Занятие с использованием арт-терапии для детей 4–5 лет с ТНР на тему «Карта моего тела»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
муниципальное бюджетное учреждение г. Мурманска
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
(МБУ г. Мурманска ППМС-Центр)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Занятие с использованием арт-терапии»
Занятие с использованием арт-терапии
для детей 4-5 лет с ТНР
Тема «Карта моего тела»
Подготовила:
педагог-психолог МБУ г. Мурманска ППМС-Центра
Попова Ксения Николаевна
Мурманск 2018г.
Цели: Развитие эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребенка, познавательного интереса, формирование основ самоанализа.
Задачи:
- Идентифицировать себя со своим телом;
- Учить выделять себя среди других;
- Снимать психоэмоциональное напряжение.
Материал и оборудование:
- карандаши, мелки, краски, пластилин, листы бумаги А3;
- магнитофон, музыка для релаксации.
Структура занятия:
I. Вступление.
1. Приветствие.
II. Основная часть.
1. Беседа «Мое тело - это я…».
2. Релаксация «Путешествие по телу».
3. Арт-техника «Карта моего тела».
III. Рефлексия.
IV. Заключение.
1. Прощание.
Ход занятия
Приветствие.
П.: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Обнимите соседа слева и прикасаясь друг-другу, обращаясь по имени скажите: «Я рад тебя видеть, … "
(дети здороваются друг с другом)
Что вы чувствовали, когда обнимали друг друга?
Что вы испытываете, когда слышите «Я рад тебя видеть»?
( Участники делятся своими чувствами, ощущениями)
Беседа «Мое тело – это я…»
П.: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться друг с другом и с самим собой. На нашей планете живут миллиарды людей. Люди отличаются друг от друга цветом глаз, волос, цветом кожи. Кто-то светлокожий, кто-то темнокожий. Люди бывают высокие и низкие, полные и худые. Присмотритесь к себе.
Ребята, каждый человек индивидуален. Но нас всех объединят то, что у каждого из нас есть тело. Какое оно? Давайте с ним познакомимся.
Опишите, из каких частей состоит тело человека. Могут ли отдельные части вашего тела жить самостоятельной жизнью: Например, ноги - сами по себе гулять, руки – в это время рисовать, тело – спать?
( Участники рассуждают и высказывают свои мнения)
П.: Что тогда может произойти с человеком? Изобразите, как гуляют ваши ноги; как рисует ваши руки; как спит ваше тело.
( Участники изображают и высказывают свои мнения)
(При показе отдельных движений остальные части тела участи в них не принимают.)
П.: Как вы себя при этом ощущаете?
Релаксация «Карта тела»
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по собственному телу и познакомиться с ним поближе.
Лягте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.
(Участники ложатся на коврик на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены)
…Представь себе, что ваше тело-это целая планета. На нем есть леса и реки, пустыни и ледники. Какие-то его участки и области можно назвать благодатными, какие-то - ухоженными, а где-то, возможно, царит запустение. Ты отправляешься в путешествие по континенту собственного тела.
Первое, куда ты попадаешь - это область голубых, чистых озер и прекрасных лесов. Здесь все наполнено радостью и покоем. Найди на своем континенте этот уголок - область любви, которая тебе нравится и вызывает эти чувства.
Дальше твой путь лежит в абсолютно другое место. Оно похоже на зону постоянных стихийных бедствий. Это область боли. Найди на своем теле область боли и нарисуй в воображении образы, которые она у тебя вызывает. Может быть, это место землетрясений или извержений вулкана, засухи или наводнения или что-то иное. Как как часто они напоминают о себе?
А теперь перенесись в край пышной зелени и солнечной, теплой погоды - область удовольствия и радости. Представь те части своего тела, которые дарят тебе эти переживания, где они расположены, как много их на твоем континенте? Это могут быть обширные территории или маленькие островки.
А теперь представь свое тело в виде карты. Мысленно окинь ее своим внутренним взором, запомни ее и приготовься перенести все увиденное на лист бумаги.
Арт-техника «Карта моего тела»
Ребята, перед вами лежат краски, карандаши, мелки и пластилин. Используйте то, что вам хочется. Нарисуйте карту своего тела, расскажите о том, что и где у вас находится.
Беседа:
- Где в твоем теле уголок любви?
- Есть ли в твоем теле область стихийных бедствий?
- Как часто эта область напоминает о себе?
- Где область удовольствия и радости?
Наше тело всегда дает нам знать о том, что хочет внимания и заботы. А вы в свою очередь можете подойти к маме с папой, к бабушке с дедушкой и рассказать, что хочет ваше тело, т.е. что хочется вам. Может что-то болит и о вас надо позаботиться взрослым. Или вам хочется просто прикосновений, чтобы погладили и обняли.
Рефлексия.
П.: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Расскажите, что нового вы сегодня узнали о себе, о своем теле? Расскажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось.
(Участники обмениваются впечатлениями.
Каждому ребенку предоставляется возможность рассказать, что ему больше всего запомнилось, понравилось)
До свидания. До новых встреч!