Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса адаптивной школы «Путь к доброте»
Занятие «Путь к доброте»
Цель: Формирование у обучающихся нравственных качеств.
Задачи:
- формировать в сознании обучающихся понятие «доброта»;
- активизировать желание совершать добрые поступки:
- воспитывать доброту, умение сочувствовать, желание помогать;
- развивать речь, память, мышление.
Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, фломастеры, клей, ватман, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Добрый день!
Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте, скажем «Здравствуйте». Поздоровавшись, мы пожелали здоровья, проявили доброжелательность, уважение, вежливость к себе и гостям.
Чтобы стать личностью, вырасти достойным гражданином своей страны каждому из вас необходимо обладать качествами. Мы с вами уже знакомились с разными качествами человека, сегодня более конкретно остановимся на качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Паша и скажите, о каком качестве пойдёт разговор.
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец доброта!
-Догадались, о каком же качестве сегодня пойдёт речь?
(Ответы детей)
- Наше занятие называется Путь к Доброте. Сегодня мы будем говорить о добрых делах, поступках и доброте. Это человеческое качество ценили всегда, во все времена. Работать будем в командах. Нам предстоит выяснить, какими качествами должен обладать добрый человек, вспомнить пословицы и поговорки о доброте и выполнить интересное творческое задание. Не забывайте, что вы должны быть активными, взаимно вежливыми, давать полные ответы, не перебивать друг друга.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте солнышко. (звучит спокойная музыка).
Представьте, что к вам в глаза заглянул солнечный зайчик. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на подбородке, чтобы не спугнуть поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Солнечный зайчик забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник – он любит и ласкает вас, и вы погладьте его и подружитесь с ним. Откройте глаза. Посмотрите, друг на друга и назовите друг друга ласково. Как тепло стало от добрых слов! Мне очень хочется, чтобы вы чаще произносили эти слова, были вежливы друг к другу.
- Обратите внимания, на доске расположены слова. Доброжелательность и Добросовестность. Яша прочитай нам первое слово. Теперь вслух читает вся команда. Данил прочитает второе слово, а теперь вся команда. Именно так и будут называться ваши команды. Скажите, что общего вы заметили в этих словах?
(Ответы детей. Общий корень)
- Какой? Правильно добро. И первое задание для вас – найти в словаре значение этого слова.
(Учащиеся по одному из команды зачитывают определения из словаря)
- Давайте вместе с вами разберёмся, каким же должен быть добрый человек. А поможет нам в этом волшебный человечек, которого мы с вами должны сделать добрым.
( на доске вывешивается плакат с нарисованным человечком).
Предлагаю вам прослушать песню. Ваша задача: услышать и запомнить, о каких человеческих качествах в ней упоминается.
Ролик «Точка, точка, запятая».
О каких хороших качествах вы услышали, прослушав песню?
( Ответы учащихся)
- В каждом из нас есть доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, и друзьям и всем, всем, кто вас окружает.
-Предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопрос: легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Как выдумаете, быть добрым легко?
(ответ на вопрос : По настоящему быть добрым трудно. Некоторые делают добрые дела не потому, что они этого хотят, а чтобы только показать это другим людям.)
- А теперь вернёмся к нашему человечку. Любой человек умеет думать, говорит, что - то делать. От того, какими будут мысли, слова и поступки, будет зависеть, каким он будет, добрым или злым. Прочитайте, какие мысли сейчас в голове у нашего человечка.
(учащиеся читают по очереди).
Обман – Правда
Зло - Добро
Жестокость – Жалость
Зависть – Добродушие
Грубость – Вежливость.
Ненависть - Любовь
- Это, какие мысли? (ответы учащихся)
- Нам необходимо совершить волшебство, заменить плохие мысли на добрые.
Добрые мысли
( приглашается по одному участнику из каждой команды, по очереди берут карточки и заменяют их, располагая на облачке).
Обман – Правда
Зло - Добро
Жестокость – Жалость
Зависть – Добродушие
Грубость – Вежливость.
Ненависть - Любовь
- Скажите, как вы понимаете словосочетание добрый человек?
(Ответы учащихся: это тот, кто любит людей, помогает людям. Совершает хорошие поступки.)
