Практическое занятие «Тренинг по выработке навыков организации групповой дискуссии»
Практическое занятие «Тренинг по выработке навыков организации групповой дискуссии»
по теме «Психологические аспекты принятия управленческих решений»
Цели:
- Обучающие: закрепить теоретические и практические знания по теме «Психологические аспекты принятия управленческих решений», приобретение умения работать в сотрудничестве;
- Развивающие: формирование умения уважать чужую точку зрения, вести деловое обсуждение, овладение нормами делового общения и этикетом разговора, овладение навыками управления голосом и поведения в конфликтных ситуациях;
- Воспитательные: развитие ответственности за принятие управленческого решения.
Занятие проводится на основе использования активного метода обучения – тренинга как формы активного обучения, целью которого является обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков.
Методика проведения тренинга предполагает использование комплекса методов, направленных на развитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.
В результате работы на практическом занятии обучающиеся будут обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
знаниями:
- об этапах управленческого решения: подготовке, реализации, исполнения, контроля;
- о формах групповых дискуссий и их характеристики;
- о моделях поведения руководителя в процессе принятия решения;
умениями:
- использовать различные формы групповых дискуссий при принятии решений.
навыками:
- совместной деятельности, основанной на принципах сотрудничества;
- работать в команде, обмениваться мнениями и дискутировать, совместно приходить к консенсусу.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию:
- Изучение основной и дополнительной литературы;
- Посещение Интернет-сайтов по данной тематике (www. revolution.allbest.ru; www. Med-Tutorial.ru; www. summercamp.ru)
- Подготовка докладов, сообщений, мультимедийных презентаций.
Используемые ТСО: ПК, мультимедийный проектор, СD «Лучшие приемы успешного общения», ООО «Издательство Книжный дом», 2008, СD «Самоорганизация и личная ответственность» (изд. ООО «Новый диск», 2010), СD «Технология обучения и развития персонала (бизнес-тренинг)», М. ИД Равновесие, 2005; электронный учебник/В.Р.Веснин «Управление персоналом. Теория и практика» (изд. КНОРУС, М. 2010)
План занятия:
Вопросы для повторения теоретического материала.
Принятие группового решения. Четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решения. Возможные трудности. Конфликты. Критерии эффективности обсуждения. Формы групповых дискуссий: совещание, «брейнстроминг» (мозговая атака), метод «365», метод «синектики», метод «ринги».
Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели.
Темы тренинга:
Технология организации групповой дискуссии.
Техника ведения групповой дискуссии. Нормы делового общения. Этикет. Владение голосом.
Эффективность проведения групповой дискуссии. Секреты эффективного приема информации, умение слушать и слышать. Навыки активного слушания и "грамотных вопросов".
Результаты групповой дискуссии. Достижение целей, анализ результатов.
Групповая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении проблем.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, приобретаемые в процессе работы (учебы).успешность дискуссии во многом зависит от умения руководителя (менеджера) ее организовать.
Во время дискуссии участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.
Групповая работа требует не только много времени для подготовки, проведения и оценки, но и очень точного формулирования задач. Внутри группы могут возникнуть напряженности, которые осложняют работу, и тем самым влияют на результат.
Подведение итогов занятия.
Анализируется процесс проведения тренинга, поведение и активность участников, обращается внимание на ошибки и правильные решения, подводятся итоги.
Домашнее задание:
Подготовить ответы на вопросы:
Стратегии и правила ведения дискуссии.
Организация группы для принятия группового решения. Роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения.
Инструменты организации групповой дискуссии.
Подведение итогов групповой дискуссии.
Валеева Елена Николаевна