Открытое занятие «Я не такой как ты, и все мы разные» (работа с психологом, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Открытое занятие
" Я не такой как ты, и все мы разные "
6 класс
Педагог-психолог:
Байдакова Елена Георгиевна.
2018 г.
Тема: «Я не такой как ты, и все мы разные»
Цель: помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми и понять, что «отличный от меня» не значит «плохой», формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность».
раскрыть характеристики толерантного и интолерантного человека.
сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
Воспитательные:
воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
Развивающие:
развивать навыки рефлексии;
развивать способность осознавать свои чувства;
развивать навыки саморегуляции;
развивать коммуникативные навыки.
Методы и формы работы: групповой дискуссии, игрового моделирования.
Возраст участников: 10-13 лет.
Структура занятия:
Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;
Третий этап - игровой: система упражнений.
Заключительная часть: рефлексия занятия.
_ Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Георгиевна. Сегодня мы с вами проведем очень интересное занятие.
Учитель рассказывает о правилах общения на занятиях.
Правила общения:
Доверительный стиль общения.
Активное участие в происходящем.
Уважение говорящего.
Упражнение 1 «Цветы»
Цель: дать понять, что каждый человек исключительная и индивидуальная личность. .
Описание: Перед детьми заготовки из бумаги. В течение нескольких секунд они должны вырезать цветы. Затем лист нужно развернуть и сравнить свою работу с работами, сделанными другими участниками.
Подводя итоги упражнения, внимание акцентируется на то, что все люди разные. Но все по-своему красивы и уникальны.
Тема нашего занятия «Я не такой как ты, и все мы разные» .
- Скажите, а чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).
Упражнение 2 «Перейти реку»
Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной» или же наоборот почувствовать себя в компании.
Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно полметра. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнем.
Список утверждений:
1. У кого карие глаза
3. Кто любит носить джинсы
4. Тот, кто когда-либо взял чужую вещь
5. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквы
6. Получал двойки
7. Те, кто плакал на людях
8. Кто переживал о выскочившем на носу прыще
9. Кого предавали близкие друзья
Обобщение: Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.
Была ли в упражнении хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели.
Обсуждение: почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других?
Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определенное отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни оказались «по ту сторону реки». Какое качество мы должны проявлять к этим людям? Мы должны проявлять толерантность к людям, способность сопереживать.
Упражнение 3. «Определения толерантности».
Перед вами качества личности человека:
1) Сотрудничество, дух партнерства.
2) Готовность мириться с чужим мнением.
3) Уважение человеческого достоинства.
4) Уважение прав других.
5) Принятие другого таким, какой он есть.
6) Способность поставить себя на место другого.
7) Уважение права быть иным.
8) Признание многообразия.
9) Признание равенства других.
10) Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11) Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
-Каким из этих качеств, по-вашему мнению, обладает толерантный человек? Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
Толерантность - это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Упражнение 4. «Мяч по кругу»
Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру или человек, который подвергается психологическому насилию; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.
В центре круга стоит один участник, которому дети по очереди бросают мяч с определенными «обидными» словами.
Далее обсуждается, как он чувствовал во время упражнения.
-Ребята, скажите, а вы сейчас были в роле людей проявляющих толерантность?
Правильно, вы сейчас проявили себя как интолерантная личность. Какие же свойства присущи интолерантной личности?
Свойства интолерантной личности:
Ставить себя выше остальных;
Отсутствие чувства солидарности;
неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
пренебрежительное отношение к другим людям
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека.
Упражнение 5. «Поддержка»
Цель: показать детям, что человек всегда нуждается в поддержке близких.
Два участника пробуют постоять, попрыгать на одной ноге. Затем подойти друг к другу, взявшись за плечи, повторить упражнение. Дети должны прийти к выводу, что при поддержке друга любое дело по плечу.
Мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
- Ребята, чем же мы отличаемся друг от друга?
- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.
- Почему вы так отличаетесь?
- Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. Но, несмотря на все различия каждый человек уникален.
Каждый человек – уникальная личность. Верить в свою исключительность необходимо каждому. Каждый из них действительно является «подарком» для человечества. Каждому подростку предлагается аргументировать свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я…»
После выполнения задания учитель обобщает высказывания детей, говорит, что у всех много того, что делает каждого уникальным, и того, что их объединяет.
РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Упражнение 6 «Продолжи предложение»
Цель: завершение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Необходимое время: 2 минуты.
Инструкция: «Ребята, а теперь давайте обменяемся мнением. Я буду передавать вам вот такую красивую ромашку, и у кого она окажется в руке продолжит незавершенную мной фразу »
На занятии мне понравилось…
Я считаю полезным…
Я буду вспоминать…
Мне очень понравилось…
У меня вызвало затруднение…
На занятии я узнал новое…
Я буду применять в своей жизни…
Ребята, так какая же главная причина нетерпимости в мире? Это различие между людьми. И сегодня мы с вами еще раз убедились, что «отличный от меня» не значит «плохой».
/data/files/n1524910223.ppt (Презентация к занятию "Я не такой как ты, и все мы разные".)