- А ещё добрый человек вежлив и уважителен с друзьями и взрослыми. Пришло время научить и нашего человечка добрым и вежливым словам. Давайте поиграем. Я говорю начало фразы, а вы продолжите. Не забывайте поднимать руку. К доске пойдёт Саша. Твоя задача выбрать карточку с ответом, который прозвучит у ребят и закрепить её на облачке.
Игра «Доскажи словечко».
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
Неуклюжий пёсик мышке наступил на хвостик, поругались бы они, но сказал он (извини)
Где бы ни был, на прощание мы говорим …(до свидание)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит, встречаясь …(здравствуйте)
Толстая корова Лула ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, мы ей скажем (будь здорова)
(Заполнение второго облачка добрыми словами)
- Обратили, ребята, внимание, как много тёплых, добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям?
(Ответы учащихся)
- Конечно, добрые слова нужно подкреплять добрыми делами. И вас ждёт следующее задание. На партах у вас карточки с различными поступками. Ваша задача выбрать из всех предложенных поступков только добрые дела. Затем один участник из команды выйдет к доске, и объяснит поступки с точки зрения понятия «доброта», расположит их на облачке.
Добрые дела ( Картинки)
- Ребята, подумайте и решите для себя: какие добрые дела вы можете делать ежедневно для своих близких и друзей?
(ответы учащихся: начинать день добрым приветствием, улыбкой, хорошим настроением, помогать маме по дому, знать дни рождения своих близких, быть внимательными к ним, помогать людям и животным, нуждающимся в заботе и помощи и т.д.).
- Итак, мы совершили чудо: наш волшебный человечек имеет добрые мысли, знает добрые слова и совершает добрые поступки. А теперь вас ждёт творческое дело, которое покажет, какие вы добрые дети. Нужно будет всей командой, построить дом, вырастить дерево и цветок доброты для нашего доброго весёлого человечка.
Творческое задание:
- Как это примерно будет выглядеть, вы видите на схеме. Начинаем строить дом – закладывать фундамент и кирпичи мудрости и понимания. Вам необходимо соединить половинки пословиц о доброте, собрать кирпичи и наклеить их на лист.
1.Про доброе дело - говори смело.
2.Добро делаем - добро и снится.
3.На добрый привет - добрый ответ.
1.Доброе слово дороже богатства.
2.Доброе слово - что дождь в засуху
3.Учись доброму - дурное на ум не пойдет.
(выполнение аппликаций, чтение пословиц)
-Ну а сейчас немного отдохнём, сделав физкультминутку.
Раз – мы встали, распрямились
Два – согнулись, наклонились
Три – руками три хлопка
А четыре – под бока
Пять – руками помахать
Шесть – на место сесть.
- Продолжаем работать. Возле нашего дома мы должны вырастить дерево. Вам предлагается набор листочков, из которых вы должны выбрать те качества, которые необходимы доброму человеку (вежливый, культурный, приветливый, милосердный, искренний, доброжелательный, честный, правдивый, ласковый, ответственный, заботливый, грубый, бессердечный, непорядочный, несдержанный, лживый)
(выполнение аппликаций, чтение качеств)
- Давайте поможем распуститься цветку доброты. На лепестках напишите имена добрых людей, которые вас окружают.
(выполнение аппликаций, чтение имён)
- Последнее задание: нарисуйте в своём саду весёлого доброго человечка.
Посмотрите, какие красивые картины у вас получились. На них расцвели все необходимые качества. Это милосердие, вежливость, благодарность, уважение…..
Сегодня мы с вами много говорили о доброте, я предлагаю вашему вниманию видео ролик. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, просмотрев его, научились дарить окружающим людям теплоту и добро.
Просмотр видео ролика «Детская песня о доброте»
Итог занятия
Наше занятие подходит к концу. Вот такой долгий путь к доброте мы с вами прошли. Скажите, о каком качестве сегодня мы говорили на занятии? Ответьте на вопросы.
1.Можно ли человека заставить быть добрым?
2. Можно ли стать добрым на время?
3.Нужно ли быть добрым к любому человеку?
4.Легко ли быть добрым?
5.Есть ли у вас желание делать добрые дела?
- А сейчас я предлагаю оценить свою работу на занятии. Как вы думаете, кто сегодня на занятии работал хорошо и активно? ……, а как ты сам оцениваешь свою работу.
Сегодня вы активно работали, хорошо отвечали и заслуживаете похвал.
Рефлексия.
Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми людьми. Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами.
Всем спасибо за работу