Методическая разработка занятия «Советы психолога школьникам перед сдачей устного зачёта»

9
0
Материал опубликован 25 June 2017 в группе

Учитель Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2017.

 Методическая разработка занятия «Советы психолога школьникам перед сдачей устного зачета». Самоисследования старшеклассников.

Класс: 10-11 класс.

Тема занятия: «Советы психолога школьникам перед сдачей устного зачета».

Длительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: Общеметодологический, урок-самонаблюдение и обсуждение.

Методические приемы: познавательная, исследовательская деятельность, метод наблюдений, практический метод, словесный, физиологические методики, психологические методики и тесты.

Цели деятельностные: научить школьников структурировать знания о самом себе, свойствах своей нервной системы, научить самонаблюдению за собой в различных состояниях, в том числе в стрессовом состоянии перед экзаменом. Научить применять полученные знания на практике в повседневной жизни. Вести здоровый образ жизни, укреплять своё здоровье и нервную систему для успешного достижения жизненных и профессиональных целей.

Цели содержательные: Изучить роль вегетативной нервной системы в развитии психоэмоционального стресса у школьников перед экзаменом. Провести комплексное психофизиологическое наблюдение учеников во время экзаменов. Исследовать исходный уровень тревоги во время экзамена, а также изучить связь психофизического состояния ученика с функциями вегетативной нервной системы. Выявить взаимосвязи между личностными особенностями учеников и характером их вегетативных реакций на психоэмоциональный стресс. Разработать методику прогнозирования работы вегетативной нервной системы во время экзамена в целях выявления учеников со сниженной стрессоустойчивостью. Разработать методы коррекции экзаменационного стресса и нормализации деятельности вегетативной нервной системы, которые позволят учащимся с меньшими потерями для здоровья и более успешно сдавать экзамены в средней школе.

Предполагаемые образовательные результаты.

личностные: Школьник научится определять свой тип нервной системы, свой темперамент, научится пользоваться общепринятыми психологическими методиками тестирования; научится оформлять свою мысль в устной речи: у него разовьётся умение прогнозировать свою реакцию на экзаменационный стресс, делать корректировку реакции.

метапредметные: Приобщение учащихся к самотестированию, к сравнению своих показателей здоровья со среднестатистическими. Умение пользоваться справочной, энциклопедической, научной литературой и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

предметные: Школьник изучит функции вегетативной нервной системы, факторы, влияющие на её работу. Узнает наследственные особенности личности человека и как проводить профилактику экзаменационного стресса.

Межпредметные связи: биология, физиология, ЗОЖ.

 

Пояснительная записка.

Психологические особенности личности старших школьников бывают разными потому, что люди рождаются с разными типами нервной системы, обладают различными темпераментами. И, если характер человека складывается под влиянием воспитания, общения с другими людьми и в процессе деятельности, то темперамент и тип нервной системы являются врожденными свойствами. Врожденные черты личности человек изменить не может. Зная особенности своей нервной системы, старшеклассники могли бы, успешнее справляться со стрессовыми ситуациями в своей жизни, легче «переживать» стресс, легче сдавать экзамены и зачеты.

Ход занятия.

В зависимости от выносливости и силы основных нервных процессов возбуждения и торможения И.П Павлов разделил всех людей на тех, у которых нервная система сильная, и на тех, у кого она слабая и чувствительная. У сангвиников процессы возбуждения и торможения подвижны, легко сменяют друг друга. У флегматиков эти процессы с трудом сменяют друг друга. У холериков преобладают процессы возбуждения,- это люди с сильной, но неуравновешенной психикой. У меланхоликов слабая нервная система.

Совет №1. Определите свой врожденный темперамент. Это можно сделать по различным психологическим тестам, которые не сложно найти в сети Интернет. В таких тестах бывает от 10 до 300 вопросов. Для школьного занятия лучше выбрать небольшой опросник самотестирования. Тестироваться школьники смогут на занятии за пять минут. Определив примерно свой тип темперамента, ученики читают информацию о влиянии темперамента на учебную деятельность и принимают к сведению советы психолога на этот счёт.

Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность. Ученики-флегматики в силу природной организации своей нервной системы медлительные. Флегматик не любит, когда его ограничивают во времени. Он медленно перестраивается. У него замедленное протекание мыслительных процессов, замедленный темп письма, устного ответа; если ученик начинает торопиться, то начинает делать ошибки. Вместе с тем, флегматик достаточно вдумчив, он спокойно реагирует на конфликтную ситуацию, которая может возникнуть с преподавателем на устном экзамене или зачете. Для ученика-холерика характерны активность, инициативность, быстрый темп мышления и речи. Он легко приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, каверзным вопросам, незнакомым задачам. Но холерик - человек вспыльчивый и неуравновешенный,- это может привести к конфликтам с преподавателем на устном зачете. Ученик-холерик выполняет задания быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны не слишком вдумчивое отношение к заданию, не дописывание предложений, не высказывание мысли до конца. Однако, холерик стремится к успеху. Поэтому, чтобы быть успешным, холерику необходимо глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание, терпение.  Меланхолик - человек с высокой чувствительностью. Ему присущи такие качества, как неуверенность в себе, тревожность, уязвимость, озабоченность, недоверчивость. Он обращает внимание, прежде всего, на трудности. Малообщительный человек, особенно в незнакомой обстановке. Он боится что-то сделать не так, боится обратить на себя внимание. Слабое воздействие со стороны преподавателя способно вызвать у ученика-меланхолика возникновение сильных внутренних эмоций и внушить ему ещё большую неуверенность в себе. Ученик с меланхолическим темпераментом быстро утомляется, он медленно перестраивается. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется время для отдыха. Во время экзамена меланхолики испытывают сильное эмоциональное напряжение, что не может не сказаться на результатах. Болезненно реагирует на замечания. Сангвиник - человек веселого, спокойного нрава, полный надежд. Он хороший собеседник, весел, ничему не придает особого значения. Отличается хорошей активностью, работоспособностью, решительностью. У него быстрый темп речи, мышления, движения. Но он часто отвлекается. Переоценивает свои силы. Легко приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, поэтому способен добиться успеха в деятельности. Сангвинику бывает необходима перемена деятельности.

Совет №2. Учитывая свой темперамент, разработайте тактику поведения на экзамене и манеру устного ответа на зачете. На устном экзамене вероятность получить неудовлетворительную оценку в паре преподаватель-ученик велика, если преподаватель – имеет черты темперамента холерика, а ученик – флегматика. Флегматичность и медлительность ученика будет раздражать учителя. В этом случае ученику нужно обратить внимание преподавателя на «глубину» проработки своего ответа и акцентировать внимание преподавателя не на быстроте ответа, а его многогранности, широте, полноте; на своей вдумчивости.

В паре холерик - меланхолик (преподаватель – ученик) тоже может сложиться недопонимание при устном ответе. Педагога будет раздражать замкнутость ученика, его вялые ответы, утомляемость. В этом случае ученику нужно не принимать любые замечания учителя близко к сердцу. Попытаться логическими рассуждениями доказать свой ход мысли, а не пугаться любого вопроса, стараясь сразу же подстроиться под преподавателя и изменить ход своей мысли, ведь преподаватель может задать спорный вопрос, чтобы специально запутать ученика.

В парах, где преподаватель флегматик, а ученик – холерик, очень велика вероятность отличной оценки. Ученик стремится к успеху, отвечает быстро и активно, пусть и не всегда точно и полно. Это радует преподавателя, и он оценивает ученика высоко.

Совет №3. Изучите тип реагирования своей нервной системы. В подростковом периоде существенно возрастает активность как симпатического, так и парасимпатического звена вегетативной регуляции. Развитию вегетативной дисфункции в этом возрасте способствует незавершенность функционального формирования вегетативной нервной системы и гормональная перестройка. Временное повышение активности симпатического звена вегетативной нервной системы в подростковом возрасте обеспечивает адаптацию различных систем организма к внешним воздействиям, в том числе, стрессовым на экзамене.

Запишите в таблицу функции вегетативной нервной системы (ВНС).

Орган

Изменение состояния органов при возбуждении нервов

Симпатическая

Парасимпатическая

Сердце

Учащение и усиление сокращений

Замедление и ослабление сокращений

Сосуды кожи

Сужаются

Расширяются

скелетные мышцы

Увеличение тонуса

Расслабление

Бронхи

Расширяются

Сужаются

Желудок и кишечник

Ослабление сокоотделения и перистальтики кишечника

Усиление сокоотделения и перистальтики кишечника

Печень

Выделение глюкозы в кровь

Синтез гликогена

Слюнные железы

Скудное слюноотделение

Обильное слюноотделение

Мочевой пузырь

Накопление мочи

Выведение мочи

Зрачок глаза

Расширение

Сужение

Слезные железы

Уменьшение секреции

Усиление секреции

Потовые железы

Усиление потоотделения

Уменьшение потоотделения


 

Изучение стрессового состояния учеников. Самонаблюдения проводится перед устным зачётом, так, как зачёт является фактором стресса для учеников. Пояснения: Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Это общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма. В ответ на факторы стресса в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление этих факторов.


