Занятие-тренинг для детей подросткового возраста «Я не такой как все, и все мы разные» (6–7 класс)
Занятие – тренинг для детей подросткового возраста.
Учащиеся 6-7 класса
Тема: «Я не такой как все, и все мы разные»
Цели тренинга:
1) формирование критериев оценки положительных и отрицательных качеств и способности к самоанализу и самооценке;
2) способствовать осознанию детьми черт своего характера; развитие коммуникативных навыков.
Приветствие. Упражнение «Здравствуйте!»
Психолог: «Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по своему». Обсуждение: оценка участниками подтекста, который каждый вкладывал в приветствие.
Анализ притчи. «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна)
В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение — что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я — все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям...»
Обсуждение. В чем смысл притчи для каждого учащегося? Какое толкование ей можно дать?
Все люди по разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Это не плохо и не хорошо. Просто все мы разные, и понимание этого составляет основу хороших взаимоотношений с окружающими.
Несмотря на то, что люди очень разные, все мы в то же время в чем-то похожи. У каждого человека есть какие-то черты сходства и различия с другими людьми. Как бы выглядел мир, если бы каждый был похож на всех? Суть красоты – в её разнообразии!
Упражнение «Люблю – не люблю»
Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.
Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Психолог задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь земляничное варенье, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то — плохо?»
Необходимо создавать ситуации, которые будут способствовать возникновению у участников тренинга большого количества примеров из жизни, что они любят, а что не любят.
Заключительное упражнение. Это - Мы!
Последнее упражнение — кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.
Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем — несколько и наконец — все шарики.
Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?» Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это — мы! Это наш класс!»
Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.
Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «Играли», «Знакомились», «Хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».