
- побуждать к проявлению сострадания, воспитывать аккуратность.
- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Оздоровительная:
-укреплять психофизическое здоровье детей в процессе работы с песком;
Активизация словаря: сыпучий, сухой, легкий
Предварительная работа: опыты с песком, рисование на песке.
Оборудование: ширма, костюм для Феи, песок, пластмассовые трубочки, влажные салфетки, световые столы для рисования песком,
Ожидаемый результат: дети знают свойства сухого и мокрого песка, умеют рисовать на нем, устанавливают причинно-следственные связи.
Ход занятия:
Воспитатель.
Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Воспитатель: ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: я тоже очень люблю особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи.
Воспитатель: Ребята, а хотите, я расскажу вам сказку.
Дети: да
(звучит музыка музыкальной шкатулки).
Где - то далеко – далеко за морем – океаном в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет Песочная Фея. И эта Фея не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомится . А вы хотите познакомиться с ней?
Дети: да.
Воспитатель: Для этого я предлагаю, нам с вами отправится в ее сказочное царство. Но оно находится очень далеко. А как вы думаете, на чем мы можем, туда отправится?
Дети: на самолете, автобусе, машине.
Воспитатель: а как мы можем назвать самолет, автобус, машина, одним словом?
Дети: транспорт.
Воспитатель: ребята, а какой транспорт вы знаете?
Дети: воздушный, наземный.
Воспитатель: выберите пожалуйста, из этих картинок воздушный транспорт.
Дети: (выбирают)
В. Ребята, мы же с вами отправляемся в сказочное царство, и у меня для вас есть сказочный транспорт. Это ковер самолет. (разворачиваю, ковер в дырках в виде геометрических фигур).
В. Ой, ребята посмотрите, что случилось с нашим ковром-самолетом?
Дети: он дырявый.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, как можно отремонтировать ковер – самолет?
Дети: закрыть дырки.
Воспитатель: у меня есть разноцветные лоскутки. Давайте мы вместе с вами поставим заплатки . но обратите внимание , что заплатки разного цвета и разной геометрической формы. Выберете себе по одной заплатке и залатайте дырочки на нашем ковре-самолете.
Воспитатель: Алиса, какого цвета твой лоскуток?
Дети: розового
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа заплатка?
Дети: на круг.
Д/игра «Подбери заплатку»
- Ну вот все в порядке, давайте присядем на корточки можно отправляться, мы вылетаем. (звучит музыка)
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадём,
И Фею песочную мы найдем!
В. Ребятки, посмотрите что вы видите впереди?
Д. радуга
В. Давайте назовем цвета радуги.
Д. ( называют).
В. Давайте посчитаем сколько их?
Д. Семь.
Воспитатель. Вот мы и очутились в Песочной сказочном царстве.. Воспитатель показывает на ширму - замок рукой. Посмотрите, какой прекрасный замок в нем живет Песочная Фея. Воспитатель с детьми подходит к ширме.
Но я же говорила что она волшебница, и чтобы перед нами появилась фея, давайте закроем глазки и два раза произнесем волшебные слова, только не подсматривать, а то волшебство не свершится.
Скорей закроем глазки,
и скажем раз, два, три
Песочная Фея к нам, приди!
Воспитатель уходит за ширму. Быстро надевает на себя накидку и выходит с другой стороны ширмы в роли Песочной Феи.
Песочная Фея. Здравствуйте, ребята. Я Песочная Фея. Как я рада вас видеть.
( подходят к песочнице). В моей стране везде один песок, и я хочу вам рассказать что-то очень интересное про песок. Здесь он не простой, а волшебный: может чувствовать прикосновения, слышать, говорить. Только сначала запомним одно правило: «Когда мы трогаем песок, пальцы в рот не берем и глаза свои не трем». Сначала поздороваемся с песком.
Дети. Здравствуй, песочек!
Песочная Фея. Давайте положим ладошки на песок. Давайте погладим его. Какой песок? Что чувствуют ваши ладошки?
Дети. Сухой , холодный (прохладный).
Песочная Фея: Какого цвета песок?
Дети: белого, желтого.
Песочная Фея: Где его можно встретить?
Дети: во дворе в песочнице, на речке, море, пруду.
Песочная Фея. Давайте наберем песок в кулачок, а теперь потихоньку разжимайте его. Что происходит?
Дети: Песок сыплется.
Воспитатель: Песок сыплется, значит, он какой?
Дети. Значит песок сыпучий.
Песочная Фея. А теперь давайте повернем ручки кулачками вверх. И разожмем их. Что вы видите?
Дети: Песок.
Песочная Фея: а из чего состоит песок?
Дети. Песок состоит из песчинок.