 

Самонаблюдения.

 

Ученик с «симпатическим» типом реагирования нервной системы. За 5 минут до зачёта.

Ученик с «парасимпатическим» типом реагирования. За 5 минут до зачёта.

Через 20 мин после зачёта в буфете.

Дыхание

Неровное, частое: "пыхтит как паровоз".

Неровное, частое: "в зобу дыханье сперло"

Спокойное, ровное

Лицо

Бледное или красное, уши "горят" (расширение или сужение кровеносных сосудов лица, приток крови к лицу, голове)

Бледное (сужение кровеносных сосудов, отток крови от головы)

Нормальное, обычный румянец.

Сердцебиение

Ускоренное, усиленное: "сердце выпрыгивает из груди".

Обычное или замедленное. Сердце «замирает»

Спокойное, обычное.

Слюноотделение

"во рту пересохло"

Обычное.

Обильное.

Потоотделение

"весь взмок", хоть ничего не делал. Холодная испарина.

Потоотделение в необычных местах -"липкие", влажные руки.

Нормальное

Речь

Торопливая, сбивчивая: "слова глотает".

Замедленная невнятная: "резину жует"; ему не хочется отвечать.

Нормальная

Мышцы

Напряжены: "деревянные" руки и ноги или дрожание рук.

Расслаблены: руки ватные; ему не хочется ничего писать.

В норме.

Аппетит

При виде еды "кусок в горло не лезет". Есть не хочется.

Есть не хочется.

Прекрасный, при виде еды хочется есть.

Желудочно-кишечный тракт

Есть не хочется. В туалет не хочется.

"Медвежья болезнь". Всё время хочется в туалет

«Урчит» в животе, хочется есть.

Нервная и гормональная системы определяют характер реагирования организма на стресс. Выраженность проявлений зависит от интенсивности и длительности действия стрессовых факторов а также от функционального состояния физиологической системы и от характера поведения человека.

Перед устным ответом усиливается деятельность коры надпочечников: усиленно выделяется адреналин. Кроме того, активизируется симпатический отдел автономной нервной системы: сердце усиливает свою работу, повышается кровяное давление, увеличивается содержания сахара в крови, деятельность органов пищеварения затормаживается.

После ответа активизируется парасимпатическая система. Она возвращает деятельность сердца к нормальному состоянию, под ее влиянием дыхание становится более редким, но более глубоким, что позволяет избавиться от продуктов неполного окисления, оставшихся после напряженной умственной работы. Блуждающий нерв расширяет кожные сосуды и активизирует органы пищеварения. Избыток адреналина выводится из крови.

Выводы: Стресс активизирует, мобилизует организм на решение сложных задач на зачёте или экзамене. Но если стрессовые факторы действуют длительное время (ученик "волнуется" в коридоре больше 30 минут), то деятельность человека, наоборот, угнетается, наступает торможение и такому ученику уже ничего не хочется, не хочется стремиться к отличной оценке,- лишь бы "спихнуть экзамен".

Совет №4. Учитывая тип реагирования своей нервной системы, разработайте тактику поведения на экзамене и манеру устного ответа на зачете. При возникновении «предэкзаменационной лихорадки» у различных людей включается преимущественно либо «активный», либо «пассивный» тип реагирования нервной системы: у большинства учеников происходит учащение пульса перед экзаменом и повышение артериального давления, в то время, как у меньшей части - наоборот, пульс замедляется и снижается давление (у них от страха «замирает сердце», «перехватывает дыхание», снижается общая активность организма). Этот тип реакции на экзамен наблюдался в основном у лиц со слабым типом нервной системы, у людей с меланхолическим темпераментом, не способных выдерживать сильных нагрузок. Для других учеников, наоборот, нужно «как следует разволноваться», чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной системы, желательно снижать излишнее возбуждение, а вот для флегматика с сильным и инертным типом высшей нервной деятельности, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, больше поволноваться перед экзаменом.

