12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена геннадьевна михайлова50
3

Занятие - тренинг: "Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях".

                                                            Занятие – тренинг:

«Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых состояниях».

 Дети эмоциональны. Это естественно, так как именно эмоции, воздействуют на все компоненты познания, ускоряют или замедляют развития личности. Положительные эмоции улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы, стимулируют воображение.

 Однако детская эмоциональность стихийна и импульсивна.

 Неумение осознавать свои собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины.

 Невозможность понимать и оценивать других людей создает сложность в общении как со с сверстниками, так и с родителями и другими взрослыми.

 Эти проблемы можно решить путем специально организованного, систематического обучения детей способам грамотного и осознанного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.



Цель:

- научить ребенка практическим умениям, которые помогут ему спокойно и уверено чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия.

Задачи:

- помочь осознать и проанализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;

- видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей;

- соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации;

- произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.



                                                                  Ход занятия

Упражнение «Комплимент».

Посидите в кругу молча и посмотрите друг на друга. Подумайте, что в ваших товарищах вызывает у вас чувство спокойствия, радости или другие приятные эмоции. Найдите из всего, что вы видите, что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности в данный момент.

Например, кому –то нравится приятная улыбка на лице соседа, кто-то очарован красотой платья и т.д.

А сейчас вы выскажите свои симпатии тому, кто у вас их вызвал.



Задание №1. «Раскрась свои чувства».

Упражнение выполняется на отдельных листах со схематическим изображением человека. Приготовлены цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный.

Инструкция: Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства и его ощущения в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:

радость – желтым;

счастье –оранжевым;

удовольствие – зеленым;

гнев, раздражение –красным;

чувство вины – коричневым;

страх – черным.

После того как «человечки» раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.

Затем педагог просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.



Упражнение «Внутренняя бесконечность».

При выполнении этих заданий, объединенных под этим названием, дети имитируют различные внешние реакции, и приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний.

Сейчас все сядут на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.

Пройдите по кругу, как ходит гордый жираф.

Полетайте, как бабочка вокруг очень красивого цветка.

Зарычите, как лев, который увидел добычу.

Сядем, как котенок, который только что попил теплого молочка.



Упражнение «Радость».

Детям предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пикторамма, педагог просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?»

В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.



Упражнение «Гнев».

Детям показывается пиктограмма гнева и предлагается определить, что это за эмоция. Каждый из детей пытается изобразить эмоцию гнева.

После этого проводится конкурс на «самый гневный гнев».



Упражнение «Ярость».

Детям предъявляется пиктограмма с изображением эмоции ярости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, педагог просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает ярость?»



Упражнение «Куда уходит злость».

Пока мы выполняли предыдущие упражнения, в классе накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по классу и руками сгоним всю злость в середину. Теперь потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь все вместе будем дуть на злость, чтобы она улетела в окно.



Задание №2. «Угадай эмоцию».

На столе картинками вниз раскладываются карточки с изображением эмоций. Дети по очереди открывают одну карточку, не показывая ее остальным, изображают эмоцию мимикой, пантомимикой и голосовыми интонациями. Остальные угадывают данную эмоцию.

Входе этого упражнения выясняется, что одна т та же эмоция может быть выражена по – разному, с разной силой, с разной интенсивностью (страх –ужас, растерянность – подавленность, радость – восторг) .

Работу можно продолжить в группах, Дети самостоятельно придумывают сюжеты, в которых эмоции проявляются с различной интенсивностью.



Упражнение «Испорченный телефон».

Все сидят в кругу с закрытыми глазами, кроме педагога и одного ребенка. Педагог жестами и мимикой показывает какую – нибудь эмоцию. Тот, кому ее показал, «будит» соседа и старается по – своему передать ту же эмоцию

(игроки, уже передавшие эмоцию, наблюдают за происходящим молча). Игра идет по кругу. Последний игрок должен сказать, какую эмоцию ему передали.

Во время выполнения упражнения можно пройти два – три круга.



Задание №3. «Сюжеты – загадки».

Ребята получают карточки с текстами сюжетов (каждый по одному). Выбирают себе партнеров для проигрывания этюда. Всем дается 2-3 минуты на подготовку.

После каждого этюда проходит обсуждение. В процессе обсуждения зрители:

восстанавливают сюжет;

определяют, какие эмоции демонстрировались и какими средствами исполнитель это сделал.



Сюжеты для этюдов:

Про Таню ( испуг – радость).

Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка не плачь, - не утонет в речке мяч.



Кот Васька (стыд).

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.



Соленый чай (отвращение).

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара положил в чашку две столовые ложки соли. Помешал. Сделал первый глоток. «Какой противный чай!» - воскликнул мальчик.

Упражнение «Самопохвала».

Детям по очереди предлагается встать на стул и похвалить себя за то, что выполняли трудные задания.

Это упражнение очень важное, так как помогает детям осознать, что самопознание – тяжелый труд. Кроме того, оно готовит детей к выполнению следующих заданий.



Рефлекия.

Чему я научился сегодня?

Что я узнал нового сегодня?

Что у меня получилось сегодня, а что нет?













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.03.21 в 01:16 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.