Песочная Фея. Как выглядят песчинки?
Дети. Они круглые
Воспитатель: И какого цвета ?
Дети: желтые, белые.
Песочная Фея. Каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим друзьям. Подуем на них в эту трубочку. Что происходит с песком?
Дети. Песчинки разлетаются.
Песочная Фея. Значит песок, какой?
Дети. Сухой, легкий.
Песочная Фея. Ребята, как вы думаете, а из сухого песка мы можем что-нибудь построить?
Дети: нет.
Песочная Фея: а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из песка можно было что-то построить?
Дети: полить песок водой.
Песочная Фея: давайте польем песок водой. Каким стал песок?
Дети: мокрым.
Песочная Фея: а теперь давайте подуем на него из трубочки, что происходит с песком?
Дети: песок не разлетается.
Песочная Фея: а как вы думаете почему он не разлетается?
Дети: потому что он мокрый.
Песочная Фея: а еще какой?
Дети: тяжелый.
Песочная Фея: Молодцы!
Песочная Фея: ребята, поставьте трубочки в стаканчики и вытрите руки.
Песочная Фея. А теперь давайте поиграем
Дети вместе с воспитателем выходят в центр зала.
Песочница, песочница! А в ней песок, песок.
Песочница, песочница! Идем играть, дружок.
Песочница, песочница! В руках у нас совок.
Песочница, песочница! Мы черпаем песок.
Песочная Фея. Я очень люблю рассказывать и показывать сказки. А вы хотите послушать и посмотреть сказку?
Дети: Да.
Песочная Фея: Давайте вместе присядем .
Однажды Песочный человечек отправился в путешествие на сказочный песочный остров. Шел он по теплому песочку, на небе светило яркое солнышко( на желтом фоне воспитатель рисует солнышко),и вдруг, перед ним раскинулось синее море.(Вкл. синий цвет) .По морю бежали легкие волны( рис.маленькие волны 1 пальцем), вдруг подул сильный ветер, и волны стали большими (рис. волны 2 пальцами). Вскоре ветер прекратился, и море стало вновь ласковым и спокойным. «Как же мне добраться до сказочного острова?»- подумал человечек. И вдруг он увидел кораблик ( рис .)
«На таком чудесном кораблике мне легко будет добраться до берега» - сказал человечек. Сел человечек в кораблик и поплыл. А вот и чудесный остров.(Вкл. зел. цвет).
Да это же зеленый луг .на лугу росли цветы небывалой красоты.(воспитатель рисует цветы.)
-«Какие замечательные цветы!»- подумал Песочный человечек. Увидели эти цветы бабочки и прилетели на волшебный луг.( рис. бабочек).Песочному человечку так понравился этот луг ,что он стал играть на нем ,а потом сладко заснул.
Песочная Фея: Ребята, а вы хотите нарисовать эту сказку?
Дети: Да.
Песочная Фея:
- о ком эта сказка?
Дети: про Песочного человечка.
Песочная Фея: нарисуй человечка.
Песочная Фея: - песочный человечек шел по песку и ему светило…?
Дети: солнышко.
Песочная Фея: что увидел он на пути?
Дети: Море.
Песочная Фея: Что песочный человечек увидел на море?
Дети: кораблик, волны.
Песочная Фея: куда приплыл человечек?
Дети: на луг.
Песочная Фея: Что росло на лугу?
Дети: Цветы, травка.
Песочная Фея: кто прилетел на луг?
Дети: Бабочки.
Песочная Фея: Молодцы ребята! Я очень рада что вы побывали у меня в гостях, Но мне уже пора возвращаться в свой замок. А вам пора возвращаться в детский сад. (подходят к замку). Но так как вы маленькие и вам без взрослых ходить нельзя, я помогу вернуть вам вашего воспитателя.
Песочная Фея: Надо закрыть глазки и сказать два раза волшебные слова:
Скорей закроем глазки,
и скажем раз, два, три
Наш воспитатель к нам, приди!
Пока дети произносят слова , Фея уходит за ширму и снимает костюм. Выходит с другой стороны ширмы.
Воспитатель: А вот и я ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: ребята, давайте пройдем на наш ковер самолет и скажем волшебные слова: Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
К знаниям новым мы стремимся ,
И домой мы возвратимся!
Звучит спокойная музыка, дети машут рукам.. Во время полета включается слайд с изображением неба, облаков, а в конце – здание детского сада.
Воспитатель : ребята, где мы сегодня с вами побывали.
Дети: в сказочном царстве
Воспитатель: кого вы там встретили?
Дети: Песочную Фею.
Воспитатель: чем вы с ней занимались?
Дети: рисовали на песке, играли с песком.