Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Знакомство со звуком [з]»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе
Тема: Знакомство со звуком «з»
Цель: Ознакомление детей со звуком «з»
Образовательные задачи:
1) Учить правильному произношению звука [з] в словах через объяснение и показ артикуляции
2) Учить различать на слух и называть слова, включающие в себя звук [з] через игровое упражнение
3) Продолжать учить различать звуки по глухости и звонкости через прием прикладывания ладони к горлу
4) Закреплять отчетливое произнесение слов
Развивающие задачи:
1) развивать познавательные процессы, через образовательную деятельность
2) развивать фонематический слух, через игровое упражнение
3) развивать артикуляционный аппарат через чистоговорку
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру поведения на занятии
Активизация словаря: согласный, звук
Обогащение: звонкий
Оборудование: презентация, сопровождающая занятие
Организация детей: полукругом на стульях, перед воспитателем; на стульях; стоя в кругу; на стульях
Структурные части | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Индивидуально-дифференцированный подход | Прочее |
Вв. ч. Осн. ч. ФМ Д/и «Хлопни в ладоши» Зак.ч. | В1 О1 Р1 О3 Р1 Р1 В1 Р1 О2 Р2, Р1 Р3 Р1 Р1 | Ребята, сядьте красиво, спины у всех прямые, ноги стоят ровно. Сейчас я расскажу вам сказку о язычке. Слушайте внимательно. Жил-был Язычок. Он очень любил петь разные песенки. Однажды он услышал песню комарика (з-з-з-з) и очень огорчился, ведь такую песенку Язычок петь не умел. Давайте научим наши язычки петь звонкую песенку комара (з-з-з). Кончик языка надо прижать к нижним зубкам и тихонько петь. Давайте послушаем, получится ли звонкая песенка у Давида. Выходи ко мне. Слушайте внимательно. Молодец, у тебя хорошо получилось. Теперь, дети, приложите свою ладонь к горлышку и спойте песенку комара. Поет горлышко? Значит звук [з] какой, звонкий или глухой? Правильно, ребята, звук [з] согласный и звонкий. Давайте посмотрим, как тихую песенку комара споют девочки. Теперь громкую песенку комара споют мальчики. А теперь все дружно споем тихую песенку комара. Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам встать свободно, чтобы никому не мешать. Повторяйте движения за мной ФМ (2 раза) Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Садитесь на свои места, выпрямите спины и слушайте внимательно. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Ответы по поднятой руке. Зимой беленький, Давайте посмотрим на экран и проверим, отгадали вы загадку или нет. Молодцы, ребята, справились, это заяц. Согревает нас всегда Солнце- яркая …. Верно, звезда Если дождик моросит Правильно, это зонт. Молодцы, ребята, как быстро вы все загадки отгадали. Д/и «Хлопни в ладоши» Давайте сделаем большой круг и немного поиграем. Я буду называть разные звуки. Как только услышите звук [з], хлопайте в ладоши. Вы готовы? Тогда начинаем! [м], [к], [с], [з] [л], [р], [д], [м], [з] Молодцы, ребята, как хорошо вы справились. А теперь я буду называть слова. Если в слове есть звук [з], вам нужно хлопать, а если этого звука нет- топать. Чайник, рот, зверь, еж, коза, стул, зонт, замок, закат. Молодцы, ребята, у вас замечательно получилось. Садитесь на свои места, не забывайте про осанку. Попробуйте повторить за мной. За-за-за- на лугу сидит коза Зу-зу-зу-мы увидели козу Зе-зе-зе- травку дали мы козе Зой-зой-зой-бежит козленок за козой. Дети, какой звук мы сегодня изучали? Как вы думаете, научили мы наши язычки петь звонкую песенку комара и правильно произносить звук [з]? Что на занятии вам больше всего понравилось? На занятии вы были очень активными, старательными, молодцы. Занятие окончено, можете немного поиграть. | Сидят на стульях З-з-з Звонкий Произносят звук девочки, потом мальчики. Все вместе Приседают. Указательные пальцы приставлены к голове, движения пальчиками. Растирают ладони, прыжки на месте Заяц Звезда Зонт Встают в круг Хлопают, топают Проговаривают чистоговорку. З Да Ответы детей | Вызываю к себе 2-3 детей, которые не овладели произношением звука Отвечающего ребенка прошу четко проговорить слово, выделяя звук [з] При необходимости дополнительно спрашиваю детей, испытывающих затруднения | Интонационно выделяю звук [з] На экране появляются отгадки |