Совет №5. Определите интровертность/экстравертность своего характера. С учетом этого выработайте тактику поведения на устном экзамене. Тот или иной тип реагирования учащихся на процедуру экзамена определяется целым комплексом факторов, среди которых важнейшую роль играют индивидуальные особенности личности ученика. Физиологическим базисом личностных свойств является тип высшей нервной деятельности и темперамент человека. Немаловажную роль играет и такое свойство нервной системы, которое характеризуются экстра / интроверсией. Ученик-экстраверт будет иметь больший успех в устном ответе на экзамене, так как он более общительный, коммуникабельный. Но и ученик-интроверт может поразить преподавателя глубиной своих познаний и точностью ответа, ведь он склонен к размышлениям, анализу полученных знаний. Определить экстра / интровертность человека можно самотестированием. Тесты есть в сети Интернет.

Совет №6. После экзамена руководствуйтесь формулой «Сдал экзамен – вернись к действительности». Сразу после экзамена некоторые ученики не могут быстро переключиться на окружающую их действительность. Выходя из школы после экзамена, они мысленно ещё решают задачи, отвечают на вопросы, продолжают вести диалог с преподавателем, забывая свои документы, гаджеты, сумки в аудитории. При этом, возвращаясь домой, они переходят автомобильные дороги, спускаются или поднимаются по крутым лестницам в метро или идут мимо электричек. В это время им нужно быть особенно внимательными, а не рассеянными. А проанализировать ответы на экзамене и порешать ещё раз экзаменационные задачи можно уже потом, в спокойной домашней обстановке. Сразу после экзамена нужно сосредоточиться на окружающей обстановке и тех делах, которые требуют неотложного исполнения.

Совет №7. Настройтесь оптимистично! Отнеситесь к устному экзамену не как к мрачной неизбежности и тяжелой ноше, а как к увлекательному, интересному состязанию интеллектов преподавателя и ученика.

Совет №8. То, что хорошо другим, не обязательно подойдёт вам. Слушая общие советы психологов, «примеряйте» их на себя с умом, применяйте вдумчиво. В последнее время все больше говорят о персонализированной медицине, подчеркивая необходимость индивидуального подхода к каждому человеку. Изучение стрессорных реакций разных людей на экзаменах, тоже должно быть персонализировано, а советы - индивидуальны.


 

Структура занятия

Этап занятия

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Приветствует, настраивает на занятие

Настраиваются на занятие

1 мин

2

Самоопределение.

Почему школьники боятся экзаменов? (проблемный вопрос)

Рассказывает о роли вегетативной нервной системы в управлении психоэмоциональным стрессом у школьников перед экзаменом.

Заинтересованы темой, задают вопросы. Заполняют таблицу симпатический/парасимпатический отдел нервной системы.

10 мин

3

Актуализация знаний 

фиксирование затруднений и проблем перед устными экзаменами и зачетами.

Составление плана, стратегии по разрешению проблемы.

Реализация выбранного пути.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

1.Рассказывает о темпераменте человека.

2.Инструктирует, как провести тестирование на темперамент.

3.Объясняет, как провести самоисследование уровня тревоги во время экзамена.

4.Определяет связь психофизического состояния ученика с функциями вегетативной нервной системы.

5.Выявляет учеников со сниженной стрессоустойчивостью.

6.Помогает разработать советы ученикам, как не бояться экзаменов?

1.Слушают учителя

2.Проводят самотестирование на темперамент.

3.Проводят психофизиологическое самонаблюдение во время экзаменов.

4.Заполняют таблицу состояния ученика и его вегетативной нервной системы.

5.Выявляют учеников со сниженной стрессоустойчивостью.

6.Разрабатывают советы к устному зачету, которые позволят учащимся с меньшими потерями для здоровья и более успешно сдавать экзамены в средней школе.

25 мин

4

Рефлексия

Задает вопросы ученикам, отвечает на вопросы учеников

Вопрос: Есть ли взаимосвязь между ученической экстравертностью и успехом на экзамене?

3 мин

5

Советы ученикам.

Подведение итогов.

Советы:

№1. Определите свой врожденный темперамент.

№2. Учитывая свой темперамент, разработайте тактику поведения на экзамене.

№3. Изучите тип реагирования своей нервной системы.

№4. Учитывая тип реагирования своей нервной системы, разработайте манеру устного ответа на зачете.

Усваивают информацию, принимают ее к сведению.

Советы (продолжение):

№5. Определите экстравертность (интровертность) своего характера; и с учетом этого выработайте тактику поведения на устном экзамене.

№6. После экзамена руководствуйтесь формулой «Сдал экзамен – вернись к действительности».

№7. Настройтесь оптимистично!

№8. То, что хорошо другим, не обязательно подойдёт вам.

6 мин


 

Источники информации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.